Характерологические особенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Сущность гиперактивности.

Гиперактивный (синоним — гипердинамичный)— тип характера отличается повышенным настроением, высокой степенью активности со склонностью разбрасываться, не доводить начатое дело до конца (Чистякова М.И.,1990).

Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.

В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности(СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи:

· слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах;

· низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе;

Гиперактивные дети своим поведением с самого раннего детства как бы бросают вызов окружающему миру. Они не похожи на других детей, их поведение резко выходит за рамки привычного для детей их возраста. Часто они чувствуют себя отверженными, отделёнными от коллектива. Психологическое обследование выявляет у большинства из них повышенную тревожность, беспокойство, а также внутреннюю напряженность, переживание и чувства страха. Такие дети в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному настроению, легко расстраиваются из-за неудач.

Внешне независимые, именно они в отличие от «тихих», психически устойчивых детей особенно нуждаются во внимании. Однако отсутствие навыков общения, привычка с вызовом принимать любую помощь приводит к тому, что своим поведением они её отвергают. (Кошелева А.Д. Алексеева Л.С.,1997).

Гиперактивного ребёнка можно сразу выделить из группы других детей по характерной позе, поведению «бойцовского петушка», готового броситься в драку [3].

Возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения ребёнка детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявлений гиперактивности совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей. Три года – начало активного развития внимания, памяти и речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно – психическом развитии. Возраст 6-7 лет – критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций нервной высшей деятельности.

Основные признаки гиперактивности и их проявления.

Всеми авторами выделяются ведущие проявления (СДВГ): слабость торможения, двигательная расторможенность, неусидчивость, повышенная возбудимость. Обязательные симптомы: неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенная истощаемость, различной степени выраженности нарушение целенаправленной деятельности. Особенностью мышления гиперактивных детей, является то, что для них надолго, до 6-8 лет, ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо потрогать, подвигать. Не видя цели, дети не могут держать в памяти определенную последовательность действий, поскольку она для них внутренне не определена, отсюда хаотичность, отвлечение на другие занятия, неумение работать по образцу. Наглядно-образное, а тем более вербально-логическое мышление у таких детей еще не развито. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивирована и не зависит от ситуации – они подвижны всегда.[7]

Основным симптомом, гиперактивности, является признак «нарушения внимания»: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком – либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети, не достигнув результата, часто бросают занятие. [12]

Когда говорят «дефицит внимания», то под этим понимают неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого периода времени.

Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной перед ним задачи, но и небрежен в её выполнении. Такое поведение обычно менее заметно в ситуации «один на один» или в условиях обычного окружения.

Гиперактивность детей характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, всё время бегают, крутятся, пытаются, куда то забраться. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже во время сна), но даже беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивирована и не зависит от ситуации – они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости.(24).

Так, в детском саду и школе они могут мешать педагогам, отвлекать сверстников и провоцировать их правильное поведение во время занятий. Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребёнок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встречи с ребёнком и родителями.

Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностъю мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дошкольники и младшие школьники нередко испытывают сложности, когда застёгивают пуговицы и завязывают шнурки, а также при занятиях конструированием, лепкой и рисованием. (Заваденко.Н.Н.,2000. Уэндер. Р.,1997. Шейдер. О.,1998).

Могут отмечаться также нарушения пространственной координации, проявляющиеся в неловкости, неуклюжести. Они как бы не «вписываются» в пространство, натыкаются на углы, часто идут на пролом, не обращая внимания на препятствия.

Чрезвычайно важным для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность. Ребёнок проявляет повышенную эмоциональную активность, которая выражается в повышенной болтливости. Для детей с гиперактивностью характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи.

Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Кроме нарушений внимания, повышенной двигательной активности и импульсивности для гиперактивных детей характерны чрезмерная болтливость, раздражительность, инфантильное поведение, излишняя капризность. (Кошелева А.Д. Алексеева Л.С.,1997).

