Автоматизация торговли сегодня

Последние десять лет дали очень многое как для развития отечественной торговли, так и для обеспечения ее ИТ. Сегодня, как отмечают практически все компании-разработчики, руководители и владельцы торговых предприятий ужепонимают,что:

автоматизация торгового предприятия - это необходимость;

· автоматизация - не единовременный акт покупки компьютеров, а переход к новому образу деятельности и мышления;

· процесс автоматизации следует планировать заранее и включать в общую сумму инвестиций для того или иного проекта;

· этот процесс следует начинать с выбора ИС, причем выбирать ее не по принципу "самая дешевая" или "самая дорогая", а по критерию "самая подходящая для моего предприятия";

· наиболее разумный путь для этого: привлечение специалистов - системных интеграторов, которые помогут найти оптимальное решение и реализовать его;

· при выборе системы и партнера (системного интегратора) очень важную роль играет успешное функционирование его предыдущих решений в аналогичных магазинах.

Автоматизация — это потребность не только крупных компаний, но и необходимость для предприятий малого формата. Благодаря автоматизации оперативного учета руководство получает достоверную картину происходящего на предприятии в режиме реального времени, что позволяет эффективно управлять ассортиментом, бороться с воровством, управлять затратами и запасами, контролировать взаиморасчеты с контрагентами. В современных условиях при высоком уровне конкуренции на рынке управлять предприятием «по старинке», осуществляя все операции вручную, уже невозможно. Автоматизация бизнеса — это путь к повышению эффективности и возможность завоевать новые рынки в условиях жесткой конкуренции.

Что же такое автоматизация? Под этим термином подраузамевается учет товаров (товарно-материальных ценностей) на предприятии при помощи компьютерного программного обеспечения (ПО) и специального торгового оборудования.

Немного теории о системах автоматизированного товароучета:

Все системы автоматизированного товароучета разделяются на 2 основных типа:

On-Line (Он-Лайн) и Off-Line (Оф-Лайн) системы.

В Он-Лайн системах все товародвижение отражается в основной (зачастую единой) базе данных в режиме реального времени. То есть как только кассир продал товар, он тут же снялся с остатка в товароучетной программе. Основное достоинство подобной схемы – оперативность представления информации. Основной недостаток – медлительность и низкая отказоустойчивость. (Причина в том, что все данные хранятся в единой базе данных предприятия и все компьютеры предприятия получают необходимую для работы информацию по локальной сети из этой базы. В случае сбоя сети или отказа главного компьютера Ваше предприятие не сможет функционировать до устранения неисправности. К тому же скорость работы сильно зависит от количества рабочих мест и пропускной способности локальной сети.) Но если вам нужна оперативная информация о продажах (например, если у вас есть розничная реализация и оптовая по предварительным заявкам с одного склада и вам нужно видеть при оформлении заявки реальное количество товара на складе) то такой режим вам необходим.

В Офф-Лайнсистемах кассовое программное обеспечение имеет свою автономную базу данных. То есть на каждой кассе кассовая программа имеет свой справочник товаров и свою базу с информацией о продажах. Каждая касса полностью автономна, и при остановке главного компьютера может спокойно продолжать свою работу. Данные о продажах попадают в товароучетную систему с помощью специальных регламентных документов – «Отчетах кассовых смен», которые и содержат в себе информацию о проданных товарах. Такое решение более отказоустойчиво, кроме того, скорость работы кассовых компьютеров существенно выше (т.к. они работают с локальным жестким диском, а не с сетью), что в итоге повышает пропускную способность кассового места.

Вследствие приведенных выше причин мы стараемся придерживаться Офф-Лайновой схемы работы для наших клиентов, хотя в некоторых случаях и Он-Лайн системы находят свое применение.

Программное обеспечение для автоматизации:

Программное обеспечение, используемое в торговом предприятии, можно условно разделить на 2 части: часть программы, в которой работает непосредственно кассир, и в которой оформляется непосредственно продажа товара называется Front-Office (Фронт-Офис), и часть, в которой ведется непосредственно количественный и суммовой учет движения товара и денежных средств, называется Back-Office (Бэк-Офис).

Back-Officeпредставляет собой узел автоматизации торговли, заведующий складом и складским торговым оборудованием (сканеры штрих-кода, весы, принтеры липких этикеток, терминалы сбора данных). Back-Office ведет учет поступления товаров, назначает цену товара, скидки на него, принимает данные о продажах с кассовых мест, составляет текущую отчетность о продажах. Помимо регистрации продаж, в Back-Office ведется учет прочих складских документов (Поступление ТМЦ, Перемещение ТМЦ по складам, Переоценка и т.д.). Таким образом в системе Back-Office получаем полную картину движения товара и денежных средств.

