Ii. Выполнение техники «Отмывка»

Отмывка – светотеневая моделировка чертежа с помощью прозрачных материалов (туши, акварели), которые последовательно слоями наносятся один на другой до достижения желаемого худо­жественного эффекта. Отмывка» как никакой другой способ, позво­ляет отразить все нюансы светотени и получить наиболее плавные переходы от белого к черному. Поэтому отмывка является самым распространенным способом тушёвки при тональном изображении архитектурных чертежей.

Чтобы отмывка давала наглядное представление об объёмно-пространственной структуре сооружения, материале, геометрической форме, тоне и т.д., необходимо использовать практические навыки, получаемые на рисунке по светотеневому моделированию, на­пример, гипсовых отливок архитектурных деталей и орнаментов. Такие упражнения развивают визуальную память и учат видеть ню­ансы формы и светотеневых переходов, а потом умозрительно при­менять полученные знания в любой моделируемой ситуации,

Настоящие методические указания рассматривают только способ однотонной отмывки, т.е. покраску при помощи одной краски любого, но чаще черного цвета.

 

2.1. МАТЕРИАЛЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Бумага. Чтобы достичь высокого качества отмывки, необходи­ма бумага с определенными свойствами. Прежде всего, бумага должна быть чисто белого цвета, без пятен и посторонних включений, не очень рыхлой и гигроскопичной, иначе красочный раствор сра­зу впитается и образует пятно, которое трудно исправить или уничтожить. Необходимо, чтобы влага не сразу впитывалась в бумагу, а держалась достаточно долгое время до высыхания. Плотная, сильно проклеенная бумага также не очень благоприятна для отмыв­ки, так как красочный слой быстро с неё скатывается, не успев прочно и однородно покрыть поверхность бумаги.

Важным свойством бумаги является её фактура. Бумага не должна быть гладкой, фактура ее должна быть зернистой. Как правило, применяют бумагу «госзнак», «ватман».

При отмывке, смачиванию одновременно могут подвергаться большие участки чертежа, что ведет к разбуханию и деформации бумаги. Чтобы этого не происходило, бумагу следует натянуть на подрамник с гладкой поверхностью. Лист вырезают по формату подрамника, плюс 10 см, увлажняют его с обеих сторон губкой, чтобы бумага плотностью пропиталась.

Намазывают клеем торцы подрамника и дают клею немного подсохнуть. Накладывают на подрамник бумагу и обтягивают её, начиная с середины сторон подрамника, приближаясь к углам. Сильно тянуть бумагу не надо, иначе после высыхания она может лопнуть.

Бумага, натянутая на подрамник, должна сохнуть в горизонтальном положении, процесс высыхания и «обтяжки» проходит одновременно.

Правильно натянутая бумага после ее полного высыхания становится идеально ровной, без «морщин» и при отмывке не коробится.

Тушь, краски. Отмывка производится при помощи плиточной (лучше всего китайской) туши или акварели. Лучшие результаты дает сухая тушь (плиточная), которая выпускается в виде прессованных брикетов (палочек) сухого красителя. Это традиционный матерная в архитектурной графине. Эта тушь обладает возможностью передавать различные оттенки тона. Отличительным признаком туши высокого качества является необходимость длительного времени для натирания. Кроме того» она не пачкает быстро, если её потереть влажным пальцем. Тушь посредственного качества сразу же пачкается, как акварельная краска.

Для получения раствора туши чаще всего применяется способ натирания туши на увлажненной поверхности блюдечка, тарелки, матового стекла. Самые лучшие результаты дает растирание сухой туши на коже: на лоскуте хорошо обработанной кожи или на коде собственного пальца, опущенного в блюдце с водой. Сразу после натирания палочка туши должна быть насухо вытерта, иначе она растекается и может стать негодной для дальнейшего использования.

Процесс натирания сухой туши, как было отмечено выше, довольно длителен, так как нужно получить концентрированный первичный раствор, служащий для приготовления рабочего раствора.

