Формирование феодализма в Киевской Руси

Киевское государство (Киевская Русь) возникло в IХ в. Именно в рамках этого государства формировались основы феодализма, после чего оно распалось в ХII в. на мелкие феодальные княжества.

Процесс формирования феодализма на Руси происходил почти так же, как в Королевстве франков. Князь, который теперь встал во главе государства, первоначально был военным вождем и подчинялся вечевому собранию. Но входе образования государства в противовес народу, объединенному в общины, все большую роль начинает играть дружина князя.

Теперь дружина делится на две части. Старшая дружина состояла из бояр, не простых воинов, а приближенных князя, и представляла собой государственный совет. Это люди, которые выдвинулись и разбогатели на службе у князя. Они имеют свои хозяйства, а иногда и свои дружины. Это приближенные князя, его друзья (ведь дружина – от слова «друг», «содружество»). Князь с ними считается, советуется по всем вопросам. Из состава старшей дружины назначаются и правители отдельных районов и послы в иные страны.

Младшая дружина состояла из отроков – простых воинов. Младшие они теперь не по возрасту, а по пожеланию. Это действительно только воины.

Первоначально князь с дружинной жил за счет дани с завоеванных земель. Объезжая эти земли, он собирал дань натурой – мехами, медом, воском. Это называлось «полюдьем». К местам остановок князя с дружиной дань доставляла верхушка подчиненных племен.

Со временем были установлены нормы дани – «от дыма» или «от рала» (рало – пахотное орудие), т. е. с каждого хозяйства. И теперь князь с дружинной уже не ездил сам собирать дань на места, а отправлял туда своих представителей (из бояр), поручал им в управление отдельные области и назначал «корм». «Полюдье» сменилось «кормлением»: назначенный на место боярин собирал дань, часть собранного оставлял на «корм», т. е. на содержание себе и своим людям, а остальное отправлял князю.

Таким образом, сначала знатные люди не были крупными землевладельцами-феодалами, они существовали за счет военной добычи, дани, которая постепенно превращалась в государственный налог. Но с течением времени уже не столько сама дань, сколько земля с населением, которое платило эту дань, стала представлять главную ценность для знатных людей. Вчерашние воины, мечтавшие о военной добыче и грабеже, становились землевладельцами.

До конца ХI в. бояре получали землю без крестьян. Раздача земли с крестьянами началась позже. Так, крупными землевладельцами стали бояре дружинные, выдвинувшиеся на военной службе, и бояре земские, местная знать, верхушка покоренных племен, на которую князь опирался на местах. Кроме светских землевладельцев, появились и церковные. Церковное землевладение, которое сначала возникло также за счет княжеских пожалований, затем росло за счет вкладов «на помин души» (завещаний имущества церкви).

Но земля без живущих на ней крестьян, которые несут феодальные повинности, - еще не феодализм. Другая сторона формирования феодализма выражается в том, что свободные крестьяне попадают в феодальную зависимость. На Руси этот процесс был более сложным, чем в Королевстве франков.

Во-первых, бояре сажали на землю своих холопов. Холопы – это рабы. Прежде они были заняты лишь в домашнем хозяйстве господина, а теперь им начали выделять участки земли, чтобы они жили за счет своего хозяйства и выполняли повинности для господина.

Во-вторых, бояре закабаляли крестьян. Хозяйство крестьянина, еще недавно выделенное из общего хозяйства рода, было ненадежным источником существования. Чтобы не умереть от голода и не дать погибнуть своей семье, крестьянин был вынужден идти к богатому человеку, боярину, брать у него «купу» (ссуду) и становиться закупом, т.е. долговым рабом. До возвращения купы он должен был работать на своего кредитора.

Но холоп и закуп – это рабы, а не феодально-зависимые крестьяне. Именно они до конца ХI в. и работали в хозяйствах бояр. А это значит, что в хозяйствах бояр были не феодальные, а рабовладельческие отношения. Но из этого не следует, что можно говорить о рабовладельческом строе. Подавляющая часть крестьян оставалась свободной.

Из источников ХII в. мы узнаем, что князья стали раздавать боярам земли с крестьянами. В положении таких крестьян при этом ничего не менялось: они по-прежнему жили общинами, только дань, которую они прежде платили князю, теперь в том же размере должны были платить боярину. Но если дань князю как главе государства надо рассматривать как государственный налог, то плата землевладельцу – это феодальная рента. Крестьяне платили феодалам пока только оброк, в отличие от холопов и закупов, обязанных выполнять барщину, крестьяне могли уйти от господина.

Прежде считалось, что крестьяне того времени назывались смердами. Теперь в исторической науке господствует представление, что смерды – лишь одна категория зависимого населения. Это крестьяне, которые вышли из общин и отдались под власть князя (изгои), а также переселенные на земли князя представители побежденных народов. Князь выделял им землю, обеспечивал защиту, а за эту защиту и землю они были обязаны платить князю оброк и участвовать в военных походах. Смерды, таким образом, находились в феодальной зависимости, причем уже в ХI в., но не от бояр, а только от князя. Это самая первая группа феодально-зависимых крестьян.

Техника земледелия в Киевской Руси сделала некоторый шаг вперед. Появился плуг. В отличие от сохи, просто бороздившей землю, плуг переворачивал пласт земли. Кроме того, дополнительно к переложной и двухпольной системам появилось трехполье.

Очень важным дополнением к земледелию были лесные промыслы: охота, рыболовство и бортничество (разведение диких пчел). Продукты этих промыслов, а не зерно, шли на уплату дани и вывозились на обмен в другие страны. Не случайно первыми выделились не зерновые, а рыболовно-охотничьи хозяйства бояр и князя.