Выискивайте в тексте все очевидное и глупое и безжалостно вычеркивайте.

Даже самые опытные авторы иногда ловят себя на том, что пишут очевиднейшие вещи. Обычно это - связки между абзацами, над которыми вы долго бились, а потом, чтобы соединить их, написали совершеннейшую чепуху. Только недавно я вычеркнул из одной статьи фразу: "Конечно, жизнь балерины состоит не из одних лишь аплодисментов..." А кто утверждал, что состоит? Самое интересное с этими связками - вычеркнув, обнаруживаете, что вполне можно обойтись и без них.

"5. Используйте активный, а не пассивный залог."

События происходят, а люди говорят, и об их активной роли нужно писать прямо. То есть: "Московский международный аэропорт откроет новую взлетно-посадочную полосу в 1998 году", а не: "Было решено, что новая взлетно-посадочная полоса Московского международного аэропорта откроется в 1998 году". Некоторые глаголы, вроде "поступить", "унести" и "дать", часто используются для передачи пассивности, например: "От Ельцина поступило требование" (лучше будет: "Ельцин потребовал..."), "Землетрясение унесло 3000 жизней" ("При землетрясении погибли...") и "Этот шаг дал толчок..." (лучше уж: "В результате этого шага..."). Активный залог глаголов не только более эффективен, он, как следует из его названия, более активен.

"6. Реже используйте цитаты."

Вы можете писать куда более эффективно, чем многие - говорить. Например, вместо "Представитель ООН заявил: "Мы полностью отрицаем правдивость этого утверждения", напишите просто: "Представитель ООН отрицал правдивость этого заявления". И вообще, для передачи информации следует использовать косвенную речь. Цитаты придают статье плоть и кровь, но в основном их стоит приберегать для материалов, посвященных обмену мнениями, давая людям возможность прокомментировать их или дать представление об авторах цитат, их мнениях или чувствах. Не надо пользоваться ими лишь для насыщения статьи. Об использовании цитат подробнее рассказано в главе о композиции.

"7. Сокращайте цитаты так, чтобы это было ясно видно."

Существует только один честный и безопасный способ сокращать цитаты - обозначить удаленные места многоточием. Например: "Я считаю подобное требование возмутительным... У нас нет ни малейшего намерения сдаваться. Мы собираемся бороться до конца". Никогда не следует просто выбрасывать лишние фразы, соединяя оставшиеся воедино так, будто они и были произнесены таким образом. Если же желаемой краткости все равно не достичь, используйте косвенную речь.

"8. Пользуйтесь таблицами и списками для выделения пунктов в статье."

На бумаге это может занять чрезмерный объем, но этот прием очень полезен, если вам нужно выделить большое количество пунктов. К примеру, вместо того, чтобы в нескольких длинных абзацах описывать, скажем, сокращение правительственных расходов на транспорт, сведите их в таблицу. Но будьте осторожны: может случиться так, что большую часть пунктов этой таблицы придется прокомментировать.

"9. Избегайте бессмысленных определений."

Фразы "серьезная опасность", "неподтвержденные слухи" и "чрезмерно обеспокоенные" представляют собой, если секунду поразмыслить над ними, полную бессмыслицу. В конце концов, как опасность может быть "несерьезной"? А если слух нашел подтверждение, тогда это уже не слух, а факт, и вполне конкретный. Такие автоматические фразы следует урезать до главного слова, как и прочие бессмысленные определения, вроде "достаточно уникальный". Явление либо единственно в своем роде, либо нет, и если нет, тогда оно не уникально ни в коей мере.

"10. Не прибегайте к цитатам, чтобы повторить то, что уже было сказано."

Такой нерациональный подход встречается очень часто. Вот, скажем: "Министерство выступило с опровержением, спикер заявил: "Мы не согласны с этим утверждением". Напишите только одну из этих фраз, лучше первую.

11. Выучите слова своего родного языка, которые можно употреблять вместо длинных фраз.

"Тема, к которой я собираюсь обратиться", например, поместится в одно короткое слово "это".

"Перечитывание и переписывание"

Автор должен быть своим самым придирчивым критиком. Очень важно перечитать написанное, отыскивая слабые места, и переписать статью, если вы недовольны ею. Как правило, к тому моменту, когда статья окажется перед глазами у кого-то другого, может быть слишком поздно - как для исправлений, так и для вашей репутации. Некоторые авторы предпочитают писать черновик статьи, чтобы потом подвергнуть его строгой ревизии. Те, кто более отчетливо представляет себе, чего хочет, могут провести такую ревизию по ходу работы. Время здесь роли не играет, важно, чтобы пересмотр статьи был коренным, а не сводился к поверхностному поиску грамматических ошибок.

Если статья читается гладко, оставьте ее в покое, удержитесь от соблазна добавить пару-тройку цветистых фраз, уподобляясь повару, добавляющему в пирог еще несколько ягод.

Лучше займитесь ее сокращением. Есть ли в тексте слова и фразы, которые замедляют темп? Мне редко попадались материалы (включая мои собственные), которые нельзя было бы улучшить, вычеркнув что-то. Эта работа сродни затягиванию гаек и болтов на мебели. Если их не затянуть, она будет разболтанной и неустойчивой. (Возможно, вам будет интересно узнать, что изначально эта глава была на несколько страниц длиннее, чем сейчас).

"Радости писательства"

Конечно, временами приходится как следует попотеть. Разумеется, бывают сюжеты, которые кажутся бессмысленной мешаниной бесполезных сведений, пока вы не проведете несколько часов, впихивая их в подходящие рамки. Бывают и моменты полнейшей паники, когда приближается срок сдачи материала, а он готов лишь наполовину, и непонятно, что делать с другой. Но удовольствие от того, что вам удалось ухватить нечто и, как на булавку, посадить на слова, на ваши слова - удовольствие это безмерно. Как безмерен восторг от превращения разрозненной информации в осмысленную композицию. Эти ощущения сильнее даже побуждений писать ради заработка.

 

Вам придется написать, а затем выбросить или сжечь массу материала, прежде чем вы начнете чувствовать себя в этой среде свободно. Можно начинать прямо сейчас. И я верю, что в конце концов количество перейдет в качество.

Рэй Брэдбери

ГЛАВА 10. Первый абзац

Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором - сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки.

Пол О'Нил. "Американский писатель"

 

Первый абзац, именуемый обычно журналистами "лидом" ("развернутый подзаголовок" - от того же английского корня, что и "лидер") - самый важный абзац во всей статье. Он может возбудить в людях желание дочитать до конца, а может оттолкнуть, и тогда они поищут что-нибудь интереснее. Они не замедлят это сделать: газеты ведь обычно проглатывают очень быстро - у людей мало времени на чтение, и читают они при обстоятельствах, не располагающих к покою и созерцательности, - в автобусах, в метро, за завтраком, в офисе, на улице и так далее. Велика вероятность того, что если первые фразы не завладеют их временем, они вовсе не станут читать дальше.

return false">ссылка скрыта

Впрочем, в этом не всегда повинен лид. Определенную роль играют и другие факторы: хороший заголовок может заинтересовать людей, и они углубятся в чтение; значительный интерес к теме статьи может заставить их читать даже после скучнейшего первого абзаца, если затем статья "расправляет крылья". Влияет на читателей также объем газеты (газета, в которой 96 полос, явно может предложить больший выбор статей, чем газета на 12 полосах). Как журналист, вы не можете влиять на эти факторы или знать их заранее (объем своей газеты вам, конечно, известен, но ведь читатель мог купить несколько других). Единственный способ заставить читателя продолжать чтение после лида - написать его хорошо. А для этого следует всегда помнить несколько общих правил:

1) Цель лида - завладеть интересом читателя и задать тон статье, которой он предшествует.