Чтобы приготовить рабочий раствор, нужно чтобы первичный отстоялся до выпадения осадка, Необходимо также процедить раствор через марлю с тонким слоем ваты или фильтровочную бумагу (её применение ни желательно, так как происходит сильное ослабление раствора). Затем первичный раствор разводят водой до нужной концентрации. Нужно иметь не менее двух рабочих растворов разных тональных оттенков. Очень светлый – для фона и самых светлых участков, и более темный – для окончательной покраски наиболее темных участков на втором этапе отмывки.

Кроме сухой китайской туши, неплохой результат дает водный раствор концентрированной туши в тюбиках. Обычная жидкая спиртовая тушь, как правило, не применяется, так как она имеет сильный осадок и не дает ровного тона.

Отмывку можно выполнять и акварельными красками. Черный цвет акварельной краски так же, как и тушь, может быть холодным (синеватого оттенка) или теплым(коричневого оттенка).

Так как краски не одинаковы по своим техническим свойствам, из-за различия структуры их красочного вещества, то необходимо подбирать краски мелкозернистые, полностью растворяющиеся в воде и не дающие осадка.

Лучшей акварелью является наборы «Нева» в пластмассовых ванночках или краски в тюбиках Ленинградского производства.

Для отмывки можно применять акварельные краски не только черного цвета. Так можно выполнить весь рисунок в коричневой гамме, в голубой гамме, в зеленой и т.д.

Кисти. Это основной инструмент для отмывки. Необходимо использовать волосяные, мягкие, но упругие кисти, такие же, как для акварели. Лучшими являются кисти круглые беличьи или колонковые. Они обладают всеми необходимыми качествами для работы йодными красками: хорошо держат красочный раствор и в смоченном состоянии сохраняют тонкий конец, дают широкую полосу при нажиме и узкую – без нажима на кисть.

Во время отмывки необходимо иметь не менее двух кистей – из них одна крупного размера для покрытия больших поверхностей.

Кроме кистей, в наборе инструментов должны быть губка, мягкая чистая тряпка (или салфетка) из тонкой, белой хлопчатобумажной ткани, не оставляющая волокон, вата, лезвие бритвы, мягкая резинка-ластик, красная резинка.

 

2. 2. ОТМЫВКА

По своему характеру отмывка поверхностей может быть ровной или с переходом от темного тона к светлому и наоборот.

Для равномерной покраски плоскости составляют рабочий красочный раствор соответствующего тона. Отмывку производят большой кистью (№ 18-22) по бумаге, натянутой на подрамник, предварительно промытой водой пилообразными движениями кисти при наклоне штриха 45°.

Подрамник должен лежать с некоторым уклоном – 20-30°.

Набрав полную кисть краски, необходимо начинать с верхнего угла, легко без нажима проведя первую горизонтальную полосу. По низу полосы соберется валик жидкости. Затем закрашивают следующую горизонтальную полосу с некоторым перекрытием верхней, валик жидкости стекает и собирается у нижнего края второй полосы. При необходимости в кисть набирают ещё краски и продолжают красить, постоянно сохраняя валик жидкости у нижнего края. Высыхание валика недопустимо, иначе на месте «стыка» горизонтальных полос образуется трудноудалимое темное пятно. Кроме того, следует учесть, что если краска не совсем прозрачна, т.е. имеет осадок, то покрашенная плоскость получается полосатой. В таких случаях применяется способ косой штриховки. Движение кисти должно быть пилообразным, состоящим из штрихов под углом 30-45°. Самотек воды растушевывает эти штрихи в вертикальном направлении. В результате получают равномерный тон (рис. 3). Темные пятна и полосы могут появиться и при, казалось бы, совершенно правильной отмывке. Причина этого – недостаточно чистый раствор туши, на поверхности которого образуется пленка. Именно она при переносе кистью раствора на чистовой лист оставляет на нем темные полосы и пятна, практически неудалимые. При наличии такой пленки раствор необходимо неоднократно профильтровать.

return false">ссылка скрыта

При окончании отмывки краска у нижнего контура снимается концом кисти, предварительно отжатой о губку или салфетку.