Проявление гиперактивности очень многообразны, разными авторами отмечается до 100 особенностей. Приведём частоту встречаемости основных признаков синдрома. На первом месте стоят нарушения внимания – частота проявления составляет от 96 до 100%, затем повышенная двигательная активность – от 80 до 84%, импульсивность – 63 – 84%. В 80 – 90% случаев ребёнку трудно усидеть на месте, он не заканчивает начатое дело, прерывает и вмешивается в разговор взрослых. В 73% случаев для него характерна частая смена деятельности, проблемы с учёбой отмечаются в 80% случаев; имеются затруднения в плане социального развития – в 64% случаев, наблюдается болтливость – в 47%случаев; отмечаются нарушения сна – в 21% случаев. [21]

По выраженности симптомов гиперактивность классифицируют на три группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой форме симптомы выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. При тяжёлой форме заболевания выявляется множество симптомов в значительной степени выраженности, имеются серьёзные учебные трудности, проблемы в социальной жизни. Средняя степень — это симптоматика между лёгкой и тяжёлой формами. Таким образом, гиперактивность — патология психического развития личности ребёнка, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции психологической, медицинской и педагогической. Но это состояние имеет более оптимистичные возможности реабилитации, если она проводится в возрасте 5-10 лет.

Причины и факторы, предшествующие гиперактивности.

Причины и механизмы развития гиперактивности сложны и остаются не достаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований. Для объяснения возможных механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, социально – психологические и другие концепции.

В каждый возрастной период существуют поводы к характерным отклонениям в развитии ребёнка и специфическим нарушениям поведения. Начало и развитие многих отклонений в старшем возрасте подготавливаются в ранние периоды развития. Ввиду этого необходимо рассмотреть эти особенности.

Первый год жизни ребёнка – это возрастной период самого сильного и неудержимого стремления к развитию и одновременно это период самой большой беззащитности. Всю жизнь ребёнок и его развитие в целом зависят от забот взрослых.

Недоношенность представляет собой опасность для его развития и кроет в себе серьёзный риск для будущих отклонений. Источником легкой ранимости психического развития в грудном возрасте является часто нарушаемое эмоциональное равновесие у ребёнка и создание эмоционального не равновесия. Причиной этого считается отсутствие или недостаточность положительных эмоциональных воздействий со стороны взрослых, заботящихся о нём.

Ранний детский возраст – это возраст от 1 до 3 лет. В этом возрасте отношение ребёнка к миру, интерес ко всему, что его окружает, что он видит и слышит, определяются, прежде всего, чувствами, которые они порождают в нём. В этом возрасте ребёнок испытывает глубокую, настоящую необходимость в горячей любви близких людей и это помогает ему легко и быстро привязаться к ним и ко всему, что связано с ними. Наоборот, усвоение даже самых обычных проявлений человека – ходьбы и разговора, очень сильно замедляется, если ребёнок лишен присутствия и тёплого отношения любящих его людей.[3].

Очень часто при наличии некоторых нарушений поведения детей старшего возраста, начало обнаруживают в недостаточном эмоциональном воздействии и неудовлетворённости в раннем возрасте.

Другим поводом может быть перенесение внимания родителей на второго ребёнка. [21]

Ещё одной особенностью возраста, с которой легко можно связать возникшие отклонения в поведении ребёнка, является характерный для этого периода негативизм – противодействие воли взрослого. Ребёнок, который в грудном возрасте находился в полной подчинённости и зависимости от взрослых, на втором и третьем году жизни уже может самостоятельно ходить. Он уже не нуждается в чужой помощи. Вполне естественно, что он испытывает свои силы и хочет проявить себя как самостоятельное существо и делать всё сам.

Ему хочется ходить, действовать, менять всё, а взрослый не позволяет это делать. Создаются конфликты, которые не всегда заметно, иногда очень резко могут нарушить правильный ход развития ребёнка.

Психологи и педагоги Тамбиев А.Э и Медведев С.Д определяют этот период – как начало кризиса в развитии, когда ребёнок переходит к самостоятельности. Любое стремление взрослых подчинить или даже «сломить» упорство ребёнка, как и игнорирование этого проявления, может стать причиной того, что ребёнок или становится необузданным, или же его воля будет сломлена и угнетена.(35).

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 лет. Этот возраст характеризуется как период игр. Игра для ребёнка дошкольника является неисчерпаемым источником радости и удовольствия.

При умении наблюдать за игрой ребёнка можно установить и некоторые недостатки в развитии, некоторые нарушения поведения.

Все точки зрения на причину и течение гиперактивности можно объединить в три большие группы: биологические, генетические и социально-психологические.

Сторонники первой группы причин – биологических – считают, что существует достоверная связь заболевания с органическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а также в первые годы жизни.

Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на (пре-)перинатальную и раннюю постнатальную патологию.

К факторам перинатальной патологии могут быть отнесены токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша. На ещё не родившегося ребёнка влияют также и психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, испытываемые матерью, а также нежелание иметь данного ребёнка [35].

Любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказываться на созревании мозга, которое продолжается вплоть до 12 лет. Сотрясения, сильные ушибы и травмы головы могут серьёзно нарушить деятельность мозга в любом возрасте.

Биологические факторы играют решающую роль в первые два года жизни ребёнка. Развитие ребёнка во многом определяется характером его окружения, прежде всего в семье. Большое влияние оказывает психологический микроклимат в семье: ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей отражаются на психике ребёнка. Значение имеют и особенности воспитания – гиперопека, эгоистическое воспитание по типу «кумира семьи» или, наоборот, педагогическая запущенность, как уже говорилось ранее, могут стать причиной развития психопатологии. Не последнюю роль играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность. У детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия (пре-) и перинатальной патологии исчезают к моменту поступления в школу, тогда как у детей из неблагополучных в этом отношении семей они продолжают сохраняться.

В пользу наследственной природы гиперактивности свидетельствуют результаты генеологическх исследований. С развитием молекулярной генетики наследственная концепция о гиперактивности получила новые подтверждения.

Были обнаружены нарушения нескольких генов, связанных с симптомами заболевания.

Однако поиски определённого гена, вызывающего данное расстройство поведения и внимания, пока не увенчались успехом.

По мнению многих исследователей, важную роль в формировании гиперактивности играют социально-психологические факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные. Влияние биологических факторов, имеет решающее значение в младшем возрасте, но затем возрастает роль социально-психологических факторов, и, прежде всего внутрисемейной ситуации.

Заваденко Н.Н. в своих исследованиях отмечал влияние следующих негативных внутрисемейных факторов 10.

• воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);

• повторный брак у родителей;

• частые конфликты в семье;

• различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей;

• низкий уровень образования у матери и/или отца;

• продолжительная разлука с родителями;

• тяжелое длительное заболевание;

• смерть одного из родителей;

• алкоголизм или наркомания у родственников;

• низкая материальная обеспеченность семьи;

• неблагоприятные бытовые условия.

 

У каждого ребёнка свой собственный путь развития, но наряду с большими индивидуальными различиями, у детей одного и того же возраста есть нечто общее, благодаря которому они похожи друг на друга. Это их возрастные особенности.

Переход от одного возрастного периода в другой часто сопровождается и характеризуется известными кризисными состояниями в развитии, при которых преобладает неустойчивость психики и поведения: ребёнок как бы утрачивает прежний способ отношения к окружающему миру и к самому себе и начинает вырабатывать для себя новый стереотип.

Эмоциональная связь ребёнка с членами семьи нарушается при этом, и, прежде всего с матерью. Учитывая влияния на психику ребёнка внутрисемейных отношений, рассмотрим это подробнее.

Семья даёт ребёнку то, что не может дать ни какой другой социальный институт, - интимно-личностную связь и исходное единство с родными, а потому природа детско-родительских отношений имеет первостепенное значение для психического здоровья детей.[21].

Важнейшая особенность семейного воспитания – его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Из множества составляющих семейного воспитания (таких как эмоциональные стереотипы поведения, супружеские и родительско-детские отношения и т.п.) проблема материнского отношения является ключевой. Рассмотрим влияние материнских отношений подробней.

Материнские отношения и их влияние на возникновение гиперактивности.

Материнское отношение как сложное, системно организованное качество поведения матери является результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений. Среди них наиболее значимы:

• совокупность ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентации как устойчивых конструктов (основ) сознания, прежде всего в отношении ребёнка;

• особенности сложившейся структуры личности матери или отдельных черт её личности, опосредствующие появление у неё тех или иных установок и ориентации, например рационализм или эгоистичность либо, наоборот, высокая чувствительность, эмпатийность, внушаемость;

• наконец, система мотивационных отношений как результат конкретных способов взаимодействия, которые осуществляются как ситуативный двусторонний контакт, обусловленный актуальным состоянием ребёнка и актуальным состоянием матери и оказывающий влияние на исходные установки матери.

Безусловно, важную роль играет и ряд других факторов, например социокультурное окружение, особенности супружеских отношений, индивидуально-психологические особенности развития ребёнка.

В центре внимания должны быть две группы параметров:

1. Характер действия матери, адресованных ребёнку.

2. Характер эмоциональных переживаний матери, вызванных взаимодействием с ребёнком.