2) Он должен быть ясным и понятным.

Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет "нет", если первый абзац двусмыслен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания - словом, все что может подождать до второго абзаца, а то и дольше.

"3) Он должен быть самодостаточным."

За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть оттого, что идет после него. Равным образом, в нем не должны оставаться неразъясненными никакие факты, лица, события, организации и т.д.- если только в этом нет особой необходимости.

"4)Никогда не начинайте статью с придаточного предложения."

Например: "Несмотря на растущее число убийств..." Это медленный подход, он уводит от главной мысли статьи и сбивает читателя. Придаточные предложения в начале фразы вообще имеют отвлекающее свойство, и поэтому их следует пореже использовать и далее в тексте.

"5) Никогда не начинайте статью с чисел, написанных цифрами."

6) Никогда не начинайте статей с официальных титулов или полных наименований учреждений.

Крайне важен первый десяток слов. Если у вас нет на то исключительных причин или вы не прибегаете к иронии, длинные бюрократические должности - плохой способ начать статью. Если вы начинаете со слов "Управление министерства сельского хозяйства и водных ресурсов по контролю за чистотой окружающей среды объявило вчера...", читатели бросят читать, так и не узнав, что рыба, выловленная в их реке, отравлена и есть ее нельзя. Начните лучше либо с краткой формы названия, например: "Государственные эксперты по экологии", а еще лучше - сообщите, что случилось, а названия упомяните позже.

"7) Как можно реже начинайте с цитат."

Начав статью с цитаты, вы сбиваете читателей с толку, поскольку, пока вы им не сообщите, они не будут знать, кто именно говорит это. Есть всего несколько случаев, когда хорошо начать с цитаты, но в этих случаях немедленно должен быть назван ее автор.

"8) Не растягивайте первый абзац."

В некоторых газетах даже существуют правила относительно наибольшей длины лида. Если в вашей газете они есть, вам не останется ничего другого, как подчиниться.

Когда в учебниках пишут про лиды, автор обычно приводит список различных типов газетных статей (новости как таковые, очерки и так далее) и дает образцы. Это бесполезно, глупо и неправильно. Такая практика позволяет думать, что писательское мастерство сводится к овладению набором приемов, что журналиста можно снабдить некоторым количеством уловок или инструментов, которые он и будет использовать применительно к обстоятельствам. "Ага, это очерк такого-то типа, начало к нему должно быть такое"... Хуже нет - сочинять по шаблону. Куда лучше выделить различные подходы, а журналист пусть сам решает, как с ними обращаться.

1. Подача, информационных сообщений

Раньше газеты обычно предваряли драматические материалы заголовками из множества отдельных строк. Этот метод выделял все основные пункты статьи и подчас содержал столько же слов, сколько в наши дни заголовок и развернутый подзаголовок вместе взятые. Взгляните, к примеру, как сообщалось в "Philadelphia Inquirer" 17 апреля 1865 года, в понедельник, об убийстве президента Линкольна в предыдущую пятницу:

"ВЕЛИКАЯ ТРАГЕДИЯ!

"Нация скорбит по своему славному президенту","Радость сменилась скорбью!", "ВЕЛИКИЙ МУЧЕНИК СВОБОДЫ!", "УБИЙСТВО ПРЕЗИДЕНТА", "Подробности убийства" Рассказ очевидца, "У смертного одра мистера Линкольна" , Упокоение благородного патриота, "Бегство презренного убийцы", Мистер Сьюард еще жив, Его состояние – удовлетворительное, Вступление Эндрю Джонсона в должность президента, "Его обращение к нации", ВЗГЛЯДЫ НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА, "Он сохраняет прежний кабинет!", Официальный бюллетень госсекретаря Стэнтона, Наши специальные сообщения!

Неудивительно, что после всего этого не было нужды писать то, что мы бы сегодня назвали лидом к информационному сообщению. В приведенных выше заголовках куда больше слов, чем в заголовке и первых двух абзацах сегодняшней газетной статьи.

Почти сто лет спустя, к вечеру 23 ноября 1963 года, произошло убийство президента Кеннеди. Ниже приведены заголовки и первый абзац статьи из "Dallas Morning News", вышедший на следующий день:

"КЕННЕДИ СРАЖЕН ПУЛЕЙ НА УЛИЦАХ ДАЛЛАСА"

"ДЖОНСОН СТАНОВИТСЯ ПРЕЗИДЕНТОМ"

В СОДЕЯННОМ ОБВИНЯЕТСЯ СТОРОННИК КОММУНИЗМА

"От выстрела снайпера погиб в пятницу на улицах Далласа президент Джон Ф. Кеннеди, 24-летний прокоммунист, пытавшийся ранее совершить предательств в пользу России, был незадолго до полуночи обвинен в убийстве".

Заголовки и лид потребовали здесь немногим больше половины того, что занимали одни только заголовки о смерти Линкольна. Оставляя в стороне муссирование "прокоммунистической" темы, можно сказать, что это вступление и по форме, и по идее почти такое же, как и те, что публикуются ныне в начале информационных сообщений в Америке, Британии и остальном мире.

В начале этого века заголовки стали набирать все более крупным шрифтом, количество слов в них уменьшилось, и, таким образом, первый абзац должен был отныне выполнять работу, которую прежде выполняли заголовки. Статьи сокращались по мере распространения грамотности, поэтому материал в них следовало излагать более живо. Газеты значительно увеличили объемы, из-за чего усилилась конкуренция за читательское внимание внутри газет. Все эти факторы, давившие на газетную индустрию "изнутри", ускорили эволюцию информационного лида к новостным материалам.

Действовали, кроме того, и внешние факторы. Всепроникающее действие рекламы с ее живым, западающим в память языком и простыми фразами оказало громадное влияние на читательские привычки. Люди располагают сейчас куда меньшим временем для чтения газет, чем они располагали до таких общеизвестных перемен, как почти всеобщее владение автомобилями, наступление эры радио и телевидения, общий рост благосостояния. А отсутствие цензуры означает, что нет нужды писать иносказательно, дабы читатели читали между срок. Читатели хотят ясности, и вы можете дать ее им.

Цель любого лида - завладеть читателем, заинтересовать его настолько, чтобы он захотел читать дальше. В случае с информационным сообщением это означает, что самые информационно важные аспекты статьи должны быть обозначены в самом начале. Это особенно верно в том случае, если стиль заголовков в вашей стране тяготеет к загадочности, полон литературных аллюзий, которые обычно содержат мало подробной информации о том, что содержится в статье под этим заголовком. Тем больше оснований в этом случае как можно скорее перейти к сути дела.