В начале работы кисть держат опущенной, чтобы тушь или краска вытекала на поверхность бумаги. После окончания покрытия нужно приподнять конец кисти так, чтобы избыток туши вернулся обратно в кисть.

Таким способом можно достичь любого тона и хорошей равномерности покраски, так как последующим слоем можно исправить ошибки предыдущего. При этом каждый слой должен высохнуть перед нанесением следующего.

Более сложно достигнуть переход от темного тона к светлому или от светлого к темному. Выполнить его можно тремя способами (на примере отмывки плоскости).

Слоевая тушевка. Поверхность делят горизонтальными полосами шириной 1,5 - 2 см. Затем покрывают раствором туши первую полосу сверху, собирают натек с нижней кромки полосы. Другой кистью, сполоснутой в воде и слегка отжатой о край сосуда, размывают нижнюю границу полосы на соседний участок (приблизительно на Т/5 часть его ширины). После того, когда отмываемый участок поверхности подсохнет, тем же раствором покрывают первую и вторую полосы. Далее, как и в первый раз, собрав натек на границе второй полосы, размывает нижние границу третьей полосы. Таким образам доходят до нижней границы повер­хности. Рассмотренный способ слоевой тушевки для перехода от темного тона к светлому тону будет более плавным, чем, если производить в обратном порядке.

Этот способ отмывки применяется в основном при тушевке линейных поверхностей.

Размывная тушевка. Для этого интенсивный темный раствор наносится полосой в верхней части поверхности. Затем кисть немного отжимают и набирают на неё немного чистой воды; проводится следующая полоса. Причем нужно стараться не проводить кистью по уже покрытой поверхности, а сливать очередное покрытие с натеком верхней полосы. Затем набирается ещё вода, и операция повторяемся до нижней границы отмываемой поверхности. При заливке этим приемом ни в коем случае нельзя полоскать кисть, а только всасывать кистью примерно такое же количество воды, какое было отжато из кисти красочного раствора.

В этом упражнении вырабатывается «твердая рука», уверенность, что необходимо в практической работе.

Этот прием можно упростить при помощи нескольких заранее приготовленных красочных растворов различной концентрации постепенно ослабленного тона. Горизонтальные полосы необходимо доводить до конца, не меняя где-то в середине полосы тон раствора.

Paбота по сырому. Сначала необходимо покрыть легким тоном всю поверхность (при этом тон должен быть несколько слабее самой светлой окраски). Не давая поверхности высохнуть, верхнюю часть покрывают более сильным тоном, который размывают в нижней границе чистой, слегка влажной кистью. Повторять, таким образом, несколько раз до получения нужного тона. По мере наложения слоев можно усиливать концентрацию красочного раствора.

Для закрепления материала необходимо выполнить практически все описанные методы работы.

 

2.3. ОСВЕЩЕНИЕ И ТЕНИ

К отмывке геометрических тел (цилиндра, конуса, шара) можно приступить, только имея основные понятия физической теории теней.

Все тела, предметы и окружающую их среду можно видеть благодаря свету. Свет может быть естественный и искусственный. Распределение степеней освещенности на поверхности объемных форм, обусловленное освоением и позволяющее воспринимать форму и объем предмета, называется светотенью.

Мы принимаем среднеяркое ocвещениe, когда градации свето-тени отчетливо различаются в освещенных и в теневых частях сучетом отраженного и рассеянного света.

Наиболее яркая освещенность всегда будет вточке, к которой луч света падает под наибольшим углом (90°). Отраженный луч, падающий в глаз зрителя, т.е. самая светлая видимая точка на освещенной поверхности, называется бликом.

Нужно понимать, что освещенность предметов зависит от фактуры и цвета поверхности. Чем больше шероховатость, тем больше уменьшается освещенность (это происходит из-за появления падающих и собственных теней на самой поверхности).

В свою очередь светлые цвета сильнее отражают свет, тёмные цвета больше поглощают свет.

Тени разделяется на падающие и собственные. Падающая тень – это тень от непрозрачного тела на горизонтальной или вертикальной плоскости. Собственная тень образуется на самом предмете на той его поверхности, куда не попадает прямой солнечный свет. Плоскость, параллельная лучам света, находится в скользящей тени.

