РАМА С ПОДВЕСКОЙ ЗАДНЕГО КОЛЕСА

 

Рама является основанием мотоцикла, на котором размещаются и крепятся все его узлы и механизмы.

Рамы всех рассматриваемых нами моделей сварные, двойные неразборные, изготовляются из стальных труб специального профиля и отличаются между собой конструкцией рычага маятниковой подвески заднего колеса и расстоянием от оси головки рамы до оси шарнира амортизатора задней подвески, а также расстоянием от оси головки до оси шарнира маятникового рычага, определяемых применением тех или иных узлов и агрегатов у различных моделей мотоциклов.

Размеры этих параметров у рассматриваемых в настоящей книге моделей мотоциклов приведены в табл. 2.

Параметры Модель  
К-750М МВ-750 К-650 МВ-750М МТ-9 МВ-650  
Расстояние от оси головки рамы до оси шарнира амортизатора, мм 1003,5 1003,5 1062,4 1062,4 1062,4 1062,4  
Расстояние от оси головки рамы до оси шарнира маятникового рычага, мм 717,5 716,9 776,4 776,4 776,4 776,4
                   

Рис. 48. Рама мотоциклов без привода на колесо коляски

1 - рычаг подвески; 2 - пружинно-гидравлический амортизатор; 3 - гнездо сайлент-блока; 4 - головка рамы; 5 - вертикальные стойки рамы; 6 - опорный кронштейн рамы; 7 - откидная подставка; 8 - левая цапфа рычага задней подвески; 9 - втулка опорного шарнира; 10 и 11 - зажимные шайбы; 12 - защитный стакан; 13 - стяжной болт; 14 - лента крепления аккумулятора; 15 - нижний шарнир; 16 - верхний шарнир; 17 - грязевой щиток; 18 - кронштейн-мостик; 19 - откидная часть щитка; 20 - кронштейн переднего седла; 21 - кронштейн шарнира седла; 22 - площадка аккумулятора; 23 - кронштейн крепления топливного бака; 24 - бобышка крепления топливного бака; 25 - кронштейн передней точки крепления двигателя; 26 - пластинка крепления двигателя; 27 - кронштейн крепления передней тяги коляски; 28 - шпилька крепления двигателя; 29 - кронштейн цангового зажима коляски; 30 - опора подставки мотоцикла; 31 - подножка пассажира; 33 - кронштейн педали заднего тормоза

 

На рисунке 48 показана конструкция рамы с маятниковой подвеской заднего колеса, применяющаяся у мотоциклов К-750М, К-650 и МТ-9, а на рис. 49 — рама с маятниковой подвеской, применяющейся у мотоциклов с приводом на колесо коляски МВ-750, МВ-750М и МВ-650.

Рулевая колонка или головка 4 (рис. 48) рамы служит для установки передней вилки с рулем, колесом и грязевым щитком. К средним вертикальным стойкам 5 рамы приварены гнезда 3, в которых на специальных резиновых шарнирах (сайлент-блоках) установлен качающийся рычаг 1 задней подвески, несущий на себе главную передачу и заднее колесо мотоцикла.

Рычаг 1 качается в своих гнездах на двух соосных цапфах и является жесткой П-образной сварной конструкцией, подвешенной на двух пружинно-гидравлических амортизаторах 2 к опорным кронштейнам в кормовой части рамы.

Правая цапфа является неотъемной частью рычага, а левая цапфа 8 вставлена в разрезной зажим на торце рычага и зажата двумя болтами. Опорный шарнир (сайлеит-блок) рычага задней подвески состоит из двух резиновых втулок 9, вставленных в гнездо 3 и зажатых между двумя шайбами 10 и 11 с помощью защитного стакана 12 и стяжного болта 13.

Пружинно-гидравлические амортизаторы 2 присоединены к рычагу 1 задней подвески и к опорным кронштейнам в рамы тоже с помощью резиновых шарниров 15 и 16.

На конце правого плеча рычага 1 крепится главная передача мотоцикла (на моделях К-750М, К-650, МТ-9) или дифференциальный механизм (на моделях МВ-750, МВ-750М и МВ-650).

В первом случае конец рычага имеет форму лопатки с четырьмя отверстиями под шпильки крышки главной передачи, на которых она крепится к рычагу.

Во втором случае к концу рычага 1 (рис. 49) приварена дугообразная опора с четырьмя отверстиями, на которых посредством четырех силовых шпилек, стягивающих картеры главной передачи и дифференциала с крышкой, крепится дифференциал в сборе.

 

Рис. 49. Рама мотоциклов с приводом на колесо коляски

1 - рычаг задней подвески с дуговой опорой; 2 - пружинно-гидравлический амортизатор

 

Левый конец рычага 1 в обоих случаях имеет одинаковую конструкцию; в разрезном отверстии левого конца рычага с помощью специального стяжного болта зажимается ось заднего колеса мотоцикла.

Между задними трубами рамы и рычагом задней подвески установлен грязевой щиток 17 (рис. 48), который крепится болтом к нижней поперечной трубе рамы, а проушинами кронштейна-мостика 18 к опорным кронштейнам 6. Грязевой щиток 17 заднего колеса служит опорой для установки заднего седла мотоцикла.

До 1972 г. грязевой щиток имел откидную нижнюю часть 19, на которой кренились стоп-сигнал и номерной знак. В настоящее время мотоциклы КМЗ выпускаются с укороченным цельным грязевым щитком, к которому снизу может дополнительно крепиться резиновый отражатель брызг. К верхним трубам задней части рамы приварены кронштейн 20, служащий опорой для резиновой рессоры седла водителя, и кронштейн 21, в трубе которого установлен резиновый шарнир крепления седла.

Под опорным кронштейном 20 находится площадка 22 с металлическими лентами для крепления аккумуляторной батареи. Рядом с кронштейном 21, снизу рамы, приварен кронштейн 23, к двум отверстиям, в поперечине которого крепится задняя часть топливного бака. Передняя часть бака закреплена на бобышках 24, приваренных к головке рамы. К трубам передней части рамы приварены кронштейн 25, являющийся опорой для пластины 26 — верхней точки крепления двигателя, и кронштейн 27 для крепления передней верхней тяги коляски мотоцикла.

Картер двигателя крепится к раме с помощью шпилек 28, пропущенных сквозь отверстия в нижних трубах рамы.

Около переднего отверстия, на правой нижней трубе рамы приварен шаровой кронштейн 29 переднего цангового зажима коляски. Шаровой кронштейн заднего цангового зажима коляски приварен к правой задней трубе рамы. К задним трубам рамы крепятся с обеих сторон подножки 31 для пассажира. Подножки 32 водителя мотоцикла крепятся на концах шпильки задней точки крепления двигателя. Кронштейн 33, приваренный у основания правой средней стойки рамы, предназначен для установки педали заднего тормоза и датчика стоп-сигнала. Его конфигурация и

место приварки изменены у рам мотоциклов К-650, МВ-750М, МТ-9 и МВ-650 в связи с измененной конструкцией привода заднего тормоза. Кронштейн, приваренный к нижней поперечной трубе рамы, служит опорой для шарнира откидной подставки 7 мотоцикла.