Это, как правило, не составляет труда при "горячих" или однозначных сюжетах. Если в столице вашей страны произошла авиакатастрофа, унесшая жизни 345 человек, над лидом можно особо не раздумывать: "По меньшей мере 345 человек погибли, когда "Боинг-747" компании "Глобал Эйрлайнз" врезался в жилой дом в пригороде Москвы прошлой ночью". Но все мы знаем, что большая часть сюжетов не столь однозначна. У них несколько поворотов (то есть аспектов), которые не вместить в первый абзац все вместе, не сделав его при этом безнадежно громоздким. Если только вы не хотите написать нечто маловыразительное, вам придется выбирать, какой аспект наиболее ценен информационно. Звучит вроде бы просто, но на деле все куда сложнее. Тьма журналистов, обладающих богатейшим опытом, провели массу времени за сочинением лидов, бракуя их и сочиняя снова. А под каким углом лучше его давать - вопрос этот, пожалуй, чаще всех прочих обсуждается в редакциях во всем мире. И ни в одном из этих споров не бывает просто верного и неверного мнения, а бывает противоборство мнений.

Так вот, если имеется сразу два (а то и три) мнения по поводу того, как написать первый абзац, то есть ли способ помочь делу? К счастью, да. Много лет назад мне дали один совет, который я считаю самым полезным советом из всех, когда-либо полученных.

Он называется "Притча о друге на холме" и звучит так:

"Представьте себе, что вы прогуливаетесь за городам и в голове у вас - вся информация о некоем сюжете. Вдруг вы замечаете на вершине холма друга, которому будет интересно услышать вашу историю. Вы бежите к нему, все выше и выше, и когда добираетесь до него, у вас остается дыхание только на одну фразу, после чего вы рухнете без сил. Какие слова вы выпалите? Вот это есть лид". Существуют вариации на эту тему. Например, вообразить, что вы посылаете телеграмму о вашей статье. Слово стоит 5 долларов, и платите вы из своего кармана.

2. Другие подходы

В большинстве случаев, когда вы первым пишете о событиях, представляющих общественный интерес, лучше всего подойдет лид по типу "последних событий". Однако существуют и другие способы начать статью, и некоторыми из них можно, сообразуясь с обстоятельствами, воспользоваться для информационных сообщений. Лиды очерковых статей, как правило, более свободны формально, и для них - особенно для них - единственным критерием является действенность. Критерий этот приложим в равной мере и к лидам аналитических статей, "авторских материалов", комментариев и интервью.

Начав изучать лиды вы вскоре обнаружите: то, что казалось вам четырьмя-пятью основными типами, разрастается до нескольких десятков. На составление номенклатуры всех подходов может уйти целая жизнь, а попытка свести их к некоему ограниченному числу типов и вовсе бессмысленна. Вы просто погрязнете в "исключениях" и "оговорках". Вот, впрочем, некоторые основные типы врезов к информационным сообщениям и очерковым статьям. Тут же будет затронут вопрос, более детально рассматриваемый в главе о композиции статьи, а именно, что лиды зачастую состоят не из одного абзаца, а из нескольких.

1) Повествование

Это лид из разряда хронологических. Обычно используется в очерках, но порой и в информационных сообщениях, где вопрос "как это произошло" более важен или интересен, чем "что именно произошло". Пользование и последовавшее затем злоупотребление хронологическим началом информационных статей в лондонской "Sunday Times" породило целую школу написания лидов, ставшую ныне объектом многочисленных насмешек. Вот ее образец:

"В 12.47 дня двое мужчин в одинаковых синих костюмах с одинаковыми "дипломатами" в руках, вышли из Руританского посольства через черный ход.

Остановив такси, они попросили водителя доставить их на вокзал Виктория и устроились на заднем сиденье, обитом черной кожей. За двадцать пять минут, потребовавшихся водителю для движения в плотном потоке машин, обычном для этого времени суток, ни один из мужчин ни на секунду не выпустил из рук свой невинного вида кейс. У вокзала Виктория пассажир повыше ростом вынул новенькую пятифунтовую купюру и расплатился с водителем, 47-летним отцом троих детей Гарри Уингфилдом. Тот даже не догадывался о конечной цели пассажиров..."

И в том же духе можно было бы продолжить еще несколько абзацев. В этом повествовательном стиле есть свои плюсы, однако есть и одно "но": интригуя читателя подобным образом, помните - когда доберетесь в конце концов до сути дела, лучше, чтобы эта суть была интересной. Если, к примеру, в случае, изложенном выше, герои статьи тайно продавали военные секреты или собирались взорвать посольство враждебного государства, тогда все нормально. Если же, напротив, их отпустили с середины рабочего дня, и они всего-навсего направлялись домой, чтобы провести вечерок, разбирая коллекцию марок, - тогда вы получите множество разочарованных, а то и разозленных читателей.

2) Анекдот

Это лид, где посредством законченного эпизода анекдотического характера вы иллюстрируете аспект, в котором статья освещает тему. Такое вступление часто используется в больших информационных статьях-очерках - для того, чтобы представить читателю действующих лиц, или чтобы ввести какой-нибудь неведомый эпизод из известных в целом событий, которым посвящена статья.

Крайне важно, чтобы ваш "анекдот" был хорош и к месту.

3) Затяжной прыжок

Это лид из нecкoлькиx абзацев, где реальное событие приберегается под конец, как кульминационная фраза анекдота. Такое вступление обычно используют в повседневных информационных сообщениях и легких статьях общего характера. В нем на протяжении нескольких абзацев излагаются самые что ни на есть обыденные события и сценки, за которыми следует переход к сути материалов, неизбежно начинающийся со слов "Теперь..." или "И затем..."

Несколько стилизованный и затасканный, этот метод частенько порождает банальности типа "Они и не подозревали..." Вот например: "Полет проходил превосходно. Небо было ясным, вино хорошим, а еда превосходной. Но пассажиры, пристегивая привязные ремни, готовясь к посадке, и не подозревали, что через две минуты на борту самолета вспыхнет пожар, в мгновение ока лайнер рухнет на землю и выживут лишь двое".

4) Одним ударом

Это - противоположность тому, о чем только что шла речь. Здесь все содержание сконцентрировано в одном выразительном предложении. Когда срабатывает - экономичный, информационно насыщенный и сильный метод, но когда не срабатывает - поражение сокрушительное. Для таких вступлений нужны опыт, подлинный талант и меткость суждений. Лучше всего использовать его в статье важной, ожидаемой, посвященной событию, которое будет освещаться практически всеми средствами массовой информации. Лучшее из подобных вступлений, которое мне довелось прочесть, было посвящено смерти Гитлера в мае 1945 года. Представьте себе, что автор - вы. Что бы вы написали об этом событии (уже сообщенном по радио) такого, что не казалось бы слишком очевидным? Задача не из легких. Но британская "News Chronicle" начала свою статью одной сильной фразой: "Самый ненавидимый человек на свете мертв".

С этим лидом может сравниться другой, написанный Джеком Лондоном, автором "Белого Клыка", для "Collier's Weekly" в апреле 1906 года. Ему было поручено написать о землетрясении и начавшемся вслед за ним пожаре, которые уничтожили большую часть зданий в Сан-Франциско и оставили без крова 225 000 человек. Первый абзац статьи Лондона состоял всего из четырех слов: "Сан-Франциско больше нет".

