Силы в ветвях ремня

Для создания трения между ремнем и шкивом ремень натягивается с предварительной силой Fo (рис. 9.7а). Чем больше Fo, тем выше тяговая способность передачи. В состоянии покоя или холостого хода каждая ветвь передачи натянута одинаково с силой Fo. При приложении рабочей нагрузки Т1 происходит перераспределение натяжений в ветвях ремня: ведущая ветвь дополнительно натягивается до силы F1, а натяжение ведомой ветви уменьшается до F2 (рис. 9.7б).

 

Рис. 9.7. Силы в ветвях ремня

 

Соотношение натяжений ведущей и ведомой ветвей при работе передачи на границе буксования определяют по уравнению Л. Эйлера:

где e – основание натурального логарифма; f – коэффициент трения; a – угол обхвата.

Из формулы видно, что нагрузочная способность ременной передачи возрастает с увеличением f и a.

Из условия равновесия моментов внешних сил относительно оси вращения имеем

или

где – окружная сила на шкиве.

Теоретически и экспериментально установлено, что сумма натяжений ведущей и ведомой ветвей ремня при любом режиме работы передачи остается постоянной и равна удвоенному значению предварительного натяжения. Следовательно, насколько возрастает натяжение ведущей ветви ремня, настолько же оно снижается в ведомой, т. е.

F1 = Fo + DF и F2 = Fо - DF

или F1 + F2 = 2Fо.

Решив совместно уравнения 9.4 и 9.5, получаем

F1 = Fo + Ft/2; F2 = Fо - Ft/2. (9.6)

Данные уравнения устанавливают изменения натяжения ведущей и ведомой ветвей в зависимости от нагрузки Ft, но не вскрывают способность передавать эту нагрузку или тяговую способность передачи, которая связана с величиной силы трения. Такая связь устанавливается зависимостью Эйлера. Решив совместно уравнения 9.3, 9.4 и 9.5, получим значения, устанавливающие такую зависимость:

 

Если то передача будет работать без буксования.

При обегании ремнем шкивов в нем возникает центробежная сила

Fv = rАv2,

где r – плотность ремня; А – площадь сечения ремня.

Сила Fv, отбрасывая ремень от шкива, уменьшает полезное действие предварительного натяжения Fо, понижая нагрузочную способность передачи. Влияние ее особенно существенно при v > 20 м/с.

Силы натяжения ветвей ремня нагружают валы и подшипники (рис. 9.8). Равнодействующая сила Fв = 2Fosin(a1/2) (где a1 – угол обхвата на малом шкиве).

Рис. 9.8. Силы на ведущем шкиве

 

Направление силы Fв принимают по линии центров передачи. Обычно Fв в два-три раза больше окружной силы Ft, что является крупным недостатком ременных передач.