Кошелева А.Д. и Алексеева Л.С.[17] дают определение материнским отношениям – это, прежде всего выраженность эмоциональной взаимосвязи матери и ребёнка и её качественные особенности. И с этой точки зрения выделяют параметры материнских отношений:

• выраженность в поведении матери эмоций, адресованных ребёнку, и их модальностные характеристики (например, поддержка, подавление, отвержение или агрессия);

• эмоциональность матери в целом (неэмоциональна, эмоциональна, но уравновешена, аффективна, конфликтна);

• психологическая дистанция между матерью и ребёнком, прежде всего эмоциональная, потом пространственно-физическая;

• особенности доминирующих действий, обеспечивающих реальное взаимодействие с доминирующими эмоциональными переживаниями (вербальный контакт, тактильный контакт и зрительный, игровое взаимодействие и т.д.);

• способность матери к поддерживанию комфортного состояния ребёнка в условиях стресса (может ли защитить при столкновении с опасностью, агрессивной средой, умеет ли распределять собственные эмоции между ребёнком, средой и другими людьми).

Эти параметры позволяют выделить четыре типа материнского отношения:

I тип – эмоционально поддерживающее и принимающее;

II тип – эмоционально подавляющее;

III тип – эмоционально отвергающее;

IV тип – жёстко агрессивное.

Роль семьи, и, прежде всего эмоциональной связи с ребёнка с матерью, в закреплении, а иногда и в возникновении гиперактивности как определённого способа взаимодействия ребёнка с миром чрезвычайна высока. Именно неудовлетворённость ребёнка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.

Во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери. Они контролируют, делают много указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.

В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешенны и неопытны. Гиперактивность у детей может быть выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребёнок с гиперактивностью сам создаёт условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребёнка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключатся на другое. Раннее выявление гиперактивности позволяет своевременно проводить профилактические и коррекционные мероприятия.

Общие рекомендации и требования к обследованию и диагностике гиперактивных детей.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей, учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определённого результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия: неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребёнка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Анализ каждого конкретного случая гиперактивности – это объёмная, в том числе и по времени, работа, требующая определённой организации. Важно соблюдать последовательность этапов изучения[17]:

1) анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, воспитателей, учителей, других заинтересованных в ребёнке лиц (метод получения «независимых характеристик»);

2) беседа с родителями, направленная на сбор сведений о предшествующих этапах развития ребёнка, его здоровье, внутрисемейных ситуациях и отношениях, обстоятельствах социально-бытового плана;

3) информация из других учреждений, включая предшествующие обследования (если они имеются);

4) сведения о состоянии здоровья ребёнка к моменту обследования;

5) наблюдения за ребёнком в домашней, школьной обстановке или в условиях центра;

6) эксперементально-психологическое обследование, совокупный анализ всех полученных материалов с обсуждением различными специалистами.

Важным дополнением к обследованию служат анализ продуктов деятельности ребёнка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений, игрушки, коллекции и т.п.), а также результаты изучения личности родителей.

В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа психолог группирует полученные сведения в следующие четыре раздела:

• информация об истории развития гиперактивного ребёнка и состояния его здоровья;

• сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок (семья, группа д/с, другие учреждения, которые он посещает);

• особенности поведения и деятельности ребёнка (в процессе обследования, в семье, д/с, школе, иных ситуациях);

• дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка.

Полученная информация позволяет психологу-консультанту дать общую оценку развития гиперактивного ребёнка, описать степень его трудностей, оценить степень их сложности и глубины, выделить факторы, связанные с появлением указанных трудностей, определить сферы воздействия с целью устранения или ослабления остроты проблемы. Основываясь на этих сведениях, психолог разрабатывает коррекционную программу или предложения по психотерапии.

Все перечисленные виды и источники информации имеют самостоятельное значение и предполагают специфические средства и методы её получения. К ним можно отнести: наблюдение, беседу, эксперементально-психологические методики и тесты, пробы на совместную деятельность ребёнка и взрослого, обучающие методики, опросники и многие другие. Всем им присущи особенности применения в практике консультирования родителей.

Первая задача, встающая перед практическим психологом, когда он приступает непосредственно к обследованию гиперактивного ребёнка, состоит в установлении хорошего взаимопонимания с ним. Без достаточного интереса и внимательного отношения ребёнка как к ситуации в целом, так и к самому специалисту трудно рассчитывать на получение достоверных результатов. Именно поэтому важно расположить ребёнка к себе, снять у него возможную тревожность, постараться создать настроение, которое поможет ему наиболее полно раскрыть свои возможности. Это начальная стадия процедуры обследования необходима независимо от того, будет ли оно в дальнейшем проводиться с помощью стандартизированных или клинических тестов. ( Заваденко Н.Н.,2000).