5) Обзорный лид

Более всего он к месту, когда надо выделить главные моменты в сложной цепи событий. К примеру, одна статья о мошеннике-букмекере начиналась так: "Джо Мартин был игроком. Он так жаждал выигрывать на скачках, что как-то сам придумал ипподром, провел на нем "забег", добился того, чтобы друзья поставили на этот несуществующий забег, и ... почти сумел скрыться". Это вступление используйте также, когда ни один из аспектов истории не представляет из себя чего-то особенного, а основной интерес в том, что произошла некая последовательность событий. Его очень легко сделать слишком запутанным, и в чем-то это вступление лишь откладывает до второго абзаца решение вопроса, какой же аспект истории - самый важный.

5) Лид-объяснение

Он очерчивает территорию, на которую автор заводит читателя. Он сходен с обзорным лидом, но больше сродни киноафише, дающей общее представление о содержании картины. Используется преимущественно в очерках, посвященных широкому кругу тем или людей, или отдельным личностям, например: "Фарук – не просто король Египта. Он еще и наглый водитель, шантажист, бабник, обжора, карманник, а ныне - плейбой в изгнании. Короче, это король, который так и не повзрослел".

6) Шокирующий лид-загадка

Это вступление, в котором автор ошарашивает читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настолько, что продолжат чтение. Один из военных репортеров как-то начал свою статью: "Сегодня утром я умывался красным вином", и лишь затем сообщил, что подразделение, в котором он находился, только что отбило у немцев один из крупных виноградников.

7) "Представьте себе"

Этот лид, похожий на театральную ремарку с описанием сцены нового действия, хорош в длинных очерках. Лучше всего, если в таком вступлении есть какая-то подробность из разряда "часы пробили тринадцать раз". Как вот здесь:

"Зима. В неотапливаемой квартире сидит старик. На нем только тонкий халат. Он склонился над столом, внимательно глядя в микроскоп. Рядом горит небольшая свечка. Внезапно он откидывается назад, улыбается, достает из кармана пятидолларовую купюру, зажигает ее от пламени свечи и раскуривает сигару".

Вы просто вынуждены прочитать дальше, чтобы узнать, что изучает этот человек, почему он не нуждается в отоплении и теплой одежде, и что он собою представляет, если прикуривает от купюр.

8) Вопрос

Опасный случай, поскольку читатели вполне могут немедля ответить на ваш вопрос и пропустить статью. Поэтому лучше не задавать им прямые, легкие вопросы. Не стоит задавать и такие, ответ на которые будет слишком неожиданным, это верный признак того, что содержащуюся в ответе информацию было бы лучше изложить во вступлении. Этот лид нередко используется (чаще всего опрометчиво) в повседневных материалах из серии "Сколько раз за сегодняшний день вы мыли руки?" Что же касается употребления его в информационных сообщениях, задача которых - давать ответы, а не задавать вопросы, это просто абсурдно.

9) Шутка

Один из самых распространенных типов вступления. И один из тех, что удаются реже всего. Но если читатели почувствуют, что попали в веселую компанию, то обязательно продолжат чтение.

Такой лид может занимать одну строчку, как, например, написанный П. Дж. 0'Рурком из американского журнала "Rolling Stone": "В Никарагуа сейчас, пожалуй, больше комиссий по расследованию событий, чем самих событий". Либо это может быть небольшой текст, подводящий к кульминационной строке, как этот, также принадлежащий перу 0'Рурка:

"Мы с моей подругой Дороти провели уикэнд в "Цаследии США", возрожденном христианском парке развлечений и отдыха, созданном телевизионными евангелистами Джимом и Тэмми Бэккерами. Мы с Дороти приехали туда, чтобы позубоскалить - но уехали обращенными. К несчастью, обратились мы в сатанизм".

10) Философский лид

Это вступление к очерку, которое пытаются написать чаще всего и которое удается реже всего. Его суть в том, чтобы выступить с каким-нибудь широким, общим утверждением, которое по идее должно звучать, глубокомысленно, а это получается редко. Не забывайте - мысль о судьбах человечества, пришедшая вам в голову накануне сдачи статьи, вряд ли будет казаться такой же глубокой на следующее утро.

11) Ложная посылка

Относится к тому же разряду, что и предыдущая, но в этом случае утверждение делается с единственной целью - в пух и прах разнести его на протяжении всей статьи.

12) Исторический лид

Статья в этом случае начинается со справки по истории вопроса, например: "В 1948 году правительство Руритании постановило закрыть границы государства. Тем самым был положен конец давней традиции этой страны - гостеприимству по отношению к иностранцам". Во вступлениях этого типа либо исторический факт сам по себе должен быть достаточно интересен, чтобы завладеть вниманием читателя, либо поворот (обычно излагаемый в следующем абзаце и начинающийся со слова "Но...") должен быть достаточно захватывающим. В противном случае лид будет производить вялое впечатление. Почти всегда будет лучше переработать его, опираясь на информацию из второго абзаца.

13) Подробность

Это такой лид, для которого вы сначала обыгрываете одну незначительную деталь, а уже потом даете общий план. К примеру: "На дверях небольшого белого домика Игоря Данилова висит написанное от руки объявление. Оно гласит: "Требуется жена. Обращаться сюда". Вряд ли найдется человек, который не захотел бы прочитать дальше.

14) Загадка

Это безусловно ошибочный лид, некое "псевдовступление". Обычно он принимает одну из двух форм. Первая - неудачная шутка, как в статье о новом спортивном автомобиле: "В сторонку, девушки - приближается изогнутый объект желания, который вскоре вытеснит вас из мечтаний ваших мужчин". Вторая - повествование, начатое не с той фразы, как в статье о неудачном отпуске семейной пары: "Ольга и Игорь Медведевы с нетерпением ждали возможности хорошо провести пару недель на залитых солнцем пляжах Таиланда". А о том, что по прибытии они обнаружили недостроенную гостиницу и пляж, покрытый нечистотами, сообщается только во втором абзаце. А нужно было написать об этом в первом. В конце концов, большинство людей действительно с нетерпением ждут отпуска.

"Всегда ли вы пишете лид прежде самой статьи?"

Иные очеркисты, если у них есть время, предпочитают писать от руки, а затем перепечатывать материал, шлифуя его. Они говорят, что более точно подбирают слова и аккуратнее пишут от руки, чем на компьютере. Они придерживаются мнения, что чувствительная клавиатура компьютера способствует многословию и шаткому построению фраз, позволяет автору сочинять "наобум", вместо того, чтобы вновь и вновь обдумывать конструкцию предложения, прежде чем записать его, работай он с ручкой и бумагой.

Особенностей сочинительства на свете столько же, сколько писателей (Набоков, например, всегда писал стоя, а Виктор Гюго - обнаженным). Но есть одна несомненно опасная привычка - писать статью без лида, а потом возвращаться к началу, чтобы написать первый абзац. Это плохо хотя бы потому, что обдумывание начала материала всегда помогает ясно представить себе идею всей статьи, ее композицию, найти тон.

