Передаточное число ориентировочно определяется по формуле

,

где Dz и Dк - диаметры, м;

Р - номинальная мощность на один конец вала двигателя; при двухсторонней передаче Р=Рн/2

н - заданная номинальная мощность двигателя);

V - номинальная скорость экипажа, км/ч;

x = 23 - при односторонней зубчатой передаче;

x = 15 - при двухсторонней зубчатой передаче.

Передаточное число обычно находится в следующих пределах:

m = 3,8 – 4,2 – электровозы с двухсторонней передачей;

m = 2,8 – 3,3 – электровозы с односторонней передачей;

m = 2,8 – 5 – электропоезда.

Определяется (предварительно) диаметр делительной окружности шестерни

Число зубцов колеса Z и шестерни z

; ,

где m - модуль зацепления; для электровозов m = 10-13 мм; Z и z должны быть целыми и взаимно простыми числами.

Затем окончательно устанавливается передаточное число

По полученному передаточному числу определяются:

¾ номинальная частота вращения якоря nн, об/мин,

,

где Vн ¾ скорость движения локомотива, номинальная, км/ч;

Dк ¾ диаметр колеса, м;

¾ вращающий момент Мн, Нм,

,

где Рн ¾ номинальная мощность, кВт.

Проверяется толщина тела шестерни

³ 0,02 – 0,03 м,

где dк ¾ диаметр вала двигателя в месте перехода от цилиндрической части к конусным концам.

,

где М ¾ вращающий момент на один конец вала, Нм; при двухсторонней передаче ;

допускаемые напряжения на скручивание вала:

t = (90-100)105 Н/м2 ¾ при односторонней передаче;

t = (75-80)105 Н/м2 ¾ при двухсторонней передаче.