Стабилизация управляемых колёс.

 

Стабилизацией управляемых колёс называется их свойство сохранять положение, отвечающее прямолинейному движению, и автоматически возвращаться в это положение.

На автомобилях стабилизация управляемых колёс обеспечивается наклоном шкворня или оси поворота колёс в поперечной и продольной плоскостях и упругими свойствами пневматической шины, которые создают соответственно весовой, скоростной и упругий стабилизирующие моменты.

Весовой стабилизирующий момент возникает вследствие поперечного наклона шкворня или оси поворота управляемого колеса (при бесшкворневой подвеске). Он не зависит ни от скорости движения, ни от сцепления колеса с дорогой. Угол поперечного наклона шкворня составляет 5 -100. При увеличении угла повышается стабилизация управляемых колёс, но затрудняется работа водителя.

Скоростной стабилизирующий момент создаётся в результате продольного наклона шкворня. Угол продольного наклона составляет 0 – 3,50. При увеличении угла повышается стабилизация управляемых колёс, но усложняется работа водителя.

Упругий стабилизирующий момент шины создаётся при повороте управляемого колеса вследствие смещения результирующей боковых сил, действующих в месте контакта шины с дорогой, относительно центра контактной площадки. Стабилизирующий момент шины достигает значительной величины у легковых автомобилей, которые имеют высокоэластичные шины и движутся с большой скоростью. При очень эластичных шинах угол продольного наклона шкворня делают равным нулю, чтобы не усложнять управление автомобилем. Упругий стабилизирующий момент шины резко уменьшается на скользких, обледенелых дорогах.