Воспитание гуманности

Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). Это отношение выражается в эмпатии.

Сопереживание проходит в своем развитии три стадии:

I стадия: Переживание – сочувствие (ему плохо, мне его жаль)

II стадия: Сопереживание – утверждение (я так не хочу)

III стадия: Переживание – действие (ему плохо, я хочу ему помочь)

На каждом возрастном этапе свои методы и формы работы по воспитанию гуманных чувств.

Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший возраст
Ø В этом возрасте начинается формирование гуманного отношения к людям и природе Ø Необходимо проявлять любовь, ласку по отношению к ребенку Ø Надо хвалить ребенка за каждое проявление доброжелательности Ø Обучать способам выражения сочувствия и внимания Ø Нельзя разрешать проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям Ø Нельзя давать положительную оценку недоброжелательному отношению к кому- или чему- либо Ø Важно пополнять опыт ребенка положительными поступками Ø «Что такое хорошо и что такое плохо» дети понимают благодаря оценкам взрослого Ø Ведущий метод – пример взрослого; организация педагогической ситуации Ø Средства: взрослый как пример положительного поведения; произведения фольклора Ø Форма работы: индивидуальная   Ø Ребенок способен к обобщению элементарного опыта Ø Ведущими методами остаются общение с взрослыми; организация практики поведения Ø Привлекается внимание детей к способам выражения эмоциональных состояний другими людьми Ø Учим детей решать вербальные логические задачи Ø Дети склонны проявлять недоброжелательность к сверстникам чаще, чем к детям старшего или младшего возраста Ø Сопереживание – на 2-ой стадии Ø Дети способны анализировать отношения, объяснять причины недостатков в них Ø Большое внимание уделяется осознанию моральных ценностей, практики поведения, упражнениям. Ø Главная работа – по формированию «переживания – действия» Ø Формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные Ø Метод: этические беседы, которые проводятся по мере необходимости Ø Важнейшее условие воспитания – пример воспитателя