Порядок параллельного ведения налогового и бухгалтерского учета в компьютерной системе

В ряде существующих на сегодняшний день разработок для раздельного ведения бухгалтерского и налогового учета применяется следующая технология. Бухгалтерские данные отражаются записями на счетах бухгалтерского учета, а для ведения налогового учета предлагается применять систему специально разработанных регистров. Для ввода данных последних разработаны специализированные экранные формы, а для хранения фиксируемой в них информации применяются отдельные таблицы базы данных. Многие поставщики программ работают и над тем, чтобы оперативно обеспечить соответствие печатных форм регистров рекомендациям МНС, которые находятся в постоянном уточнении.

В системе "Галактика" выбран несколько иной путь ведения системы налоговых регистров. Организация параллельного ведения бухгалтерского и налогового учета решается за счет стандартизованных механизмов, при которых способы ввода и хранения информации налогового учета не привязываются жестко к определенной системе показателей, определяемых реквизитным составом экранных форм. Это обеспечивается за счет ведения двух планов счетов - "бухгалтерского" и "налогового".

Бухгалтерский план счетов полностью соответствует требованиям нового плана счетов, утвержденным приказом Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г., на который хозрасчетные предприятия и организации обязаны перейти в 2002 году. Корпорацией "Галактика" разработаны все необходимые инструменты и соответствующая методология для перехода на новый план счетов, переноса и конвертации данных предыдшествующих переходу периодов. Для ведения налогового учета рекомендуется использовать дополнительный (вспомогательный) план счетов, включая необходимые аналитические разрезы.

Напомним читателям, что в системе "Галактика" можно параллельно вести любое число планов счетов, что важно, например, для предприятий, составляющих отчетность по нескольким учетным стандартам. При этом за счет применения типовых процедур контировки документов, можно осуществлять параллельное отражение хозяйственных операций в различных планах счетов автоматически. Данные первичных документов вводятся в модулях различных контуров системы "Галактика", а бухгалтерам, в рамках имеющейся у них компетенции, достаточно выбрать те или иные перечни документов и применить к ним одновременно ту или иную типовую хозяйственную операцию. В результате система автоматически генерирует необходимые проводки сразу в нескольких планах счетов, по тем правилам, которые предусмотрены для контировки документов в различных планах счетов.

При этом могут формироваться не только детальные, но и сводные проводки по пачкам однотипных документов. Для средних и крупных предприятий такой подход является более предпочтительным чем тот, который применяется во многих других разработках, где контировка документов производится одновременно с их вводам и бухгалтерские записи формируются и хранятся в базе данных по каждому документу. Это объясняется тем, что бухгалтерии для составления регламентированной финансовой отчетности не нужна чрезмерно полная аналитика, которая требуется для управленческого учета, осушествляемого другими подразделениями. В то же время, полная аналитика сохраняется за счет наличия в базе данных всех первичных документов и всегда может быть востребована теми службами, которые в ней заинтересованы и могут получить все необходимые группировки и обобщения за счет системы специализированных отчетов, формируемых в используемых ими модулях. Да и отнюдь не всегда нужно хранить сотни и даже тысячи одинаковых (в смысле корреспонденций счетов) проводок, создаваемых в результате контировки документов, отражающих однотипные факты хозяйственной деятельности.

Возможность ведения нескольких систем счетов и параллельного автоматического формирования записей в различных планах счетов, в частности, является и основой для ведения регистров налогового учета. В этой связи пользователям предлагается, наряду с бухгалтерским, вести и "налоговый" план счетов, а также дополнить систему типовых хозяйственных операций, применяемых для контировки документов, правилами параллельного формирования записей в обоих системах счетов. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему счету налогового плана счетов. При этом обороты и остатки по счетам бухгалтерского и налогового учета система будет вести раздельно и данные последних не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

В связи с тем, что предприятию предоставлено право самому разрабатывать формы и порядок отображения в них данных налогового учета, "Галактика" дает возможность создавать дополнительные специализированные отчеты при их представлении. Поскольку данные налогового учета предлагается фиксировать в своей системе вспомогательных счетов, то стандартизированы и средства проектирования этих отчетов, поскольку порядок описания правил расчета их показателей определяется через простые формулы, основными составляющими которых являются обозначения сальдо и оборотов счетов. То есть задействуются те же механизмы, что и при описании форм регламентированной отчетности. А они хорошо знакомы пользователям "Галактики".

Рассмотренный подход более универсален, чем привязка программ к тем или иным конкретным формам регистров. При этом пользователь волен создать свою систему налогового учета. А это важно, поскольку способы его ведения в полной мере не регламентированы и в разъяснениях МНС неоднократно подчеркивался тот факт, что предприятия и организации вольны в разработке методов его осуществления. Безусловно, многие предприятия, особенно малые, будут следовать опубликованным рекомендациям МНС. Однако крупные предприятия, по всей видимости, будут создавать свои системы ведения налогового учета, то есть проектировать свои регистры и их печатные формы. Сами же механизмы проектирования, вне зависимости от конкретного наполнения, в системе "Галактика" остаются стандартными.

Выгода еще и в том, что при таком подходе пользователи не привязаны к разработчику. Ведь если МНС даст дополнительные разъяснения и уточнения, то программы, использующие жесткий набор форм регистров, придется переписывать. А пользователям придется ждать, когда эти изменения будут внесены и переданы им. В противоположность этому, при подходе, используемом в системе "Галактика", любые изменения и дополнения могут быть внесены пользователями самостоятельно. И все потому, что при ведении налогового учета задействуются стандартные механизмы обработки бухгалтерской информации.