Бухгалтерский учет операций ликвидации предприятия
После завершения расчетов с кредиторами, в соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В ликвидационном балансе находят отражение все данные об оставшемся имуществе ликвидируемой организации.
При ликвидации предприятия средства, оставшиеся после погашения обязательств, зачисляются в уставный капитал следующей проводкой:
Дебет 84
Кредит 80
Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации.
Затем в порядке, указанном в учредительных документах предприятия, производится распределение имущества между участниками (учредителями), что оформляется корреспонденцией:
Дебет 80
Кредит 75
При выдаче денежных средств делается проводка:
Дебет 75
Кредит счетов учета имущества (денежные средства, основные средства, материалы и др.).
Следует отметить, что в случае отсутствия денежных средств при ликвидации предприятия возможно распределение оставшегося имущества между его участниками (учредителями). В соответствии с Налоговым кодексом РФ передача имущества в данном случае не признается реализацией. Следовательно, в бухгалтерском учете передачу имущества участникам (учредителям) следует отражать напрямую, минуя счета 90 и 91.
В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов на покрытие убытков направляется уставный капитал. При этом производится запись:
Дебет 80
Кредит 84
После проведения всех взаиморасчетов ликвидационная комиссия закрывает банковские счета организации. В налоговую инспекцию не позднее десяти дней со дня закрытия счета подается сообщение (форма N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)", утвержденная приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@).
Ликвидационная комиссия направляет в регистрирующий орган (ФНС России) следующий пакет документов:
- заявление о государственной регистрации по форме Р16001 (приложение N 5 к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439) с подписью заявителя, заверенной нотариально. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.;
- два экземпляра расписки в получении документов;
- ликвидационный баланс.
В течение пяти дней с даты подачи указанного комплекта документов орган ФНС России обязан внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации организации и выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица и уведомление о снятии с налогового учета.
Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
После получения свидетельства о прекращении деятельности необходимо уничтожить печать и сдать документы в архив.
Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ) снимают с учета ликвидируемую организацию только после снятия ее с учета в налоговом органе. Для этого необходимо предоставить следующие документы:
- заявление;
- протокол о ликвидации (копию);
- свидетельство о прекращении деятельности (нотариально заверенную копию);
- уведомление о снятии с налогового учета (нотариально заверенную копию).