Обследованию гиперактивного ребёнка следует придавать характер обыкновенной игры или беседы. Ни в коем случае нельзя подчёркивать особое значение процедуры, её необычность. Необходимо дать время ребёнку освоится в новой ситуации, привыкнуть к помещению, рассмотреть вместе с ним всё то, что привлекло его внимание. Важно обращаться к ребёнку по имени, не забыв также сразу назвать себя. Объяснив цель контакта, надо включить его в ситуацию обследования, предложив посмотреть книжки с картинками или несложную, но интересную игрушку. Недопустимо спешить с началом обследования и задавать интересующие специалиста вопросы до того, как гиперактивный ребёнок освоится в непривычной ситуации.

Учитывая трудности установления контакта с гиперактивными детьми, для начала можно прибегнуть к совместной с ребёнком деятельности – рисованию или игре.[10] Избежать некоторых распространённых ошибок при проведении обследования гиперактивных детей помогут следующие рекомендации:

не следует ради обследования отрывать ребёнка от интересной для него деятельности. Даже подчинившись, он не проявит заинтересованности, станет работать торопливо, рассеянно, и в итоге результаты будут искажены;

• обследование обязательно должно проходить в специально оборудованном помещении, тихой светлой комнате, лишенной ярких, необычных предметов, которые отвлекают ребёнка;

• общий темп обследования должен быть приспособлен к индивидуальным особенностям ребёнка, предусматривать быструю смену разнообразных заданий.

Психолог должен точно знать перечень диагностических симптомов гиперактивных детей, который включает в себя, как правило, достаточно большое количество признаков[17. 26].

Согласно руководству Американской психиатрической ассоциации, опубликованной в четвертом издании « Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (1994)- диагностика гиперактивности проводится по двум измерениям: нарушение внимания и гиперактивность/ импульсивность.

 

 

Диагностические критерии гиперактивности

 

Измерение Признак
1 .Нарушение внимания.   1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. 2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. Не может до конца закончить поставленную задачу. 5. Слушает, но кажется, что не слышит. 6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7. Плохо организован. 8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9. Забывчив.
II. Гиперактивность/ Импульсивность. Гиперактивность: 1. Ребёнок суетлив. 2. Не способен усидеть на одном месте. 3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своём месте). 4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Всегда нацелен на движение. 6. Болтлив. Импульсивность: 1. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. 2. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. В разговоре часто прерывает, мешает (пристаёт) окружающим.
       

 

 

Для подтверждения гиперактивности необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия шести и более признаков из 1 измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е. шести и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма синдрома дефицита внимания».

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:

• появляться до 8 лет;

• наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка (в школе и дома);

• не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно- психических расстройств;

• должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию». [3 ]

Психолог беседует с родителями и другими членами семьи, наблюдает за ребёнком во время занятий и игр.

В ходе психологического обследования проводится оценка уровня развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональных особенностей и двигательной сферы. Обращается внимание на личностные особенности ребёнка. Оценивается степень развития школьных навыков и социальные условия жизни.

При проведении тестирования необходимо иметь в виду, что гиперактивные дети обладают повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. Занятия не должны превышать 40-50 минут (с учётом одного перерыва). Обследование может занимать несколько дней.

Однако окончательный «диагноз» ставится лишь после проведения дифференциальной диагностики.

Дифференциальная диагностика гиперактивности затруднена из-за большого числа сочетающихся расстройств и патологических состояний, при которых его симптомы наблюдаются в качестве вторичных проявлений. Среди сочетающихся расстройств при гиперактивности называют трудности в учёбе, поведенческие расстройства, тревожность и депрессию, языковые, коммуникативные, координационные нарушения. ( Брязгунов.И.П. Касатикова Е.В.,2001).

Наличие выше перечисленных расстройств в сочетании с гиперактивностью имеют неблагоприятный прогноз и большой процент сохранения во взрослом возрасте.

Обычно родители не знают, что делать с ребёнком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребёнком. Добиться исчезновения таких симптомов, как гиперактивность, импульсивность и невнимательность, в короткие сроки (несколько месяцев и даже лет) не представляется возможным. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребёнка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность, не мало важные признаки гиперактивности, могут оставаться у него на долгие годы и даже сохранятся, когда он станет взрослым. Однако и их возможно в значительной степени преодолеть, но при этом от родителей потребуется немало сил, терпения, мудрости.