Но есть и исключение. Привычка писать лид в последнюю очередь може быть полезна, если сюжет обладает ясной хронологической композицией, а цель лида - дать краткий обзор происшедшего. Например, катастрофы и подобные им события, которые вам приходится освещать, когда еще не установлены окончательные результаты или количество жертв. Это так называемые "статьи по ходу дела", поскольку событие еще не завершилось к тому моменту, когда вам и нужно начинать писать. В подобных случаях лучше всего начать репортаж, следуя хронологии событий, а затем, буквально перед сдачей материала добавить вступление и, возможно, еще пару абзацев.

 

Плохие писатели - это те, кто пишет, обращаясь к. некоему внутреннем контексту, о котором читатели не могут знать.

Альберт Камю

ГЛАВА 11.Композиция и описания

Все, что написано ради удовольствия самого автора, не стоит ровно ничего.

Блез Паскаль

Композиция хорошей статьи - вопрос ясности, организации и эффективности, вопрос, по идее, простой. Он и в самом деле прост, особенно для статей о последних событиях, размер которых не превышает 12 абзацев. Как только вы изложите наиболее интересную информацию в лиде, расположить остальную информацию будет вовсе не сложной задачей. Для таких статей часто рекомендуют прием "перевернутой пирамиды" - псевдо-техническая фраза, обозначающая элементарный принцип организации материала по нисходящей степени интереса и важности. Последуйте этому примеру - и доберетесь до конца статьи прежде, чем осознаете это.

Проблемы с композицией возникают, когда статья занимает большой объем, не столь одномерна, либо и то и другое вместе. Особенно это касается статей, в которых нет хронологической последовательности событий. Если она есть, то внутренняя структура сюжета облегчает работу, накладываясь на материал статьи, как только написан лид. Репортажи, написанные в очерковой манере, также представляют сложность в этом плане, поскольку зачастую состоят из множества различных тем и линий. Отдельные части подходят, но не стыкуются, а иные, на первый взгляд, не подходят вовсе.

Проблемы композиции в основном сводятся к следующему: как представить читателю разные аспекты истории ясно и логично, чтобы в конце получилась связная картина? Что куда поместить и как это все связать воедино? В худшем варианте эти проблемы схожи с мозаикой, которую надо сложить из почти бесконечного числа элементов самых разных форм и цветов, а картинка-трафарет отсутствует.

На ваше счастье, вы всем командуете. Это - ключевой момент. Работать

над композицией - значит командовать материалом. Сначала вам следует окинуть

взором имеющуюся у вас информацию, оценить ее сущность, увидеть картину

целиком, прикинуть, какого эффекта вы хотите добиться, какой материал вам

нужен, а какой - нет, какого объема и формы должны быть части статьи и как

они должны сочетаться.

Если и есть какой-то секрет хорошей композиции, то он заключается в

том, чтобы видеть статью как бы собранной из блоков. Эти блоки - информация,

которую вы распределяете по частям статьи, а потом собираете их воедино.

Разложив информацию, вы сортируете ее по степени важности. Затем вы увидите,

как факты распадаются на несколько блоков, или аспектов сюжета. Потом

начинаете добавлять к этим блокам менее значимую информацию. Как их

соединить - придумаете позднее.

Естественно, процесс этот через какое-то время становится во многом

бессознательным. И классификация информации, и создание композиции

происходят интуитивно - как и с писательскими навыками в целом.

Если в вопросе композиций и есть общие места, то их совсем немного, и

их легко выделить. Вот несколько рекомендаций:

"1) Разбирайте каждый аспект статьи в одном месте."

Не перепрыгивайте с одной части статьи на другую; а оттуда - обратно.

Это сбивает с толку и вас, и читателя.

"2) Делайте связки между частями статьи как можно более естественными."

Статью, не продуманную по композиции, легко распознать по обилию в ней

всяческих "между тем", "но" и "однако". Учитесь логически переходить от

одной мысли к другой, не злоупотребляя такими связками.

"3) Опровержения должны сразу следовать за обвинениями."

Если в истории есть две конфликтующие стороны, добивайтесь, чтобы

возражения одной стороны стояли как можно ближе к предшествовавшим

обвинениям другой. Разделять их несколькими абзацами - верный способ сбить

читателя с толку.

"4) В больших статьях делайте лид составной частью материала."

Композиция только выиграет, если ваш лид будет максимально тесно связан

со вторым абзацем.

"5) Опасайтесь тупиков."

Составляя план, бдительно высматривайте ту часть композиции, которая

никуда не ведет. Обычно к таким относятся побочные вопросы или сюжеты.

"6) Если события имеют хронологию, воспользуйтесь ею."

Повествование в хронологическом порядке - дело простое, несложное и

всегда самое удачное. Не бойтесь сразу же после лида написать: "Все началось

с того...", и далее следовать до конца.

"7) Никогда не бойтесь "разжевывать"."

Иные сюжеты могут быть очень запутанными, и есть опасность, что

читатели запутаются, как бы хороша ни была композиция статьи. Не стесняйтесь

в таких ситуациях раскладывать все по полочкам, как в учебнике, сообщая

читателям, что им предстоит узнать: "Этот сложный вопрос имеет четыре

аспекта. Во-первых..."

"8) В длинных статьях и очерках пользуйтесь "меню"."

"Меню" - это пара предложений, излагающих основное содержание статьи,

сообщающих читателю, что у вас есть "про запас". Так, если по композиционным

причинам есть необходимость оставить два-три ударных момента на конец

статьи, пусть читатель узнает о них в самом начале, "пригубит" их.

"9) Не излагайте предысторию большими, неудобоваримыми порциями."

В некоторых статьях необходимо уделить много места предыстории или

кратко пересказать содержание предыдущих статей - либо для большей

содержательности, либо для максимальной "крепости" статьи. В большинстве

случаев материал такого рода лучше всего вплетать в основную нить

повествования и сжато излагать по ходу дела. В редких, крайне запутанных

ситуациях, можно, однако, прибегнуть и к приему "До этого момента история

развивалась так..."

"10) Осторожно выстраивайте последовательности."

Этот способ написания легких статей на общие темы используется

настолько часто, что стал почти ритуалом. Он заключается в том, что сперва в

общей форме дается характеристика тому, что произошло в конце некоего

события. Затем идут имена, время и место, после чего события излагаются в

хронологической последовательности, и каждый шаг вперед начинается с

предлогов "поскольку", "и", "но", "поэтому" и так далее. Последний из этих

предлогов доносит до нас последний этап действия, после чего, наконец,

высказываются основные действующие лица. Порой этот способ бывает полезен,

но он ужасающе затаскан.

"11) Осторожно обращайтесь с "но", "однако" и "тем не менее"."

Используя эти словечки в начале предложений, содержащих информацию,

противоречащую той, о которой шла речь ранее, вы рискуете увязнуть в этой

колес. Если вы не будете осторожны, то вам захочется прибегать к их помощи в

каждом третьем или четвертом предложении. Чтобы свести их употребление до

минимума, вы должны расположить противоречащие друг другу части материала

строго последовательно, изложив сперва одну точку зрения на события, и лишь

потом - другую.

12) Используйте цитаты для смены ритма в длинном отрывке косвенной

речи.

Как длинный кусок текста, состоящий сплошь из цитат, может быть

утомительным и неэффективным в смысле объема, так и затянувшаяся косвенная

речь может стать монотонной. Внесите в нее некоторое разнообразие,

подключите живой голос - дайте одну-две цитаты, пусть и небольшие.