Если учет в Back-Office поставлен и ведется правильно, компьютер способен выдавать интересные аналитические отчеты и быть эффективным помощником при организации продаж.

Front-Office представляет собой место оформления продаж. Он тесно связан с Back-Office. Данная часть системы автоматизированного магазина предназначена для работы непосредственно продавца / кассира и взаимодействует с кассовым торговым оборудованием (POS-система, фискальный регистратор (принтер чеков), и т.п.).

Большинство современных Front-Office`ных систем способны не только оформлять (регистрировать) операции с товаром (продажа, возврат, обмен) но и реализовывать множество сопутствующих функций. Например система Frontol способна оформить оплату покупки несколькими способами (например наличными, платежной картой и т.п.), автоматически назначить и рассчитать скидку по дисконтной карте печатать не только кассовый, но и товарный чек, если чек необходим покупателю и т.п. Современное кассовое программное обеспечение позволяет подключить к POS-компьютеру несколько кассовых аппаратов (фискальных регистраторов), что актуально, если в магазине несколько предприятий (например, предприниматель и юридическое лицо.)

Принтеры штрихкода занимают не последнее место в общей системе автоматизации розничной торговли. Они применяются при формировании внутренних штрихкодов для товаров, которые не имеют штрихкодов производителя. Если товар поступает в организацию в упаковках, удобно нанести на упаковку штрихкод, отличный от штрихкода товара. Таким образом, облегчается и ускоряется процесс приема, отпуска товара и его инвентаризации. Существуют и другие способы применения штрихкодирования, значительно облегающие работу с товарами.

Важное место в автоматизации розничного магазина занимают электронные весы с возможностью печати этикеток со штрихкодом, позволяющие облегчить процесс учета весового товара.

return false">ссылка скрыта

Еще один инструмент автоматизации торговли -- терминал сбора данных, позволяющий обрабатывать покупку, не привязываясь к POS-терминалу. Терминал сбора данных -- это специализированный промышленный мини-компьютер, используемый для сбора данных и инвентаризации в условиях крупных складов и большой товарной номенклатуры. Часто терминалы сбора данных применяют для организации выездной торговли и при обслуживании клиентов в организациях сферы услуг с выездом к клиенту. После накопления данных в терминале сбора данных, в офисе производится автоматический перенос данных в центральную базу данных и дальнейшая обработка.

 

 


2. Состав экономических ресурсов торговой розничной сети и их характеристик.(не знаю)

В зависимости от используемых ресурсов предприятия делятся на:

• предприятия, использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие);

• предприятия, интенсивно использующие средства производства (фондоемкие);

• предприятия, интенсивно использующие материалы (материалоемкие).


1.Лизинг персонала. Аутстаффинг. Анализ и подготовка к заключению договора аутсорсинга.

Лизинг персонала (от англ. personal-leasing) — управленческая технология, разновидность аутсорсинга, позволяющая обеспечить бизнес-процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами, используя услуги сторонней организации.

Схема функционирования лизинга персонала в российской практике

1. Кадровое агентство отбирает специалистов согласно требованиям заказчика (квалификация специалистов, их состав и сроки использования). Учитывая то, что специалисты в дальнейшем могут иметь доступ к конфиденциальной информации компании-заказчика, их отбирают с помощью особых методик.

2. Специалисты принимаются в штат и становятся полноправными, постоянными сотрудниками кадрового агентства. Юридически отношения между специалистом и агентством оформляются посредством трудового договора

3. Выбор конкретного варианта схемы для заказчика. На этом этапе согласовывается договор, где определяются условия — оклад специалиста, а также комиссионные агентства (обычно до 5 — 10 % оклада специалиста). Одним из важнейших пунктов лизингового соглашения является объём работ, который должен выполнить специалист качественно и в установленные сроки.

4. Документальное оформление кадровым агентством трехсторонних отношений с заказчиком и специалистами. Трехсторонние отношения регулируются двумя разными договорами: трудовым договором между работником и кадровым агентством и договором между фактическим нанимателем и кадровым агентством. Таким образом заказчик не заключает отдельный договор с работником, он может отказаться от работника в любое время, если иное не установлено в соглашении с кадровым агентством.

5. Специалисты предоставляются заказчику для выполнения оговоренных функций в течение согласованного срока.

