Назначение и принцип работы муфты опережения впрыска топлива и центробежного регулятора топливного насоса высокого давления.

Предназначена для изменения угла опережения начала впрыскивания. Ведомая полумуфта 13 установлена на кулачковом валу насоса. В ней закреплены оси 16 двух грузов 11. Пружины 8, упирающиеся через стаканы 7, находятся в сверлениях грузов и стремятся прижать их к оси муфты. Ведущая часть муфты соединена с валом привода насоса и состоит из ведущей полумуфты 1 и втулки 2. На ее пальцы установлена проставку 12, которая одной стороной упирается в палец груза, а другой – в его фигурную поверхность. Последняя определяет закономерность изменения угла впрыскивания в зависимости от частоты вращения. При максимальной частоте вращения грузы под действием центробежных сил поворачиваются на осях 16 и, преодолевая силу пружины, прижимаются к корпусу 5. При этом они за счёт фигурной поверхности через проставку 12 воздействуют на упорный палец и слегка поворачивают ведомую часть, а вместе с ней и вал насоса вперед по ходу вращения на некоторый угол. Это приводит к увеличению угла опережения впрыскивания. При снижении частоты вращения проставка занимает промежуточное положение, обеспечивая соответствующий угол опережения впрыскивания. Регулятор частоты вращения коленчатого вала изменяет подачу топлива в зависимости от нагрузки двигателя, поддерживая заданную водителем частоту вращения коленчатого вала. Регулятор называется всережимным, так как он может поддерживать любую заданную водителем частоту вращения коленчатого вала и ограничивать максимальную. Ограничение максимальной частоты вращения коленчатого вала вызвано необходимостью предохранить детали дизеля от быстрого изнашивания и чрезмерных нагрузок, а ограничение малой частоты вращения — ухудшением подачи топлива и смесеобразования. Регулятор крепится к задней части корпуса ТНВД и приводится во вращение от кулачкового вала ТНВД через ускоряющие зубчатые колеса, поэтому вал регулятора вращается с большей частотой вращения, чем кулачковый вал. Это позволяет повысить чувствительность регулятора к изменению нагрузки. Регулятор состоит из корпуса с крышкой, смотрового люка, зубчатого колеса привода, вала регулятора с ведомым зубчатым колесом и державкой грузов (ролики грузов упираются в подвижную муфту с шарико-подшипником и пятой), рычага управления рейкой топливного насоса, который крепится на одной оси с пятой (рычаг тягой соединен одним концом с рейкой, а другим концом посредством пальца с кулисой). Скоба управления кулисой может занимать два положения: «Работа» и «Стоп». В состав регулятора также входят силовой и двуплечий рычаги управления регулятором, болты ограничения максимальной и минимальной частоты вращения коленчатого вала. При неработающем двигателе скоба управления кулисой находится в положении «Стоп». После пуска двигателя грузы под действием центробежных сил расходятся и перемещают подвижную муфту от себя. Силовой и двуплечий рычаги поворачиваются против часовой стрелки, преодолевая усилие силовой пружины, одновременно рычаг управления рейкой перемещает рейку в сторону уменьшения подачи топлива. Перемещение рычажной системы продолжается до тех пор, пока центробежные силы грузов не уравновесятся силовой пружиной регулятора. Необходимую частоту вращения коленчатого вала устанавливает водитель, нажимая на педаль подачи топлива. Установившаяся частота вращения коленчатого вала автоматически поддерживается регулятором следующим образом. При уменьшении нагрузки на двигатель частота вращения коленчатого вала возрастает, так как в цилиндры поступает то же количество топлива. Грузы регулятора, расходясь на некоторый угол, перемещают рычажную систему в сторону, соответствующую уменьшению подачи топлива и восстанавливают величину частоты вращения коленчатого вала до ±30 мин-1.При увеличении нагрузки на двигатель частота вращения коленчатого вала снижается. Центробежные силы грузов уменьшаются, грузы сходятся, рычажная система под действием силовой пружины регулятора перемещает рейку топливного насоса в сторону увеличения подачи топлива до восстановления заданного скоростного режима (перемещению рейки в сторону увеличения подачи топлива также способствует и стартовая пружина рычага рейки).