13) Утверждения, изложенные во врезе косвенной речью, следует затем в

статье подкрепить цитатами.

Следует поступать так всегда, но особенно - если утверждение, данное в

косвенной речи, спорное.

14) В статьях-продолжениях не забывайте излагать содержание

предшествовавших материалов.

Обдумывая содержание статьи-продолжения, вам следует позаботиться о

том. чтобы уделить достаточное место пересказу начала истории, чтобы ваша

новая статья была понятна. Это можно сделать либо одним обзорным

предложением, либо более пространно. При изложении предыстории важно

помнить: если в предыдущих статьях опровергалось какое-то обвинение, то,

повторяя обвинения в новой статье, нужно повторить и опровержение.

 

"Заключение"

Американский писатель Эрнест Хемингуэй как-то сказал, что переписывал

финал романа "Прощай, оружие" 39 раз, прежде чем остался им доволен. Я

привожу здесь эти слова не потому, что считаю их примером для подражания

(хотя ваши тексты только выиграли бы от подобной требовательности), но чтобы

напомнить: окончание почти так же важно, как и начало.

Сравнительно большие статьи лучше плавно завершать... И, конечно,

нельзя приводить их к дутому, вымученному заключению, когда автор чувствует,

что должен вынести свой вердикт, либо "сделать ручкой" читателю. Нельзя и

резко обрывать их, словно автору просто все надоело.

Хорошая концовка - это какой-нибудь эпизод (предпочтительно,

анекдотического характера), и лучше без квази-философской заключительной

ремарки. Годятся также краткие описания финальной сцены, эффектная цитата,

какой-нибудь поворот основного сюжета, сбереженный напоследок; можно сделать

перекличку концовки со вступлением либо с эпизодом из статьи. В общем, все,

что придаст статье завершенность и не оставит у читателя ощущение, будто

журналист писал-писал - и вдруг вспомнил про какую-то важную личную встречу.

Одно из изящнейших заключений в истории журналистики принадлежит перу

американца, корреспондента лондонской "Daily News" Я. А. МакГаэну в одном из

его гневных репортажей о жестокостях турок по отношению к болгарам в 1876

году. После сдержанного сообщения о резне в местечке Батак (этот материал

обширно процитирован во второй главе) он описывал зрелище, открывшееся на

церковном дворе, где тысячи тел лежали там, где упали: "дети, умиравшие с

криками страха и ужаса ... девушки, умиравшие со слезами и всхлипываниями...

матери, умершие в попытке заслонить детей своими слабыми телами... Ни слез,

ни криков, ни всхлипов, ни криков ужаса, ни мольбы о пощаде".

И затем он пишет: "Жатва гниет на полях, а жнецы гниют на этом

церковном дворе".

 

"Ссылки на источник"

Если чему и может мир поучиться у американских журналистов, так это

дисциплине работы с источниками. Для многих журналистов это целая проблема.

Они считают, что, указав источников чуть больше минимума, они ставят под

сомнение свою журналистскую зрелость. Вероятно, им кажется, что если

материал идет без ссылок на источник, то читатели решат, что все мысли

статьи принадлежат исключительно автору. Это, конечно же, чепуха.

Если вы должным образом ссылаетесь на источник, то тем самым лишь

помогаете читателям самим судить о вашей статье или о содержащейся в ней

информации. Читателя никогда не должен мучить вопрос: "Откуда газетчики это

узнали?"

Основательность ссылок на источники зависит от характера статьи и типа

публикации. Статьи на спорные и специальные темы обычно нуждаются в

подробных и серьезных ссылках. Вот еще несколько рекомендаций - когда, где и

как ссылаться на источники:

"1) Когда ссылки не нужны."

Ссылка на источник явно не нужна для общеизвестной информации или той,

которую могут немедленно подтвердить множество других источников. Если, к

примеру, в вашей столице случился большой пожар, источник этой информации

указывать нет нужды. Тысячи людей могли наблюдать его из своего окна, и

миллионы - по телевизору. Но в целом для большей части информационных

сообщений требуется указать источник, а это означает, что у каждого

утверждения должен быть источник.

2) Указывайте источник любой информации, которая будет или может быть

подвергнута сомнению.

В приведенном примере с пожаром вам понадобится источник сведений о

числе жертв, разрушениях и причине - все эти данные могут быть поставлены

под сомнение другим источником. Следует ссылаться на источник всякой спорной

либо могущей быть таковой информации, равно как оценочных сведений или

таких, которые, на ваш взгляд, пока не стали общеизвестным фактом (например,

если произошел не пожар, а взрыв бомбы, и вы подозреваете, что власти могут

отрицать это событие).

"3) Никогда не делайте безличных ссылок."

Не пишите: "Говорят, что ... Заявляют, что"..., или "Полагают, что ..."

Все такие слова провоцируют вопрос: кто? Где-то существует конкретное лицо

или организация, которые сказали нечто, заявили или полагают что-то

возможным. Так назовите их! Помимо всего прочего, безличные ссылки -

прерогатива бюрократии, заявляющей о своем всемогуществе, а нам всем

известно, что это такое.

"4) Не скрывайте, каким путем добыта информация."

Сообщите прямо, как вы получили свою информацию, если эти сведения

имеют отношение к делу - а обычно это так. Не обязательно пускаться в

подробные объяснения, хватит и одной простой фразы, вроде: "прозвучало в

заявлении, подготовленном для прессы" или "сказал об этом репортерам,

отвечая на их вопросы".

"5) Будьте как можно более конкретны."

Источники звучат куда более весомо, если у них есть имя, звание - все,

что убедит в их надежности либо поможет читателю оценить качество данной ими

информации. "Представитель министерства обороны полковник Игорь Данилов"

звучит куда лучше, нежели "представитель министерства обороны". Добавьте

любую дополнительную информацию об источнике, которая может быть полезна.

Если ваш источник присутствовал на некой встрече либо на месте происшествия,

- напишите об этом.

"6) Безымянные источники."

Когда вы не можете указать имя источника (как вести себя в такой

ситуации, описано в главе 5), вам следует дать как можно больше сведений о

том, что это за личность, каковы его полномочия - но так, чтобы в этих

сведениях не содержалось ничего, что могло бы непосредственно указать на

него. Не пишите просто "источники" или "аналитики", или "правительственные

источники", или, еще хуже, "наши собственные источники". Будьте по

возможности конкретны и используйте множественное число, только когда это

оправдано. Если у вас один источник, так и укажите. И наконец, если ваша

информация исходит от различных анонимных источников, не раскрывайте каждый

в отдельности. Напишите: "Интервью с крупными банками выявили различную

реакцию на эту новость. Некоторые заявили..."

"7) Выработайте категории анонимных источников."

Читателям будет значительно легче, если вы составите классификацию

анонимных источников. Агентство Рейтер использует следующие их категории:

а) Авторитетные источники обладают реальной властью в сфере, о которой

идет речь. Министр обороны является авторитетным источником в вопросах

обороны, но не в вопросах финансов.

б) Официальные источники имеют доступ к информации в рамках своей

официальной компетенции, но этим и ограничивается его компетентность как

источника.

