Научная и административная школа менеджмента

Первая научная работа, посвященная проблеме рациональной организации производства, принадлежит Фредерику Уинслоу Тейлору, который опубликовал в I9l I г. свою книгу «Принципы научного управления». Этот труд составил основу концепции и школы научного менеджмента.

Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации выполнения рабочим своей трудовой деятельности. Он показал, что в задачу менеджера должны входить: подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут принести наибольшую пользу, установление для них заданий, распределение материальных ресурсов, обеспечение их рационального расходования, мотивирование высокой производительности исполнителей, своевременный контроль их действий в соответствии с нормалью.

Один из важнейших выводов Тейлора состоял в том, что именно награда представляет собой инструмент стимулирования производительности труда. Он предлагал использовать «прогрессивную» систему оплаты для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды.

Тейлор четко определил труд рабочего как исполнительский, а в функции мастера (управленца) впервые включил разработку научных методов выполнения каждой операции, отбор и расстановку кадров, составление плана выполнения работы для каждого работника (нормали).

Тейлором впервые предложена новая организационная структура управления. Вместо традиционно принятой линейной структуры управления он предложил функциональную структуру, когда вместо одного руководителя, знающего множество функций и поэтому дорогостоящего, привлекались более дешевые работники, специализирующиеся на определенных функциях управления (планирование, организация, мотивация, контроль).

Тейлор один из первых использовал в комплексе всю гамму экономических, психологических и организационных методов управления. Заслугой Тейлора является введение такого вида деятельности, как научное консультирование по вопросам управления, признание менеджмента в качестве самостоятельной сферы и вида деятельности, самостоятельного научного знания.

Значительный вклад в теорию научного управления внесли Фрэнк и Лилиан Гилбреты, Генри Ганнт. Одним из тех, кто наиболее успешно применил принципы научного менеджмента на практике был Генри Форд I (1863— 1947), основатель американского автомобилестроения. Он разработал теорию, получившую название «фордизм», основные положения которой можно сформулировать следующим образом:

- высоко оплачивать труд каждого рабочего и контролировать, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше;

- обеспечивать наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.

Как указывал Форд, одна из целей промышленности — это не только снабжать потребителей продукцией, но и создавать их. По его убеждению, если рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего в Америке не появится тот средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.

Одним из основных достижений Г. Форда считается практическое воплощение идеи массового производства и изобретение конвейера. Используя систему научной организации труда Тейлора, Форд максимально разделил производственный процесс на простейшие операции, которые могли выполнять неквалифицированные рабочие. Внедрение конвейера способствовало тому, что теперь мастерам не требовалось подгонять рабочих при выполнении трудовых операций, они самостоятельно приноравливались к скорости движения конвейера.

Однако достаточно высокая интенсивность и психологическая нагрузка при работе на конвейере приводила к тому, что рабочие долго не выдерживали. Для решения данной проблемы впервые была создана социологическая служба, результатом исследований которой явилось:

— установление 8-часового рабочего дня (в среднем на других предприятиях был 10—12 часовой рабочий день);

— введение минимальной заработной платы своим рабочим, ставки которой были в 2 раза выше по сравнению с общепринятыми нормами;

— открытие необычных школ со стипендиями, предназначенными для обучения усердных и талантливых работников;

— изучение и улучшение условий труда, быта и досуга работников (бани, столовые, спортивные площадки, детские сады и т.п.).

В целом анализируя разработанные подходы представителей школы научного менеджмента можно выделить следующие основные ее положения:

1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение;

3. Обеспечение работников необходимыми ресурсами для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Выделение планирования и управления в отдельный процесс.

6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельного вида деятельности, науки.

Авторы научного управления в основном посвящали свои исследования управлению производством. Представители административной школы разрабатывали подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Анри Файоль (1841-1925), которого считают основателем этой школы, руководил крупной французской компанией по добыче угля в течение 30 лет. На основании своего опыта он разработал теорию администрации, которая базируется на следующих положениях:

— применение универсальных принципов управления организацией, следование которым должно привести к успеху;

— определение функций управления в соответствии с основными видами деятельности;

— разработка рациональной структуры управления организацией;

— положение об оптимальном соотношении административных, технических и социальных способностей сотрудников организации.

Исследуя закономерности функционирования организации, А. Файоль сформулировал знаменитые 14 принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день.

1. Разделение труда. Цель разделения труда - увеличить объем и качество производства при затрате тех же усилий, за счет сокращения числа целей (задач), на которые должны быть направлены внимание и усилие работника.

2. Власть и ответственность. Власть — право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где дается власть — там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Состояние дисциплины всецело зависит от его руководителей.

4. Единство распорядительства. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчинение частных интересов общим. Интересы служащих не должны становиться выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение персонала. Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу.

return false">ссылка скрыта

8. Централизация. Степень централизации (децентрализации) должна определяться в зависимости от конкретных условий.

9. Иерархия - это ряд руководящих должностей, начиная от самого высокого до руководителя низового звена. Должна быть оптимальной.

10. Порядок для всего и все на своем месте.

11. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

А. Файолем была предложена линейно-штабная структура управления, которая и сегодня является повсеместно распространенной. В отличие от Тейлора А. Файоль отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами принятия решений. Сравнивая организации с большими войсковыми соединениями, А. Файоль пришел к выводу, что аппарат управления должен быть системой иерархической. Директор завода — генерал. Его помощники (специалисты) образуют штаб, являясь консультантами руководителя предприятия по различным вопросам, расширяя таким образом возможности руководителя и обеспечивая оперативное принятие решений. Остальные служащие и рабочие, распределенные по службам и цехам существуют для выполнения приказов и распоряжений линейных руководителей.

Американским последователем идей А. Файоля был Г. Эмерсон, вершиной исследований которого было формирование 12 принципов производительности. Он считал, что правильные принципы даже в руках посредственных руководителей оказываются эффективнее безсистемных и случайных действий «профессионалов».

Большое внимание Эмерсон уделял вопросам правильного подбора кадров. Он считал, что основное внимание должно обращаться на внутренний потенциал человека, склонности и характер при расстановке на рабочие места. Когда человек находится не на своем месте, организация не может рассчитывать на хорошие результаты его работы.

Логическим завершением классической школы управления стала концепция «рациональной бюрократии» Макса Вебера (1864—1920). Анализируя различные организации, он выделил три типа власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный, идеальный (или бюрократический). Харизматический тип возникает тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами, позволяющими ему быть неформальным лидером. Традиционный тип возникает из харизматического, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, заменившего прежнего лидера. Идеальный тип (бюрократический) основан на специальном разделении власти, регламентированном должностными инструкциями и обеспечивающем руководителю возможность быть формальным лидером.

В целом основным недостатком исследований классической школы (научного и административного менеджмента) являлось то, что представители рассматривали возможность повышения эффективности организации путем ее внутренней организацией без учета факторов внешней среды.