Воспитание гуманности
Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). Это отношение выражается в эмпатии.
Сопереживание проходит в своем развитии три стадии:
I стадия: Переживание – сочувствие (ему плохо, мне его жаль)
II стадия: Сопереживание – утверждение (я так не хочу)
III стадия: Переживание – действие (ему плохо, я хочу ему помочь)
На каждом возрастном этапе свои методы и формы работы по воспитанию гуманных чувств.
Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст |
Ø В этом возрасте начинается формирование гуманного отношения к людям и природе Ø Необходимо проявлять любовь, ласку по отношению к ребенку Ø Надо хвалить ребенка за каждое проявление доброжелательности Ø Обучать способам выражения сочувствия и внимания Ø Нельзя разрешать проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям Ø Нельзя давать положительную оценку недоброжелательному отношению к кому- или чему- либо | Ø Важно пополнять опыт ребенка положительными поступками Ø «Что такое хорошо и что такое плохо» дети понимают благодаря оценкам взрослого Ø Ведущий метод – пример взрослого; организация педагогической ситуации Ø Средства: взрослый как пример положительного поведения; произведения фольклора Ø Форма работы: индивидуальная | Ø Ребенок способен к обобщению элементарного опыта Ø Ведущими методами остаются общение с взрослыми; организация практики поведения Ø Привлекается внимание детей к способам выражения эмоциональных состояний другими людьми Ø Учим детей решать вербальные логические задачи Ø Дети склонны проявлять недоброжелательность к сверстникам чаще, чем к детям старшего или младшего возраста Ø Сопереживание – на 2-ой стадии | Ø Дети способны анализировать отношения, объяснять причины недостатков в них Ø Большое внимание уделяется осознанию моральных ценностей, практики поведения, упражнениям. Ø Главная работа – по формированию «переживания – действия» Ø Формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные Ø Метод: этические беседы, которые проводятся по мере необходимости Ø Важнейшее условие воспитания – пример воспитателя |