в) Должностные источники - это, например, дипломатические источники,

консультанты, источники из разведки или угольной промышленности. Как и в

случае с официальным источником, они должны иметь доступ к заслуживающей

доверия информации по данному вопросу.

Одна из основных проблем с безымянными источниками состоит в том, что

пока вы не дадите подсказки, читатель не поймет, цитируете вы президента или

человека, чистящего ему ботинки.

"8) Где размещать ссылки."

Ссылки на источник должны стоять на одном из важнейших мест в любой

статье, а в полемичных статьях источники следует указывать прямо во врезе.

Если сделать это красиво, получится куда лучше тех кошмарных конструкций,

что открывают статью "в лоб", с анонимного утверждения, за которым следует

второй абзац, начинающийся словами: "Это мнение (точка зрения, результат

исследований) такого-то..." Особенно это правило относится к статьям, где

речь идет не о делах, а о словах. При указании источника в лиде, однако,

следует свести информацию до минимума, чтобы не создавать неразберихи.

Например, полные официальные титулы можно дать где-нибудь дальше.

В тексте же статьи источники можно кратко обозначать в конце

предложений. Если информация в статье исходит по большей части от одного

источника, нет нужды всякий раз повторять его. Но всякое заявление в тексте

статьи, должно сопровождаться ссылкой на источник. Речь не идет о буквально

каждом предложении, поскольку, как правило, можно написать статью таким

образом, чтобы стало ясно: то, что сообщается в одной части текста, исходит

от одного источника.

"9) Когда начинать статью с указания источника."

В двух случаях читателям будет легче понять информационное сообщение,

если оно начинается непосредственно с имени источника. В обоих случаях это

статьи "о речах" (то есть, сообщается не о происшедшем, а о том, что кто-то

что-то сказал. Первый случай - это когда заявление (обвинение, утверждение и

т. д.) принадлежит лицу настолько значительному, что нужно прежде его

назвать, а уже потом передавать его слова.

Во втором случае делается крайне спорное утверждение или обвинение,

зачастую личного характера. Абсурдно прозвучало бы, например, такое начало:

"Президент Захудалии Богдоров приговорил к смерти множество

сограждан-стариков своей новой политикой в области здравоохранения" -

утверждает лидер оппозиции Юрий Спикеров". Гораздо лучше будет начать:

"Лидер захудалийской оппозиции Юрий Спикеров обвинил президента

Богдорова..."

Первый вариант - констатация факта, после которой идет ссылка на

источник; второй же ясно дает понять, что это не больше чем обвинение, а

учитывая личность обвинителя, становится ясной пристрастность обвинения.

 

"Описание"

Описание, или, как еще говорят, колорит, - обязательный элемент

большинства статей. Излагая голые факты, легко увлечься до такой степени,

что позабудешь описать кого-то или что-то, ради чего все и пишется. Пусть в

описании будет всего несколько фраз, дающих общее представление о том, как

выглядит человек или здание, - имеет смысл написать эти несколько фраз.

Описания, будь то проходные ремарки или целые эпизоды, дают читателю

дополнительную информацию и позволяют лучше представить - что произошло, с

кем и где.

Вы - глаза, уши и носы читателей. Почти каждый день вы видите такое и

встречаетесь с такими людьми, чего никогда не увидят и с кем не встретятся

читатели. Если вы не скажете им, как что выглядит, они никогда этого не

узнают. Если, к примеру, вы берете интервью у известного политика, читатель

захочет узнать, какой офис у этого человека. Роскошный или на удивление

скромный? Как он обставлен? Есть ли там какие-нибудь интересные личные вещи?

Сдержанный он человек или нервный? Как, на взгляд стороннего наблюдателя, он

относится к подчиненным?

Не стоит надеяться, что фотография в газете ответит на эти вопросы за

вас. Нет, вы должны дать словесный портрет, хотя бы наброском. Независимо от

того, будет снимок в газете или нет, ваши слова могут сообщить то, чего не

может дать фотография. Описания вдыхают в статью жизнь, переносят читателя

туда, где побывали вы, и помогают воссоздать атмосферу. Описание может

придать аромат самой сухой и скучной газетной статье, что, собственно, и

определяет разницу между репортажем, способным удовлетворять читателя, и

неспособным сделать это. Пока вы помните о том, что описание в статье служит

в помощь читателю, а не для того, чтобы вы блеснули словарным запасом. - до

тех пор описание будет способствовать ясности, а не препятствовать ей. Вот

еще несколько моментов:

"1) То, что знаете вы, не всегда знает читатель."

Журналисты слишком часто считают само собой разумеющимся, что читатели

видели людей, места и события, о которых идет речь в статье. Даже самая

близкая журналисту обстановка может быть чуждой и неведомой читателю. Многие

ли из ваших читателей к примеру, бывали в законодательном учреждении вашей

страны? Они могли мельком видеть что-то по телевизору, но знают ли они -

холодно там или чересчур натоплено? Удобны ли кресла? Какие картины висят на

стенах фойе? Какая там атмосфера? Это не просто информация ради информации:

так читателю легче следовать за вами.

"2) Избегайте больших кусков описательного текста."

Если описание - не основная цель статьи, тогда колорит лучше давать по

тексту вкраплениями, нежели целыми блоками. Можно очень много сказать

читателю цепочкой небольших "заметок на полях", замечаний мимоходом, ко

времени сказанным словом. Что человек, которого вы цитируете, - рыжий, что

он филателист - это можно упомянуть в статье, но лучше не во врезе и не

сразу после того, как вы объявите об его заявлении об отставке.

"3) Создавайте в статьях образы живых людей."

Даже малейшая информация о человеке будет в помощь читателям. В конце

концов, что скажет о человеке его имя? Разве что - какого он пола. Помогут

указание возраста, детали внешности, поведения и так далее - где это

уместно. Принцип тут один: в статью следует включать все, что поможет

читателям лучше понять ее содержание.

"4) Будьте точны."

Избегайте расплывчатых, субъективно-оценочных прилагательных описаний.

"Внушительный офис" - такое описание дает информацию, но незначительную.

Лучше сказать, что офис так велик, что в нем можно поставить два автомобиля,

что на полу - красный плюшевый ковер, что стол - новый, черный, с бронзовой

фурнитурой, а из окна открывается вид на Кремль. Это дает куда лучшее

представление. Так же подходите и к описанию людей. Избегайте таких слов,

как "привлекательный, красивый, представительный" и тому подобное. Лучше

опишите цвет волос, одежду, вес и прочее.

"5) Будьте осторожны со сравнениями."