Падающая тень и собственная различаются по силе гона. Собственная тень всегда слабее падающей тени.

Падающая тень ослабевает по мере удаления от тела. Лучи отраженного света, попадая на участок тела, вызывают появление рефлексов (более светлых мест). При выполнении тушевки наибольшее значение имеют рефлексы, появляющиеся на участках собственной тени.

В архитектурной графике принята следующая градация светотени:

1. свет;

2. полутон (появляется при освещении поверхности лучами света, падающими под острым углом к ней);

3. падающая тень;

4. полутень;

5. собственная тень;

6. рефлекс;

7. блик.

В практике выполнения архитектурно-графических работ условно принимается, что лучи света параллельны между собой и идут по направленно диагонали куба. Этим достигается постоянство и простота построения проекций световых лучей и теней на фасадах, разрезах, планах.

Перед отмывкой геометрических тел необходимо установить линии одинаковой освещенности – изофоты. На практике они необходимы для правильной передачи освещенности кривых поверхностей, то есть, необходимы при отмывке шара, конуса, цилиндра.

Наиболее полную характеристику освещенности кривых поверхностей дает шар (сфера), на его основе можно получить эталон для построения световых масштабов на различных поверхностях тел вращения или их комбинаций.

С этой целью на шаре, изображенном в двух его проекциях (горизонтальной и вертикальной), намечают сечения плоскостями (рис. 1), перпендикулярными плоскости светового потока (EF).

 

Рис. 1. Построение изофот на шаре.

 

След плоскости EF проведен через точку О параллельно отрезку ММ. Затем отрезок EF делится на 14 равных частей и через каждую точку проводится плоскость, перпендикулярная плоскость светового потока. Каждая из 13 секущих плоскостей, построенная на сфере АСВД, будет иметь вид эллипса, у которого известен центр (O1, О2 и т.д.). Зная зависимость малой к большой оси эллипса от радиуса окружности, можно найти величину большой оси эллипса и по четырем известным точкам построить эллипс (ГОСТ 2.317 -69).

Если провести горизонтальный диаметр АВ, то этот диаметр пересечет эллипсы сечений в некоторых точках. Эти точки и является отправными пунктами для построения светотеневого масштаба на основных телах вращения и их комбинациях. Необходимо определить на шаре линию светораздела и на точках масштаба, находящихся на освещенной поверхности, ставить знак «плюс», а на соответствующих точках, расположенных с теневой поверхности шара, - знак «минус».

На основе изофот шара можно построить изофоты цилиндра и конуса (рис. 2).

 

Рис. 2. Построение изофот на цилиндре и конусе при помощи сферы.

 

Чтобы построить изофоты на цилиндре, с помощью пропорционального деления на бумажной ленте откладывают диаметр шара АВ (для которого уже построены изофоты). На бумажной ленте также отмечаются все точки пересечения изофот с диаметром.

Точка А на бумажной ленте прикладывается к точкам Д на основании цилиндра, другой конец бумажной ленты расположен произвольно. Проводится отрезок АВ. На нем отмечаются все точки, соответствующие изофотам. Конец отрезка АВ соединяется линией с точкой С на основании цилиндра. Через все точки на отрезке АВ проводятся линии, параллельные отрезку ВС, до пересечения с основанием цилиндра. Проведя через полученные точки линии, параллельные образующей цилиндра, получим линии изофот.

При построении изофот на цилиндре или конусе с использованием углового масштаба на бумажной ленте откладывают диаметр данного цилиндра. Установив бумажную ленту параллельно линии ДВ так, чтобы один конец диаметра т. С находился на линии ОА, намечают на ней точки делений +1, +2, +3 ... -1, -2, -3 и т.д. и переносят их на выполненный чертеж.

Этот же прием графического нахождения применим и к эле­ментарным профилям архитектурных обломов.

На вогнутых поверхностях линии одинаковой освещенности располагают в обратном порядке, но при этом расстояния между ними оставляют такие же, как и на выпуклых поверхностях (пояса, наиболее освещенные в падающей тени становятся наиболее темными).