· Преимущества: Компания избегает длительной и затратной процедуры поиска специалистов;

· Уменьшаются административные и временные издержки по ведению кадрового делопроизводства, бухгалтерского учета, составлению отчетности;

· «Арендуя» специалиста через агентство, работодатель снимает с себя обязательства по социальным гарантиям перед сотрудником при увольнении;

· Все возможные недовольства (в том числе и судебного характера) разрешаются агентством, а не компанией-заказчиком;

· Работодатель имеет возможность в течение более длительного, чем это предусмотрено трудовым законодательством, срока наблюдать за сотрудником, а затем принять его на работу к себе в штат, не переживая за результат адаптации сотрудника в коллективе;

· Отсутствие потерь и простоев в случае болезни основного сотрудника;

Для сотрудника также имеется немало положительных сторон: возможность дополнительного заработка, получение опыта работы в крупных компаниях, гибкость рабочего графика, уверенность в оплате труда.

· Недостатки: Переплата агентству за предоставляемые услуги;

· Более низкая квалификация при равном размере затрат по сравнению со штатным сотрудником;

· Риск приёма нечестного, неблагонадежного сотрудника;

· Нелояльное отношение персонала по отношению к политике компании, руководству и т. д.

Недостатках для наёмного работника:

· низкая степень защищённости;

· в зависимости от договора с агентством (например, если заключён договор подряда), могут отсутствовать гарантии постоянного трудоустройства, а также социальных гарантий и льгот, предусмотренных трудовым законодательством

Аутстаффинг-Аутстаффинг (англ. out — «вне» + анг. staff — «штат») — вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-подрядчика, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-подрядчик.

Компания-аутстаффер предоставляет сотрудников требуемой квалификации и несет ответственность за качество выполняемых персоналом услуг, если качество клиента не устраивает, персонал будет заменен на другой требуемой квалификации.

Аутстаффинг предполагает передачу не функций, а конкретных работающих в компании сотрудников. При этом эти сотрудники оформляются в штат сторонней организации, а фактически работают на прежнем месте и выполняют прежние функции.

К основным плюсам относятся снижение нагрузки на кадровую службу, сокращение расходов на содержание персонала, налоговая оптимизация, минимизация рисков и делегирование ответственности.

Аутссорсинг Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг – это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, аутсорсинг – это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении.

Различают аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг), аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) и производственный аутсорсинг.

IT-аутсорсинг – это передача на обслуживание специализированным организациям информационных систем (например: техническая поддержка; поддержка и обслуживание корпоративной почтовой системы, web-сервера и сайта; хостинг; защита информации; администрирование компьютерных сетей; разработка, внедрение и последующее обслуживание корпоративных программных продуктов и т.д.).

Аутсорсинг бизнес-процессов– передача компании, оказывающей услуги аутсорсинга (аутсорсеру), функций тех или иных отделов, не являющихся для организации основными (например: реклама; управление персоналом; логистика; транспорт; уборка офиса; охрана).

Производственный аутсорсинг подразумевает, что компания отдает во внешнее управление часть своей производственной цепочки или даже весь производственный цикл. Возможен вариант продажи своих подразделений и дальнейшее взаимодействие с ними в рамках аутсорсинга. Например, предприятие занимается проектированием, сборкой, контролем и реализацией продукции. Все промежуточные звенья производственного цикла отданы сторонним предприятиям.

преимущества аутсорсинга Во-первых, это возможность сосредоточиться на основном бизнесе посредством поручения внешнему исполнителю операционных функций и получить конкурентное преимущество. Кроме того, это перераспределение ресурсов организации, ранее задействованных во второстепенных функциях и направлениях.

Во-вторых, снижение затрат. Ведь зачастую привлечение аутсорсера дешевле содержания собственной структуры, занимающейся подобной деятельностью. Связано это с тем, что у узкоспециализированного аутсорсера, как правило, себестоимость выполнения функции ниже, и продает он свои услуги «оптом».

В-третьих, доступ к технологиям и решениям более высокого уровня, которых нет у организации, а также возможность воспользоваться специализированными функциями, для выполнения которых организация не имеет специалистов или ресурсов (например, небольшие предприятия не в состоянии содержать собственный IT-отдел), передача ответственности за выполнение конкретных функций.

Что касается недостатков, то к ним можно отнести тот факт, что если организация передаст в аутсорсинг слишком много функций, то у нее могут сильно возрасти издержки. Кроме того, законодательная база в России по аутсорсингу не проработана.