Написав, что нечто "похоже на...", вы добьетесь эффекта лишь в том

случае, если выбранное вами сравнение точно и незатасканно. Преувеличения -

если, конечно, ваша статья не юмористическая - распознаются моментально, а

стертые, избитые сравнения не произведут впечатления. В конце приводящегося

ниже отрывка - почти совершенный образец свежего сравнения. Отрывок

принадлежит перу Флойда Гиббонса из "Chicago Tribune", первого журналиста,

описавшего Великий Голод 1921 года. Он писал из Самары:

"Мальчик 12 лет с лицом шестидесятилетнего нес шестимесячного младенца,

завернутого в грязную овчину. Уложив младенца под вагоном товарняка, он

заполз туда сам и вынул из кармана несколько сушеных рыбьих голов. Он жадно

грыз их; потом, прижав губы младенца к своим, протолкнул тому в рот клейкую

белую массу полупережеванных рыбьих костей и чешуи, точно птица, кормящая

птенца". (Написав статью, Гиббонс должен был еще найти способ переправить ее

в свою газету, за 6000 миль от него. Перспективы были не особенно радужными,

когда на почте он обнаружил истощенного телеграфиста, естественно, не

говорившего по-английски. Тогда Гиббонс перепечатал статью на машинке,

заменяя буквы латиницы на соответствующие им кириллические буквы, и отдал

статью телеграфисту. Статья была передана по телеграфу в Москву, оттуда

коллега Гиббонса передал ее в Лондон. Там она пошла в Нью-Йорк, и, наконец,

в Чикаго).

"6) Развивайте наблюдательность."

Мелкие подробности зачастую самые красноречивые - незначительные детали

или нюансы происшествия, описание которых может придать смысл статье,

обнаружить его в событии. Развивайте глаз, учитесь сосредоточиваться на

деталях и словами доносить их до читателей. Это особенно впечатляет, если

вам поручили написать статью, воссоздающую колорит и атмосферу какого-либо

события или места происшествия. Но подробности могут быть эффективно

использованы в любой сфере журналистики. Вот вы приметили мелочь, которая

кажется вам важной. Не обязательно наводить на нее лучи прожекторов или

придавать этой подробности такое громадное символическое значение, что оно

попросту ее сомнет. Сильнее всего подробности звучат, когда они обозначены

просто и без затей.

Однако если вы собираетесь использовать детали, убедитесь, что поняли

их верно. Некий, журналист писал о землетрясении в Центральной Америке и,

желая со всей откровенностью показать страдания простого народа, написал,

что на его глазах голодающие семьи ели крыс. На самом деле они ели морских

свинок - обычное для тех мест лакомство. На всю оставшуюся жизнь этот

репортер заработал прозвище "крысоед".

"7) Пользуйтесь привычными сравнениями."

В любой сфере журналистики вы должны всегда хорошенько обдумать, как

сообщить читателям информацию, чтобы они ее сразу схватили. Применительно к

описаниям это значит, что следует привлекать образы и сравнения из обихода

самих читателей: голые цифры скажут им мало, а то и вовсе ничего. Если

площадь здания 50000 квадратных футов, надо сказать это, но затем добавить,

что эта площадь равна площади пяти теннисных кортов или чего там еще. Если

некий путешественник наездил 8000 миль, скажите, что это расстояние между

Москвой и Гавайями или что это то же самое, как почти двадцать раз

прокатиться из Москвы в Санкт-Петербург.

 

Корзинка для использованной бумаги

по-прежнему остается лучшим

другом автора.

Исаак Зингер

ГЛАВА 12

 

Соблазны комментария

 

Никакая статья не может считаться

честной, если журналист скрывает свои

пристрастия и эмоции за словами со

слегка уничижительным значением,

как-то: "отказался", "несмотря на",

"признал" и "массивный".

Бен Брэдли

 

Журналистика по природе своей субъективна. Она не может не порождать и

не высказывать взгляды на мир, как не может корова не давать молока.

Сознательный или невольный, открытый или завуалированный, комментарий -

неотъемлемая часть профессии. Оспаривать это значило бы отрицать, что

чернила оставляют след на бумаге.

Никто и не будет это отрицать, если речь идет о сознательном

комментарии (колонки, передовицы и так далее). В конце концов, газета без

высказанного мнения - все равно что человек, перенесший операцию по удалению

личности. Проблемы начинаются, когда комментарий выступает в другом обличье,

под видом обычного репортажа, говорит голосом репортажа и копирует его

манеры. Проблему также представляет комментарий, тихой сапой,

одним-единственным абзацем пробравшийся в информационное сообщение и

делающий свое дело - к изумлению читателя, а порой и самого автора.

Комментарий, таким образом, представляет из себя проблему лишь когда не

заявляет о себе, когда объявляется ненамеренно. Нам никогда не искоренить

это, но можно надеяться свести такой комментарий до минимума, разыскивая его

в тексте, изучая его, раздумывая над ним и пытаясь распознать его скрытую

суть. Это, а также более честные приемы комментирования, и составляет тему

настоящей главы.

 

"Комментарий в информационных сообщениях"

Существует три типа комментария в информационных сообщениях: явный,

завуалированный и нечаянный. Явный - этот тот, который очевиден: журналист

прямо и открыто высказывает свой взгляд или мнение. Во многих газетах мира

этот тип комментария попросту запрещен. В Великобритании и в Соединенных

Штатах его считают вопиющей нелепостью и многие учебники по журналистике

упоминают о нем лишь мимоходом. Их авторы твердо уверены в том, что все

читатели придерживаются одного мнения: в рубриках новостей должна быть лишь

информация, по возможности, ничем не "разбавленная", а комментарий - это для

редакционных материалов, ведущих авторских колонок и рубрики "мнения".

В большинстве случаев (об исключениях позже) так оно и есть. Читатели

знают, что читают, и, читая информационные сообщения, полагают, что им

пытаются - пусть и не всегда удачно - сообщить какие-то факты. Как уже было

отмечено в главе об информационной ценности новостей, каждый способен

комментировать, но сравнительно у немногих есть свежая информация. Первых -

пруд пруди; вторые же редки. Поэтому-то новости обычно куда интереснее

комментария, и по этой же причине существует реальная опасность их

обесценивания, когда новости и комментарий смешивают. Ибо когда это

происходит, факты как таковые мутнеют и теряют свою ценность.

Но бывают исключения. Если очень опытный журналист пишет на тему,

которую очень долго разрабатывал, пусть его личные суждения войдут в статью,

просветят читателей. Это же право следует давать и специальным или

зарубежным корреспондентам, проработавшим на своем месте уже много времени.

Их комментарий не должен появляться под барабанный бой: "Что бы он там ни

говорил, я считаю... " Пусть это будут побочные, по ходу дела ремарки,

дающие статье новые детали. Но главное требование: они должны быть явными.

К этому комментарию следует прибегать пореже, но, пожалуй, почаще

разворачивать его. Обычные репортажи, содержащие только факты, должны быть

основой информационной политики газеты, но следует активнее использовать и

более широкие формы, особенно в разного рода обзорах. Эти обзоры, по мере

того, как Телевидение, компьютеры и другие средства массовой информации все

лучше, дешевле и быстрее доставляют людям информацию, - обзоры эти будут

играть все возрастающую роль в содержании газеты. И просто лицемерие со

стороны газет презрительно воротить нос от явного комментария, когда прочие

его формы - неизбежный элемент информационных сообщений. Единственное

условие - чтобы явный комментарий был честным и сразу распознаваемым, чтобы

он не пытался спрятаться, замаскировавшись под что-то другое.

Действия исподтишка - вот что плохо в завуалированном и нечаянном

комментариях. Разница между ними та, что завуалированный комментарий -

комментарий сознательный, а нечаянный - он и есть нечаянный. Но оба эти

комментария действуют в одном направлении и приводят к одному результату. В

работе газет они проявляются в подаче, расположении материалов, в выборе тем