ГЛОССАРИЙ

Альтернатива – необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.

Антикризисное управление – управление, способное предварять или смягчать кризисы

Вертикальные коммуникации – обмены информацией между уровнями иерархии

Власть – потенциальная или реальная возможность влияния на окружающих.

Влияние - психологическое воздействие, которое оказывается с целью изменения поведения.

Внутренний менеджмент (интраменеджмент) - тип управления, отличающийся приоритетами внутренних проблем над внешними; функция управления, выполняемая чаще всего заместителем первого лица и предназначенная для разгрузки его от текущих дел для осуществления стратегического управления или инфраменеджмента.

Делегирование – передача задач и полномочий определенному лицу, принимающему на себя обязательства их выполнения

Звенья системы управления - обособленная единица системы управления; выделяются по специфике функций управления, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, возможностям территориального размещения; могут быть: линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными.

Интеграция- форма согласования, сочетания и совмещения разделенных функций.

Интерес - стремление к удовлетворению потребности, обусловленное осознанием потребности и условий ее реализации. Выделяют интересы экономические, социальные, социально-психологические, организационные, образовательные.

Информация - совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Информация обладает определенными свойствами: накопление, движение, сохранение при использовании, стоимость, измерение, коммуникативность, разнообразие форм.

Информационный потенциал менеджмента - информационные ресурсы и возможности их использования. Характеризуется полнотой и ценностью информации, достоверностью, формой представления, объемом, своевременностью поступления, структурой информации, возможностью (условиями) использования информации при разработке управленческих решений

Искусство управления - комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления. К числу таких характеристик относятся: развитость интуиции, опыт работы, характер образования, профессионализм, коммуникабельность, тип мышления, убежденность, решительность, инициативность.

Кадры - основной состав квалифицированных работников, учреждений, организаций, предприятий, объединений.

Кадровая политика- целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные формы кадровой работы и имеющая цель создания сплоченного, ответственного и высокопроизводительного персонала, способного адекватно реагировать на меняющиеся требования рынка с учетом горизонта прогнозирования.

Канал связи– средство передачи информации

Качество – совокупность свойств предмета или явления, соответствующих реальным ценностям человека

Коммуникации - процесс передачи информации от одного субъекта к другому.

Коммуникационные стили- это способ с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с др.

Конкурентоспособность организации на рынке труда- способность организации быть выбранной в качестве место работы или, другими словами, совокупность предоставленных работникам условий, которые выгодно отличают данную организацию от других аналогичных по профилю.

Контроль – процесс проверки как организация осуществляет поставленные цели, и корректировки ее действий.

Контроллинг - подсистема управления, направленная на процессы планирования и контроля, на их координирование и информационную поддержку с целью обеспечения ответного реагирования, адаптивности управления.

Конфликт- столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношении людей, их формальных и неформальных объединений

Концепция – комплекс ключевых положений (идей, принципов), дающих целостное, глубокое представление о каком-либо явлении или событии.

Лидерство- это условия формирования, проявления и существования авторитета менеджера, признания его заслуг, квалификации, опыта, человеческих качеств.

Миссия организации - философия и смысл существования организации.

Менеджмент – комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику одной из типологических моделей управления в условиях рыночной экономики; самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Метод управления – это способ использования тех или иных средств управления.

Методология – это характеристика любого вида деятельности человека, в которой находит отражение влияние образование человека на его поведение, интересы, потребности.

Механизм управления– совокупность средств воздействия на деятельность людей.

Мотив - побуждение к действию, в основе которой может быть интерес (вознаграждение, премия), административное решение (приказ, распоряжение), или иная причина (чувство долга, страха, ответственности, благородства).

Мотивация — использование действующих и формирование необходимых мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

Неформальные группы- спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Норма управляемости– количество работников, непосредственно подчиненных одному руководителю

Объект управления- это социально-экономическая система (организация), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития.

Парадигма – ключевая идея, лежащая в основе построения концепции.

Персонализация управления- это максимально возможный учет индивидуальных способностей, интересов и профессиональных возможностей персонала, это опора на персону.

Персонификация управления- это отождествление стратегии, стиля и ответственности с персоной менеджера; это управление, в котором всегда подчеркивается позитивная роль менеджера, его позиция, его подходы.