В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. В сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебаний настроения родителей оказывают на ребёнка с гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, нежели на здоровых детей. [10]

Родителям детей с таким типом поведения нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть чётко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Ребёнка необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалит в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. При этом невозможно требовать от него планомерного выполнения сложных заданий, которые могут оказаться по плечу его здоровым сверстникам. На примере более простых дел нужно учить ребёнка правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах показывая, как поэтапно прийти к желаемому результату. В ходе подобных тренировок гиперактивным детям нужны поддержка, поощрения, помощь в том, чтобы не упустить из виду конечной цели.

Простые средства типа распорядка дня, списка необходимых дел, записок с напоминаниями (их можно дополнить, например, весёлыми рисунками, заранее сделанными родителями вместе с ребёнком, отразив в них порядок предстоящих дел) прививают ребёнку навыки планирования и организации собственной деятельности. Не надо скупиться на поощрения и небольшие призы, если ребёнок правильно себя вёл и сумел успешно выполнить новые и более трудные задания. Хорошие отношения, установившиеся между ребёнком и родителям, когда он видит их любовь и испытывает чувство вины за непослушание, способствуют тому, что ребёнок начинает лучше контролировать своё поведение.

Обстановка дома должна быть доброжелательной и спокойной. Насколько это возможно, вокруг ребёнка не должно быть отвлекающих и раздражающих предметов, для него желательна отдельная комната с преобладанием в интерьере спокойной цветовой гаммы. Поведение ребёнка будет более последовательным и уравновешенным, если родители следят за его режимом дня. Лучше, если его жизнь будет строиться по стереотипному распорядку, чтобы ребёнок строго в определённое время питался, делал уроки, играл, выполнял доступную для него работу по дому, смотрел телепередачи и.т.д.

Необходимо оберегать ребёнка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. В частности, не следует брать его с собой в места, где собирается много людей и куда ему ходить необязательно – на рынки, в большие магазины, рестораны. Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребёнка лишь одним партнёром и избегать беспокойных, шумных приятелей.

Межличностные отношения дошкольников с гиперактивностью.

В современной психологии показана важная роль общения в становлении личности человека. Именно в общении формируется отношение ребенка к окружающим, к деятельности, к самому себе.

Общение как источник эмоционального развития детей зависит от содержания межличностных отношений, эмоциональной близости партнеров.

«Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека,- писал Б.Ф. Ломов. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Этими условиями определяется уровень эмоциональной напряженности, в этих условиях осуществляется и эмоциональная разрядка.

Одна из функций общения состоит в социальном утверждении личности, в утверждении собственного «Я». За последние годы в исследованиях получены данные, свидетельствующие о том, что общение со сверстниками играет важнейшую роль в становлении регуляторных процессов, самооценки.

В разные возрастные периоды у ребенка появляется желание занять определенное положение в семье и среди сверстников. Удается ли занять ребенку удовлетворяющее его положение в значимых для него отношениях, небезразлично для всего дальнейшего развития человека.

Гиперактивные дети часто не понимают причины возникающих у них сложностей во взаимоотношениях со сверстниками. Они упорно пытаются наладить отношения, стремятся к сверстникам. Лезут, дерутся, демонстрируют себя. Поэтому у них постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, родителями, педагогами. В детском саду они более разговорчивы, чем их сверстники, и более склонны к началу общения. Но невнимательность гиперактивных детей, часто возникающее желание заняться чем-то другим, приводит к тому, что они оказываются не слишком хорошими партнерами. В результате, они не могут долго играть и успешно общаться со сверстниками.

В коллективе такой ребенок служит источником постоянного шума и беспокойства. Все это приводит к конфликту, он становится отвергнутым в своем коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, гиперактивный ребенок часто сознательно выбирает для себя роль шута, надеясь наладить отношения со сверстниками.

В домашних условиях гиперакивные дети не способны ответственно относится к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. Большинству таких детей свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка.

Оценка гиперактивных детей сверстниками.

Во время общения неизбежно, осознанно и неосознанно оценивается партнер: насколько он интересен, приятен и полезен. На основе таких оценок складываются взаимоотношения между детьми. Образная оценка ребенком своего сверстника складывается на основе реальных отношений с ним, общих действий или присматривания друг к другу.

Маленькими они кажутся забавными проказниками с излюбленным словечком «нет». Но становясь старше, проказник превращается в «проблемного» ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки. Непоседа удостаивается звания «гиперактивный», и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. Отношения между такими детьми и их родителями с годами становятся натянутыми и враждебными.