Определение основных параметров сцепления

Габаритные размеры сцеплений выбирают из возможности надежной передачи максимального крутящего момента двигателя Мд. max. Основным параметром фрикционного сцепления является наружный диаметр ведомого диска.

Максимальное значение передаваемого сцеплением момента (Нм) определяется уравнением

,

(1.1)

где z – число пар трения; z = 2nвд (nвд – число ведомых дисков); β – коэффициент запаса. Обычно принимают β = (1,2…2,5) в зависимости от типа сцепления и его назначения. Для сцеплений легковых автомобилей β = (1,2…1,5); для однодисковых и двухдисковых сцеплений грузовых автомобилей

β = (1,5… 2,2); для двухдисковых сцеплений автомобилей повышенной проходимости β = (2…2,5) [3].

Диаметр (м) ведомого диска определяют по формуле:

,

(1.2)

где P0 – давление между поверхностями трения: P0 = (0,15…0,25) МПа, причем меньшее значение имеют сцепления автомобилей большой грузоподъемности; μ – коэффициент трения. При проектировании сцепления принимается: при трении прессованного асбеста, армированного проволокой, по чугуну μ = (0,3…0,35); по стали μ = (0,18…0,22); спеченных материалов по стали μ = (0,33…0,38); спеченных материалов по стали в масле μ = (0,07…0,12).

Внутренний диаметр фрикционного кольца ведомого диска

принимается d = 0,5…0,7D.

d=0,5*0,33=0,165

 

Значения диаметров ведомого диска принимаются с учетом диаметров маховика и дисков сцепления прототипов

Для однодисковых сцепленийВАЗ – 1111 – D/d (мм) 160/110;

ВАЗ – 2108 – 190/130; АЗЛК – 2141 – 203/145; ГАЗ – 3102 – 225/150;

ГАЗ – 3307 – 300/164; ЗИЛ – 431410 – 342/186; «Икарус – 260 » - 420/220.

Для двухдискового сцепления D/d, (мм) КамАЗ – 5320 – 350/200;

МАЗ – 5335 – 400/220.

Сила сжатия (Н) фрикционных дисков сцепления:

,

(1.3)

где Rc – средний радиус фрикционного кольца ведомого диска, м

Rc = 0,25(D+d).

Rc=0,25(0,33+0,165)=0,124

 

Число пружин (c периферийным расположением):

,

(1.4)

где Рпр – рабочее усилие одной пружины. Принимается по прототипу.

Значение усилий пружин находятся в следующих пределах: для

ГАЗ - 24 - 220… 260 Н, ГАЗ - 3307 - 630 Н, ЗИЛ - 431410 - 680 Н,

Урал - 4320 - 780 Н, МАЗ - 6422 - 400 Н.

Число пружин с периферийным расположением должно быть кратным числу рычажков выключения сцепления.