Планирование – это непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определение средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения управленческих ресурсов.

Показатели эффективности- показатели средства измерения и сопоставления эффективности в соответствии с ее критериями.

Полномочия – право на принятие управленческих решений; реализация власти в действиях менеджера.

Принцип - основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, достигается успех, решаются проблемы.

Проблема – несоответствие между ситуацией и целью управления; противоречие, на разрешение которого направлено воздействие.

Прогнозирование- это метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Проектирование систем управления - разработка модели системы управления по показателям ее эффективного функционирования, таких как состав и структура функций дифференциации управленческой деятельности, звенья системы управления и их распределение по ступеням иерархии, величины звеньев, распределение полномочий, информационное обеспечение управления, связи и их информационная нагрузка, квалификационные требования.

Процесс управления – последовательность и комбинация действий, из которых складывается управляющее воздействие.

Рабочая сила - физические и духовные способности, которыми обладает человек, которые используются им в процессе труда при создании товаров или оказания услуг.

Развитие человеческих ресурсов - деятельность, направленная на развитие способностей работников с целью их постоянного роста и прогресса.

Разделение управленческой деятельности - объективный процесс возникновения в управлении разных видов деятельности, которые выполняются различными работниками и из которых складывается воздействие управляющей системы на управляемую (субъекта на объект управления).

Решение управленческое– акт деятельности менеджера или управляющей системы, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий функционирование и развитие социально-экономической системы

Рынок труда- сфера обмена рабочей силой, где наемные работники предлагают свою рабочую силу, а работодатели предъявляют спрос и платят за нее.

Система – это целостная совокупность элементов или звеньев и связи между ними.

Система управления– это иерархия связей и звеньев, осуществляющих процессы управления в социально-экономической системе.

Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Стиль управления- это многокомпонентная характеристика управления, отражающая общую атмосферу управленческой деятельности, возникающую из позиции менеджера относительно целей, средств, возможностей их достижения, отношения к персоналу, системы ценностей и деловой активности.

Стимул - фактор воздействия, который менеджер использует для достижения поставленных целей и получения результатов.

Стимулирование - создание атмосферы, условий и возможностей заинтересованности человека в достижении определенного качества своей деятельности; использование интересов в управлении, формировании системы интересов.

Стратегия менеджмента – это направление развитие организации в соответствии с поставленной целью.

Субъект управления- источник воздействия, звено системы управления, часть социально-экономической системы, осуществляющее воздействие на систему в целом.

Тактика менеджмента - это совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегических целей в конкретных условиях функционирования фирмы

Теория управления – совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.

Типология- это упорядоченное многообразие разновидностей управления.

Трудовые ресурсы - часть населения, занятая в народном хозяйстве или способная работать, но не работающая по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся, студенты). В их состав включаются: население в трудоспособном возрасте, фактически работающие подростки и пенсионеры.

Управление - целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Управление персоналом - ряд действий, направленных на каждодневное оперативное управление человеческими ресурсами организации.

Управление человеческими ресурсами - стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации.

Управленческий труд – комплекс реализуемых усилий, необходимых для согласования деятельности человека.

Управляемость – реакция управляемой системы на воздействие управляющей системы; характер и мера восприятия коллективом управленческих решений, принимаемых менеджером.

Формальные группы – группы, созданные по воле рук-ля для организации производственного процесса.

Функции управления - виды деятельности, отражающие в своей совокупности содержание и реальность воздействия на объект управления. К ним относятся: предвидение и планирование, организация, контроль, координация, активизация и мотивирование, исследование.

Человеческий капитал - образование, квалификация, приобретенная в процессе производства, знания и навыки, воплощенные в рабочей силе.

Человеческий фактор - совокупность социокультурных характеристик и личностно-психилогических свойств людей; это люди организаций, объединенные для совместной деятельности.

Цель - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение

которых направлена ее деятельность.

Ценность - свойство любого явления, оцениваемое по критериям значимости его для человека или группы людей.

Эволюция менеджмента – процесс изменения менеджмента, его исторического развития, оформления в систематизированную научную дисциплину.

Эффективность управления – сопоставимость результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение.