Индустриализация. Коллективизация сельской советской Белоруссии.

Народное хозйство всего союза в период между двумя войнами пержило несколько гигинтских кампаний: индустриализацию, коллективизацию и т.п.

Проведение индустриализации в БССР, как и в целом в СССР, объяснилось необходимостью создания крупного машинного производства в отраслях промышленности и явилось частью процесса модернизации советской страны.

К исходу первого десятилетия Советской власти страна оказалась на той же начальной стадии индустриального преобразования, которого Россия достигла накануне Первой мировой войны.

Любой вариант перехода к индустриальному обществу осуществляется болезненно. В СССР это было особенно сложно:

1) надежда только на внутренние накопления. Это позволило расширить производство, но и сократить потребление.

2) создавались самые передовые отрасли - энергетика, машиностроение, химия.

3) установка на максимальные темпы. Это означало конец НЭПа.

Усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны.

Побдила точка зрения И.Сталина - курс на форсированный вариант индустриализации.

Этот вариант вошел в историю как политика "Большого скачка".

Её характерные черты: централизованна система управления; планово-распределительная система концентрации ресурсов на ключевых направлениях; коллективизация сельского хозяйства; «культурная революция»; низкий жизненный уровень населения; внеэкономические методы принуждения; развитие поощрение трудового энтузиазма масс.

Экономика Беларуси была неотъемлемой частью экономики СССР, и индустриализация являлась частью единого процесса. Вместе с тем в республике имелись и свои особенности, и свои трудности.

Преобладали отрасли, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственной продукции и мясного сырья, мелкие кустари давали более 40% всей промышленной продукции, ощущался острый недостаток финансовых средств.

Вместе с тем в республике имелись условия для интенсивного промышленного развития ( значительные запасы торфа (для энергетики); избыток рабочей силы; географическое положение БССР и удобные пути сообщения).

В результате объём промышленного производства вырос в республике в 1,9 раза. Это в 2 раза запланированного и намного ниже общесоюзного показателя. Следует признать успех индустриализации в БССР.

За период 1929 – 1940 годов с помощью других республик в БССР было построено и реконструировано более 1860 предприятий. Они давали более 80% всей продукции. Возникли и стали ведущими такие отрасли, как станкостроение, производство радиоаппаратуры, сельскохозяйственное машиностроение.

С другой стороны, быстрые темпы индустриализации, необходимость существенных средств для её осуществления ухудшали материальное положение населения. Реальная заработная плата достигла уровня 1928 года только в 1940 году, огромную цену заплатило за индустриализацию крестьянство.

За годы НЭПа белорусская деревня окрепла, число бедняков сократилось до 30%. Экономические связи между собой и предприятиями они в основном осуществляли через рынок. Появилась и производственная кооперация – ТОЗы, колхозы.

Чтобы найти средства для проведения «сверхиндустриализации», были снижены закупочные цены на сельхозпродукцию, что вызвало нежелание крестьян продавать хлеб по низкой цене. Возник так называемый «хлебный кризис» 1928 – 1929 гг. В нем обвинили зажиточных крестьян. Начались использоваться меры насильственного изъятия зерна.

Колхозная система рассматривалась советским руководством как удобная форма контроля и выкачивания хлебных и сырьевых ресурсов из деревни, поэтому с 1929 года набирает силу процесс форсированной коллективизации.

Однако к созданию колхозного строя в целом привели более глубинные причины:

1) индустриализация и связанная с ней урбанизация предъявили повышенный спрос на сельхозпродукты и сырье;

2) деревня должна была финансировать индустриализацию за счет дохода от продажи на крестьянском рынке промышленных товаров;

3) социальная реализация планов социалистического строительства в СССР (Сталинский курс) была возможна только с ликвидацией мелкого собственника-единоличника.

Сплошная коллективизация сельского хозяйства была связана с массовым и быстрым объединением мелких крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства, которая началась с 1928 года.

Трагедия коллективизации в республике заключалась в том, что здесь имелись яркие особенности развития и ведения сельского хозяйства, которые не вписывались в общесоюзную стратегию коллективизации (дать больше зерна). К ведущим из них следует отнести: аграрное переселение; нехватка земель; специализация на животноводстве; хуторская система; 5) исторически сложившаяся тяга крестьян к единоличному ведению хозяйства.

Исходя из особенностей, все планы в БССР были рассчитаны именно на подъем крестьянской семьи.

Следует заметить, что сплошная коллективизация не была подготовлена ни экономически, ни политически. Нельзя было сразу изменить и психологию крестьянина. В результате ускоренного производственного кооперирования колхозы оказались малоэффективными.

Социалистическое преобразование деревни, коллективизация сельского хозяйства осуществлялись нелегко и непросто. Они имели исторические последствия для укрепления позиций социализма, означали изменение всего уклада жизни основной массы населения республики на социалистических основах.

Однако методы, которыми осуществлялось обобществление сельского хозяйства, перегибы при проведении коллективизации не могут быть оправданы.

Таким образом, советское руководство в эти годы гналось за увеличением объемов производства, и не как не оглядывалось на реальную ситуацию, не учитывала специфику национальных районов, не обдумывало в долгосрочной перспективе все последствия указанных явлений.

 

 

29. Политика белорусизации способствовала расцвету просвещения и культуры в 20-е годы. Важное значение придавалось ликвидации неграмотности. Одиннадцатого декабря 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности в Беларуси, позже такие комиссии были созданы в уездах и волостях. В 1928/29 учебном году в Беларуси работало 309 пунктов по ликвидации неграмотности, 319 школ для неграмотных. Однако в довоенное время неграмотность в Беларуси не была полностью ликвидирована.

К середине 30-х гг., после ряда экспериментов, шло формирование советской системы народного образования. Школа подразделялась на начальную, неполную среднюю, среднюю, среднюю специальную, высшую. Тридцатого октября 1921 г. начались занятия на двух факультетах Белорусского государственного университета. В 1925 - 1926 гг. кроме БГУ в БССР готовили кадры три высших учебных заведения: Коммунистический университет в Минске, Белорусский ветеринарный институт в Витебске и Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках.

Становление белорусской науки в 1920-е гг. происходило в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях. Двадцатого января 1922 г. на базе научно-терминологической комиссии был открыт Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В результате реорганизации Инбелкульта 1 января 1929 г. была создана Академия наук БССР.

Много внимания в 20-е гг. уделялось политико-воспитательной и культурно-просветительной работе. Центрами этой работы стали клубы и избы-читальни, библиотеки.

В 20-е гг. широкое развитие получила литература. В писательскую среду влилась большая группа талантливой сельской молодежи. Они группировались вокруг различных организаций. В конце 1923 г. возникло литературное объединение «Молодняк», которое считало себя организацией пролетарских писателей.

Важным событием в культурной жизни стал выход в свет поэм Я. Коласа «Новая земля» и «Сымон музыка», романы Т. Гартного «Соки целины», М. Зарецкого «Стежки-дорожки», К. Черного «Сестра». Основная тематика белорусской прозы 20-х гг. - годы революции и гражданской войны.

Плодотворно работал коллектив Первого Белорусского драматического театра, созданного в 1921 г. По республике гастролировала Белорусская театральная группа под руководством В. Голубка, выросшая из кружков художественной самодеятельности. В 1926 г. она была преобразована в Белорусский передвижной театр. В этом же году в Витебске открылся Второй Белорусский государственный театр.

В белорусском музыкальном искусстве преобладало самодеятельное творчество музыкальных, хоровых и танцевальных коллективов. Композиторы В. Теравский, Н.Н. Соколовский и другие записывали и обрабатывали белорусские народные песни.

Успешно проходило и становление белорусского изобразительного искусства. В 1919 г. в Витебске начала действовать народная школа искусств. Ее организатором и директором (1919 - 1921 гг.) был Марк Шагал.

 

30. По условиям Рижского мирного договора 1921г. к Польше отошли этнические белорусские земли бывшей Гродненской губернии, восточные уезды Виленской и западные уезды Минской губерний. Большую часть населения, составляли белорусы.

Для Западной Беларуси (официально в Польше – «восточные окраины») в межвоенный период было характерно:

1) относительно отсталая аграрная окраина Польши и использовалась как источник сырья и дешёвой рабочей силы, рынок сбыта для её промышленности;

2) в сельском хозяйстве преобладали крупные помещичьи землевладения, малоземелье большей части крестьянства, которое составляло 82% населения края;

3) несмотря на VII статью Рижского мирного договора, которая гарантировала права национальных меньшинств на развитие национальной культуры, польские власти по отношению к белорусам проводили политику принудительной колонизации и ассимиляции;

4) проводилась политика религиозной нетерпимости к православному белорусскому населению;

5) в органах местного самоуправления заседали помещики, ксендзы, чиновники, назначенные властями из числа польской национальности;

6) суровым репрессиям подвергались участники подпольного освободительного движения, организовывались массовые и политические процессы, на которых выносились суровые приговоры.

Социальное угнетение, политическое и национальное бесправие обострили противоречия и создали условия для усиления революционно-освободительного движения в Западной Беларуси. На освободительную борьбу в крае также влияли события, которые происходили в Советской Беларуси, начавшийся процесс национально-культурного возрождения.

В первой половине 20-х годов для национально-освободительного движения было характерно:

1) вооруженная партизанская борьба;

2) образование в ноябре 1922 года в польском сейме Белорусского посольского клуба, представители которого, используя трибуну сейма, выступали в защиту национальных и социальных прав белорусского народа;

3) усилилась забастовочная борьба рабочего класса.

В национально-освободительном движении с середины 20-х годов оформились два направления: революционно-демократическое и национально-демократическое. Первое направление было представлено КПЗБ и находившимися под её влиянием организациями. Главное в программе – смена политической власти; партизанские формы борьбы. Позже партия берет курс на сочетание легальных и нелегальных форм борьбы. В 1925 году под влиянием КПЗБ на базе Белорусского посольского клуба создается Белорусская крестьянско-рабочая громада. Её программа – ликвидация помещичьего землевладения, единая белорусская республика рабочих и крестьян, демократические права – стала популярной среди населения края. В этом же году БКРГ была запрещена.

Увлечение КПЗБ социальными программами в ущерб национальным интересам в начале 30-х годов ослабило влияние партии среди демократических слоев населения. Извлекая уроки, во второй половине 30-х годов КПЗБ берет курс на сотрудничество с организациями национально-демократических партий и создание единого антифашистского народного фронта. В результате в 1935-1937 годах в Западной Беларуси прокатилась мощная волна забастовок, демонстраций, митингов в защиту социальных и демократических прав трудящихся, против политики полонизации.

Национально-демократическое направление представляли депутаты-белорусы, избранные в польский сейм, сторонники БНР, партии Белорусской христианской демократии, Селянский союз. Это направление придерживалось парламентских форм борьбы, выступало за самоопределение Беларуси.

31. Социально-экономическая и национальная политика польских властей на "восточных кресах" вызывала недовольство большинства населения Западной Беларуси, которое непрерывно вело борьбу за свои социальные и национальные интересы. Во главе этой борьбы стояли политические партии и организации, которые делились на два лагеря: национально-демократический и революционно -демократический.

Во главе революционно-демократического лагеря стояла Коммунистическая партия Западной Беларуси (КПЗБ). Она была создана в октябре 1923 г. как составная часть Коммунистической партии Польши (КПП). Боролась за победу пролетарской революции в Польше, за право самоопределения Западной Беларуси вплоть до отделения от Польши и воссоединения с БССР, за ликвидацию помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам без выкупа. В конце декабря 1923 г. в КПЗБ влилась Белорусская революционная организация (БРО), которая выделилась весной 1922 г. из левого крыла партии белорусских эсеров.

Борьба трудящихся шла в разных формах. В 1921-1925 гг. в Западной Беларуси развернулась партизанская борьба. Партизаны громили полицейские участки, жгли помещичьи имения, осадницкие хутора.

В июне 1925 г. группа левых депутатов Белорусского посольского клуба создала Посольский клуб белорусской крестьянско-рабочей громады (БКРГ). Принятая в мае 1926 г. программа Громады требовала конфискации помещичьих земель и раздела их между безземельными крестьянами, создания рабоче-крестьянского правительства и установления демократических свобод, самоопределения Западной Беларуси и т.д.

Громада подготовила немало выступлений крестьян против налогового гнета, за освобождение политзаключенных и др. Она вела вместе с Товариществом белорусской школы (ТБШ) культурно -просветительную работу. Напуганное размахом национально-освободительной борьбы правительство разгромило Громаду. В ночь с 14 на 15 января 1927 г. начались массовые обыски и аресты.

Трудящиеся Западной Беларуси ответили на разгром Громады многочисленными митингами и демонстрациями.

Во второй половине 30-х годов, в период борьбы за единый фронт против фашизма и войны, КПП и КПЗБ более реально стали смотреть на вопросы целостности Польши и защиты ее независимости. Они заявили, что поддержат любое демократическое правительство, которое обеспечит народу свободу и будет придерживаться политики мира.

К концу 1939 г. в Западной Беларуси почти целиком были ликвидированы деятели как коммунистического, так и национально-демократического движения.

 

 

32. Вторая мировая война стала следствием геополитических противоречий между ведущими мировыми державами, обострившимися к концу 1930-х гг.

Разгромленная в ходе Первой мировой войны Германия, преодолев в основном в концу 1920-х гг. экономические последствия поражения в мировой войне, стремилась вернуть утраченные ею геополитические позиции в мире. Принимавшая участие в Первой мировой войне на стороне англо-французской коалиции (Антанты) Италия считала себя обделенной в колониальных разделах, происшедших после ее окончания. На Дальнем Востоке Япония, значительно усилившаяся в результате ослабления в дальневосточном регионе позиций России в ходе Гражданской войны (1918–1922) и поглотившая после Первой мировой войны дальневосточные колонии Германии, стала все более открыто сталкиваться в этом регионе с интересами Британской империи и США. Наконец, Советский Союз, геополитические интересы которого никак не были учтены системой Версальских соглашений, завершивших Первую мировую войну, стремился обеспечить свою международную безопасность путем раскола «капиталистического окружения» и поддержки так называемых «социалистических революций» во всем мире (в первую очередь в Восточной и Центральной Европе и в Китае).

Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 году вторжением в Польшу.3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии, однако практической помощи Польше не оказали. Германские армии в период с 1 сентября по 5 октября нанесли поражение польским войскам и оккупировали Польшу, правительство которой бежало в Румынию. Советское правительство ввело свои войска на территории Западной Украины, чтобы взять под защиту белорусское и украинское население в связи с распадом польского государства и не допустить дальнейшего распространения гитлеровской агрессии

 

 

33. Захватив территорию Беларуси, гитлеровцы установили здесь оккупационный режим, так называемый «новый порядок». По плану «Ост» предполагалось оставить в Беларуси только 25% населения для использования в качестве рабочей силы. Остальные 75% подлежали уничтожению или высылке. Было установлено новое административное деление Беларуси. Восточная часть была отнесена к «области армейского тыла». Власть здесь осуществлялась военными и полицейскими органами, подчиненными штабу группы армий «Центр». Южная часть Беларуси по линии 20 км севернее железной дороги Брест-Гомель была отнесена к рейхскомиссариату Украины. Северо-восточную часть немцы включили в состав Пруссии и генерального округа «Литва». Оставшаяся 1/3 территории Беларуси - Барановичская, Вилейская, Минская (без восточных районов), северные районы Брестской, Пинской и Полесской областей - вошла в состав генерального округа Беларусь, который был включен в рейсхкомиссариат «Остланд» с резиденцией в г. Риге и разделен на 10 округов. Во главе этих округов стояли немецкие чиновники (гебитскомиссары). Вспомогательную роль играли местные учреждения - управы, во главе которых стояли назначенные гитлеровцами бургомистры, старосты, войты.

Так называемый «новый порядок» поддерживался вооруженными формированиями СС (охранные отряды), СА (штурмовые отряды), полицией безопасности и службой безопасности СД, гестапо, тайной полевой полицией, контрразведывательными органами «Абвера», жандармерией и др. Были созданы специальные оперативные группы (айнзацгруппы) для борьбы с партизанами и подпольщиками.

На территории Беларуси действовало 260 лагерей смерти, их филиалов и отделений. Только в Тростенецком лагере смерти было уничтожено 206500 человек. Во всех городах были организованны гетто для евреев.

Немецкую администрацию в Беларуси с 17 июля 1943 г. по 22 сентября 1943 г. возглавлял генеральный комиссар (гауляйтер) В. Кубе.

22 июня 1943 г. был создан Союз белорусской молодежи (СБМ). Высшим органом СБМ был Центральный штаб во главе с М. Ганько и Н. Абрамовой. Задачей этой организации было воспитание молодежи в духе гитлерюгенда, подготовка ее к работе на военных заводах Германии и службе в военно-вспомогательных частях Вермахта.

В декабре 1943 г. была создана Белорусская центральная рада (БЦР). Президентом БЦР был назначен Р. Островский. Рада стала совещательным органом. Ей формально оккупационные власти передали социальное обеспечение, культуру и образование. 23 февраля Готберг издал приказ о создании Белорусской краёвой обороны (БКО) и поручил БЦР провести мобилизацию мужского населения 1908-1924 гг. рождения. На конец апреля 1944 г. было сформировано 45 батальонов, которые насчитывали около 30 тыс. человек. Главной задачей БКО была борьба вместе с полицией против партизан. Однако созданные батальоны не оправдали надежд немцев.

 

34. С первых дней войны основная часть населения Беларуси стала на борьбу с оккупантами. Уже в июне 1941 г. работник Пинского обкома партии В.З.Корж сформировал партизанский отряд. В это же время оганизовал отряд в Суражском районе Витебской области Шмырев.

Вместе с образованием партизанским отрядом и групп на территории республики формировались крупные центры партизанского движения.

В условиях нарастания сопротивления немцам власти пошли на организацию первичек в партизанских и подпольных организациях.

Активизации партизанского движения способствовала победа в битве под Москвой.

Силами отдельных партизанских отрядов уничтожались целые гарнизоны городов и поселков (в Озаричах, Копоткевичах).

С весны 1942 г. партизанское движение приобрело поистине народный характер, существовало более 430 орядов.

С апреля 1942 г. начала действовать Первая Белорусская партизанская бригада под командованием Шмырева.

На территории 15 сельских Советов партизаны восстановили советскую власть.

Для централизации партизанского движения в мае 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандующего организован Центральный штаб партизанского движения. С чентября 1942 г. действует Белорусский штаб партизанского движения.

В итоге усиления натиска партизан некоторые районы Беларуси были освобождены от врага.

К концу 1943 г. партизаны контролировали около 60 % территории республики. Здесь были сформированы 20 партизанских зон (Кличевская, Полоцко-Лепельская и др.)

Несмотря на ряд операций по уничтожению партизанских зон и формирований, оккупанты не достигли значительных успехов и вынуждены были отступить.

Большие потери Партизаны нанесли в период так называемой «рельсовой войны». Первый этап – «Рельсовая война» проходил с августа 1943 г. до середины сентября 1943 г. Второй этап – «Концерт» проходил со второй половины сентября 1943 г. до конца октября этого же года. Третий этап, который был связан с освобождением Беларуси, начался в июне 1944 г. и окончился с освобождением республики.

В годы войны в стане партизан находилось около 374 000 человек, в подполье – более 70 000 человек.

Этими народными движениями во время войны был оказана значительная помощь регулярным войскам в борьбе с фашистскими захватчиками.

С первых дней войны основная часть населения Беларуси стала на борьбу с оккупантами. Одними из первых стали действовать Минский, Гомельский обкомоы и горкомы подпольщиков.

Осенью – зимой 1941-42 гг. в городах и селах Беларуси продолжался процесс образования подпольных организаций.

Тысячи бывших военнослужащих были освобождены из фашистского плена и отправлены к партизанам.

В условиях нарастания сопротивления немцам влатси пошли на организацию первичек в партизинских и подпольных организациях.

Подпольщики Минска несмотря на постоянные аресты и расправы никогда не прекращали деятельность по борьбе с оккупантами, осуществляя все новые и новые диверсии, подрывы, убийства ывсших чинов фашистской власти в республике.

За три года оккупации подпольщики Минска провели более 1500 диверсий.

В Могилеве активно действовала организация «Комитет содействия Красной Армии», образованная в 1942 г.

Организацией подпольного движения в Витебске занималась В. Хоружая – участница революционного движения Западной Беларуси, которой посмерто было присвоено звание Героя Советского Союза. До лета 1943 г. в Витебске насчитывалось около 60 подпольных групп.

Все перечисленные организации, осуществляли операции на железной дороге, в городах, крупных промышленных объектах, станциях и сооружениях.

В западных областях Беларуси в борьбе с врагом участвовало более 40 областных, районных подпольных структур, в которых находилось более 12 000 человек.

Важный вклад в борьбу с оккупантами внесло комсомольское подполье организацией которого непосредственно занимались Машеров, Мазуров, Сурганов и др.

Многие из участников комсомольского подполья за свои операции удостоились звания Героя и др. наград.

В годы войны в стане партизан находилось около 374 000 человек, в подполье – более 70 000 человек.

Этими народными движениями во время войны был оказана значительная помощь регулярным войскам в борьбе с фашистскими захватчиками.

 

35. На территорию Беларуси советские войска вступили осенью 1943 г. после разгрома немецких войск под Курском. 26 сентября они освободили первый белорусский город Хотимск, затем Климовичи и Костюковичи и Кричев.

Необходимо отметить, что во время освобождения Беларуси активно помогали партизаны и подпольщики Беларуси, которые осуществляли различные диверсионные операции. Все это вошло в историю под названием «рельсовая война». Осуществялись и иные операции.

Освобождалась Беларусь силами 4-х фронтов (1-й, 2-й, 3-й Белорусский и 1-й Прибалтийский).

Битва за полное освобождение Беларуси началась утром 23 июня 1944 г. Она известна как операция «Багратион». В результате стремительного наступления по всему фронту уже 3 июля наши войска подошли к Минску и освободили его, оставив значительные силы врага в так называемом «Минском котле».

В результате первого этапа операции (до 4 июля) немецкая группа армий «Центр» понесла огромные потери. Советские войска получили возможность к дальнейшему наступлению. 4 июля освобожден Полоцк, 8- Барановичи, 10 – Слоним, 16 – Гродно. Освобождением Бреста 28 июля закончилось выдворение фашистских сил с территории республики.

В результате операции советские войска полностью разгромили 17 дивизий противника.

Уже в момент освобождения на свободных землях начиналось восстановление мирной жизни, экономики и народного хозйства страны.

 

 

36. Победа народов СССР над фашистской Германией и милитаристской Японией имела всемирно-историческое значение, оказала влияние на все послевоенное развитие человечества. Человечество было избавлено от угрозы фашистского порабощения, спасена мировая цивилизация, оказана помощь многим народам Европы в освобождении от фашистского рабства, в том числе и немецкому народу. Около 7 млн. советских воинов непосредственно участвовало в освобождении 11 европейских стран и свыше 1,5 млн. в освобождении Северо-Восточного Китая и Северной Кореи.

Победа СССР оказала глубокое влияние на жизнь миллионов людей во всех частях земного шара. Победа над фашизмом создала благоприятные условия для борьбы трудящихся масс за свое социальное и национальное освобождение.

Победу в Великой Отечественной войне обеспечила несокрушимая мощь Советских Вооруженных Сил. Победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость, была восстановлена государственность народов Европы, подвергшихся фашистской агрессии; фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали; фашизм и нацизм были осуждены как идеология агрессии, насилия, расового превосходства; в Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (в частности, Польша получила Силезию, СССР — Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова); вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его прямым контролем; возросло и влияние США, утвердившихся в роли лидеров западного мира; был дан мощный импульс национально-освободительному движению, началось разрушение колониальной системы.

К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в военные годы.

Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему. Урок войны, вероятно, и в том, что военно-политическую безопасность одного государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.

 

37. Во время войны Беларусь потеряла более половины своео национального богатства. Было разрушено много городов, сожжены села, почти полностью перестала работать промышленность, транспорт, связь. За время войны погиб каждый третий гражданин республики.

Особенностью периода обновления являлось то, что Беларусь, которая являлась частью одного союзного государства, получала помощь от остальные- стран-участниц СССР, которые избежали гитлеровской оккупации. Обновление народного хозяйства БССР было выполнено на протяжении четвертой пятилетки (1946 – 1950гг.). Во время обновления разрушенной войной хозяйства внимание в первую очередь было уделено тяжелой промышленности – машиностроение, металлообработка, энергетика. Были построены МАЗ и МТЗ. На МАЗе был освоен выпуск автомобилей и самосвалов. У 1950г. выпуск продукции начался на МТЗ, мотовелозаводе.

Стоит отметить, что в тяжелом положении, кроме всего прочего, находился транспорт, в виду того, что во время войны белорусская железная дорога была почти полностью разрушена. В 1950г. длина железной дороги составляла 935 от довоенной. Были построены вокзалы, паровозные депо и др.

Следует отметить, что в середине 50-х гг. в мире началась научно-техническая революция, которая открывала возможности комплексной автоматизации производства, использования ЭВМ, новых источников энергии, материалов и т.д. Эти процессы затронули и экономику Беларуси.

После решений сентябрьского (1953г.) Пленума ЦК КПСС, который определил меры по экономическому укреплению сельского хозяйства, повышению самостоятельности колхозов и совхозов, материальной заинтересованности крестьян, несколько улучшилось состояние сельского хозяйства. Укрепилась экономика колхозов и совхозов, росло производство сельхозпродукции. В 1958 г. машинотракторные станции (МТС) были преобразованы в ремонтно-технические станции (РТС). Техника МТС была продана колхозам.

Разрушения принесенные войной затронули не только транспорт, промышленность и связь, но также и сельское хозяйство. За время войны существенной сократилось поголовье животных, были уничтожены деревни, дома и хозяйственные постройки. Количество сохранившейся сельскохозяйственной техники было не значительно, что вынуждало обрабатывать обширные земельные участки с помощью лошадей или в случае их отсутствия, вручную. Из-за разрухи сельского хозяйства не состоянии было обеспечить страну необходимыми продуктами питания. До 1947г. существовала карточная система продуктового обеспечения населения страны.

Одним из условий построения коммунизма в СССР была ликвидация вражеских классов, в т.ч. «мелкобуржуазного», к которому большевистская идеология причисляла и крестьян-единоличников. Основным средством такого процесса стала коллективизация, которая началась во второй половине 20-х гг. и закончилась в начале 50-х гг., когда произошло объединение с западными крестьянскими хозяйствами.

Возобновительные работы в сельском хозяйстве в первую очередь были направлены на возобновление работы колхозы. В восточных областях Беларуси это начало приводиться в жизнь сразу же после освобождения территории от оккупации. В западных областях тенденция была другая: до войны, когда западная Беларусь находилась под власть Польши, существовало только 7% колхозов от общего количества крестьянских хозяйств. В виду этого после присоединения западной Беларуси к БССР был взят курс на проведение повсеместной коллективизации в сжатые сроки. Эта задача усложнялась наличием на западе Беларуси хоторов, которые оставляли значительную часть крестьянских дворов.

 

38. Впервые на международную арену в качестве самостоятельного члена международных отношений Беларусь вышла после Великой Отечественной войны. 1 февраля 1944г. Верховный Совет СССР принял закон о предоставлении союзным республикам некоторых полномочий в области внешних отношений. Верховный Совет БССР в марте 1844г. закрепил в Конституции республики право вступать в непосредственные отношения с зарубежными странами, заключать с ними соглашения, обмениваться с ними дипломатическими и консульскими представителями. Был образован Народный комиссариат иностранных дел БССР (с 1946г. – Министерство иностранных дел).

На Крымской конференции руководителей Англии, США и СССР в феврале 1945г. была достигнута договоренность о представительстве в создаваемой Организации Объединенных Наций одновременно с СССР двух из 16-ти союзных республик – Беларуси и Украины. Учредительная конференция в Сан-Франциско, проходившая в апреле-июне 1945г. включила СССР, БССР и УССР в число основателей ООН.

Однако инициативы БССР определялись союзным руководством, самостоятельно республика не могла участвовать в решении международных проблем, всегда обязана была поддерживать советские предложения.

«Холодная война» между двумя противоположными общественно-экономическими системами, «железный занавес» между советским обществом и внешним миром обусловили ограниченный характер связей республики с зарубежными странами. Они были эпизодическими даже со стороны социалистического лагеря.

Только после смерти Сталина появились первые признаки позитивных изменений в деле о международных связях БССР. В 1953г. Советом Министров БССР было создано управление по иностранному туризму, а в 1955г. Беларусь посетили первые группы туристов из многих стран мира и более 100 граждан Беларуси побывали за рубежом.

Таким образом, выход БССР на международную арену обусловил некоторую активизацию внешнеполитической деятельности. Вместе с тем, в условиях отсутствия реального суверенитета республика не имела самостоятельной позиции в международных отношениях. Роль Беларуси в этой форме общественной жизни центром отводилась к поддержанию союзных инициатив, незначительному и жестко регулируемому участию в зарубежных экономических и культурных связях СССР. Сталинский режим отдавал приоритет изолированности советского общества от внешнего мира.

Однако и в эти годы внешнеполитическая деятельность БССР происходила в русле международной деятельности СССР.

На характере внешнеполитических акций БССР сказывался непоследовательный, противоречивый курс советского руководства на международной арене.

Расширение международных связей республики требовало создания и новых структур: Постоянной комиссии по иностранным делам Верховного Совета БССР, специальных подразделений в правительстве, Госплане, Министерствах, предприятиях, общественных организациях. В 1972г. в Минске были открыты консульства ГДР и Польши.

Более активно в международный диалог стала включаться и белорусская культура. За 1946-1985гг. за рубежом были опубликованы около 350 отдельных книг 55 белорусских поэтов и писателей. В свою очередь в Беларуси переводились труды зарубежных авторов.

Таким образом, международные связи республики в 50—80-е гг. значительно расширились, стали более разнообразными по формам и содержанию. Но Беларусь, являясь членом мирового сообщества и многих международных организаций, имея значительный производственный, научный и культурный потенциал, самостоятельно развивать международные связи в соответствии со своими потребностями не могла. Монополия центральных органов власти Союза ССР на международные отношения привела к их несоответствию интересам белорусского народа.

 

39. Международно-политический статус Беларуси после Второй мировой войны изменился. 1 февраля 1944 г., накануне конференции в Думбартум-Оксе где планировалось обсудить проект Устава ООН, Верховый Совет СССР принял закон, по которому все союзные республики получили право вступать в непосредственные отношения с зарубежными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться консульскими и дипломатическими представительствами. В марте 1944 г. был создан Народный комиссариат (с 1946 г.- Министерство) иностранных дел Беларуси. Первым министром стал К. Киселев. Из всех союзных республик только Беларусь и Украина стали членами ООН, учитывая их вклад в разгром фашизма, огромные людские и материальные потери. 26 июня 1945 г. БССР вместе с другими 50 государствами подписала Устав ООН, ратифицированный Верховным Советом БССР 30 августа 1945 г.

Участие БССР в основании и деятельности ООН означал выход Беларуси на международную арену после Второй мировой войны. В процессе обсуждения вопросов о послевоенной упорядочивании правительства СССР предложило признать равноправным членом ООН Беларусь. Этим признавалось ее большой вклад в разгром фашизма, понесенные ею во время войны людские и материальные потери. 27 марта 1945г. международная конференция в Сан-Франциско, созданная для основания ООН, приняла решение о включении БССР в число стран-основательниц этой организации. Так БССР впервые в истории стала участников самой престижной организации, созданной с целью поддержания международного мира и безопасности, развития мирных отношений между народами.

Участие в работе ООН делегации БССР имело формальный характер, потому что она фактически являлось частью делегации БССР, совместно с которой голосовала по всем вопросам, что обсуждались в ООН. Вместе с тем членство Беларуси в составе ООН играла определяющую роль. Оно расширяло международные связи республики, содействовало приобретению дипломатической культуры. Практической выгодой вхождения БССР в ООН для белорусского народа являлось получение от этой организации помощи в виде поставок товаров, машин и оборудования в наиболее тяжелое послевоенное время.

Делегация БССР участвовала в обсуждении вопросов, которые выносились на ежегодные сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, по предложению БССР в 1946г. была принята резолюция ООН «О выдаче и осуждения военных злодеев». На парижской мирной конференции в 1946г. при обсуждении территориальных вопросов делегация БССР добивалась справедливого послевоенного устройства в Европе без какого-либо принижения честь отдельных государств и народов.

В феврале 1947 г. БССР подписала мирные договоры с Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией. Только за 1944-1955 гг. БССР подписала более 30 международных договоров, соглашений и конвенций. БССР стала членом ряда международных организаций: Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза (1947), Всемирной метеорологической организации (1948), Всемирной организации здоровья (1948), Международной организации труда (1954), Организации ООН по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Однако связи БССР с зарубежными странами в первое послевоенное время были незначительны. Их развитию мешали трудности восстановления хозяйства, "холодная война", политика "закрытости" советского общества, негативного отношения властей ко всем, кто имел контакты с представителями других стран.

Внешнеполитическая деятельность БССР проводилась в русле международной политики СССР, скоординированной с политикой стран членов Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Все вопросы отношений с иностранными государствами, международными организациями решались с ведома союзных органов.

 

 

40. В результате войны, экономика Беларуси оказалось почти полностью разрушенной. В 1945г. уровень промышленного производства в республике был в 5 раз ниже, чем в 1940г. Полностью или частично было разрушено большинство городов и значительная часть сельских населенных пунктов. По общему уровню развития экономика республики была отброшена до уровня 1928г., а по некоторым отраслям – до 1913г.

Основными направлениями восстановления экономики являлись следующие:

- Особое внимание уделялось восстановлению энергетической базы, т.к. все основные электростанции были выведены из строя.

- Началась активная работа по развитию металлообрабатывающей промышленности и машиностроения. Это осуществлялось за счет централизованных поставок металлообрабатывающих станков, промышленного оборудования, даже целых заводов и металлообрабатывающих предприятий. Оказывалась помощь квалифицированными кадрами.

Обновление тяжелой промышленности создает путь для производства предметов потребления.

Таким образом, процесс обновления промышленности осуществлялся на новой технической основе с одновременным строительством новых предприятий.

Восстановление производственной сферы способствовало улучшению положения населения. Этому способствовала отмена карточной системы Идет строительство жилья. Налаживается медицинское обслуживание населения.

Таким образом, в первое послевоенное десятилетие достигнут довоенный уровень жизни народа. Но коренных изменений не произошло, особенно тяжелой была жизнь сельского населения.

Реформы 60-х гг. дали определенный эффект, но он оказался ниже ожидаемого. Продолжала доминировать приверженность не экономическим методам управления, а командно-административным. В этом главная причина неудач проводимых реформ.

В 70-е годы в экономике продолжилась прежняя линия. Ставились задачи обеспечения значительного подъема материальной и культурной жизни народа, повышения эффективности производства. Предусматривалось внедрение достижений научно-технического прогресса.

Делается акцент на техническое переоснащение промышленности, внедрение высокоэффективной техники. Экономика БССР продолжала развиваться в значительной мере по экстенсивному пути. НТП в значительной степени затрагивал военно-промышленный комплекс. огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным. Процесс демократизации политической системы не был доведен до конца, отсутствовал плюрализм, наблюдался разрыв между словом и делом, народ превращается в просителя, сверху навязывались общественные идеалы, происходит отчуждение народа от государства.

Начала доминировать система планирования выпуска продукции от достигнутого. Возрастает материалоемкость продукции и это свидетельствует об отставании СССР от западных стран.

Был сделан акцент на производство продукции группы «А» - производство средств производства. Снизилось производство средств потребления. Форсированный рост группы «А» вызвал нехватку инвестиций для отраслей группы «Б», что консервировало отсталость последних.

Экономика слабо воспринимала научно-технический прогресс, что привело к застою в развитии этих 2-х сфер.

В значительной степени вышеуказанные недостатки компенсировались финансовыми поступлениями от экспорта сырья, благо, что в начале 70-х гг. резко возросли на мировом рынке цены на нефть. Значительная часть средств идет на закупку импортной техники. При этом эффективность ее использования была весьма низкой.

 

41. Возвратившиеся с фронта солдаты и офицеры, побывавшие в ряде европейских стран, стали более критически относиться к окружающему. При этом наиболее радикально вела себя молодежь, особенно учащиеся и студенты.

Распространение в сознании части советских людей чувств определенной социальной свободы и национальной гордости вызвало со стороны властей жесткую реакцию. Началось «закручивание гаек», особенно против интеллигенции. Сталинизм с его абсолютной непримиримостью к инакомыслию и плюрализму мыслей развязал ряд политических кампаний, в ходе которых обществу навязывались идеологические стереотипы в литературе и искусстве, исключались общечеловеческие ценности, подавлялись чувства национального самосознания.

В буржуазном национализме, низкопоклонстве перед Западом, космополитизме была обвинена и часть белорусской интеллигенции, возобновились аресты. Вновь были арестованы известные белорусские поэты и писатели С.Шушкевич, С.Граховский и другие.

В 1949 г. было сформировано т.н. «Ленинградское дело», по которому было осуждено более 200 видных партийных и советских работников. Несмотря на репрессии, большинство народа верило Коммунистической партии и Сталину «своему любимому вождю, отцу и учителю». На выборах в Верховный Совет СССР в 1946 г., Верховный Совет БССР в 1947 г., местные Советы в 1948 г. он, а также другие руководители Коммунистической партии выдвигались первыми кандидатами в депутаты. Несмотря на известные ограничения в своей работе, решения и Верховного Совета БССР, и местных органов власти играли важную роль в регулировании хозяйственных и культурных процессов, социальных и общественных отношений.

После смерти И.В.Сталина началась определенная демократизация общественной жизни. В сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС стал Н.С.Хрущев и последовавшее десятилетие получило название «хрущевская оттепель», в течение которой были проведены ряд политических и административных реформ:

1. Была проведена реорганизация партийных и советских органов по хозяйственному принципу. Обкомы партии были разделены на промышленные и сельские. Сельские райкомы партии были реорганизованы в партийные комитеты производственных колхозно-совхозных управлений, количество сельских районов со 123 было сокращено до 77. Эта реорганизация была проведена в конце 1962- начале 1963 гг., и, несмотря на стремление и поворот к коллективному решению проблем, внесла немало путаницы и была упразднена в ноябре 1964 г.

2. Были расширены права союзных республик, которые теперь сами могли решать вопросы областного административно-территориального строительства, принимать гражданский, уголовный и процессуальный кодексы. Из союзных министерств в подчинение союзным республикам были переданы многие предприятия и организации.

3. Были расширены права Советов всех уровней. Они получили право направлять финансовые средства на жилищное строительство, коммунальное хозяйство и социальную сферу, благоустройство населенных пунктов за счет сверхплановых накоплений предприятий.

4. Было проведено сокращение административного аппарата, упразднены многие министерства и ведомства, вместо 11 областей в БССР осталось 5. Было также проведено укрупнение сельских районов.

5. После ХХ съезда КПСС в феврале 1956 г., на котором Н.С.Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина, было принято известное постановление ЦК КПСС Таким образом, диктаторский сталинский режим, административно-командная система управления привели к грубым нарушениям законности и демократии, что продолжаться бесконечно не могло. Поэтому сразу после смерти Сталина стали осуществляться первые попытки демократизации общественно-политической жизни.

 

42. После 1945 г. система народного образования получила значительное развитие. В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние - в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Однако эти преобразования не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Дальнейшее развитие получило высшее и среднеспециальное образование.

Значительные изменения произошли в развитии науки БССР. За 1956-1985 гг. увеличилась сеть научных учреждений. Их количество увеличилось с 76 до 167. Ведущая роль среди них принадлежала Академии наук БССР. Научные учреждения стали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске.

Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период "оттепели" содействовало появлению новой плеяды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне.

Новыми произведениями обогатилось театральное искусство. На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка "Лявониха на орбите", "Извините, пожалуйста", И. Мележа "Люди на болоте", А. Адамовича "Война под крышами", И. Чигринова "Плач перепелки", А. Дударева "Порог" и "Вечер". В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных.

Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича "Шахтеры Солигорска", М. Савицкого "Хлеб", Г. Ващенки "Август". Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева "Генерал Доватор", М. Савицкого "Партизанская Мадонна", "Витебские ворота", "Поле" и др.

Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина "Первые испытания", "Москва - Генуя", "Крушение империи". Популярностью у зрителей пользовались фильмы "Альпийская баллада", "Отец", "Полонез Огинского" и др.

На ниве музыкальной культуры плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности посвящены оперы "Колючая роза и "Когда опадает листва" Ю. Семеняки, "Тропою жизни" Г. Вагнера, "Алеся" Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли "Песняры", "Верасы", "Сябры", вокально -хореографический ансамбль "Хорошки".

Обогащению культуры способствовал выпуск книг иностранных авторов в переводе на белорусский и русский языки За послевоенный период общий тираж переведенных книг зарубежных авторов составил 10 млн. экземпляров. За 1946-1985 гг. за пределами СССР было издано 342 отдельные книги 55 белорусских писателей.

Культурные и научные связи в эти годы развивались в основном со странами Восточной Европы, меньше - с капиталистическими странами.

 

 

43. В середине 80-х гг. Беларусь, как и вся страна, вступила в период радикальных социально-политических и экономических преобразований, вошедших в историю под названием «перестройка».

Новым генеральным секретарем ЦК КПСС после смерти 10 марта 1985г. К.У.Черненко был избран М.С.Горбачев, самый молодой в то время член Политбюро, ему было 54 года.

В первый период своей деятельности главную свою задачу М.С.Горбачев видел в «совершенствовании развитого социализма». Соответственно этому в апреле 1985г. был взят курс на «ускорение социально-экономического развития». Под ускорением социально-экономического развития СССР тогда понималось повышение темпов экономического развития на основе интенсификации производства, развития научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, новых форм организации, управления и стимулирования труда.

Первостепенное внимание уделялось развитию машиностроения. Одновременно намечались меры по коренной, как тогда думалось, перестройке хозяйственного механизма, а именно: 1) расширялись права предприятий, их самостоятельность; 2) внедрялся хозрасчет и экономические нормативы; 3) упрощалась структура управления.

Первые шаги в осуществлении курса на ускорение привели к некоторому оживлению экономической жизни. Однако в дальнейшем жизнь показала, что без глубоких демократических преобразований, без слома отжившей административно-командной системы невозможно обеспечить радикальные изменения в жизни общества. Именно административно-командная система стала главным препятствием на пути радикальных преобразований, оплотом консервативных сил и бюрократизма.

Вместе с тем, в ходе осуществления курса на ускорение социально-экономического развития страны делались первые шаги в направлении рыночных отношений. Было введено самофинансирование предприятий и изменен механизм распределения прибыли.

Однако очень скоро стало ясно, что прогрессивный и разумный принцип самофинансирования без соответствующих изменений в системе управления работать не мог. Прибыль предприятия зависела не столько от работы самого предприятия, сколько от определяемых сверху цен, планов выпуска продукции, обеспечения сырьем и топливно-энергетическими ресурсами. В этих условиях министерства легко могли сделать рентабельное предприятие нерентабельным и, наоборот, путем изменения цен на сырье и ресурсы, увеличения или уменьшения планов и т.д.

Были сделаны первые шаги по либерализации политического режима: в 1986г. академик А.Д.Сахаров был возвращен из ссылки, произошли первые изменения в духовной жизни советских людей, усилился их интерес к недавнему историческому прошлому страны.

Неудачи в экономической сфере подвигли политическое руководство СССР к реформированию политического строя страны, что было зафиксировано в решениях январского (1987г.) Пленума ЦК КПСС. «Больше демократии, больше социализма, гласность» - становятся главными лозунгами перестройки.

Была резко ослаблена цензура, что привело к переосмыслению советской истории. Публицистические работы Н.Шмелева, О.Лациса, И.Клямкина, П.Попова и др. показывали несовершенство политической и экономической системы.

В 1987г. решением Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А.Н.Яковлевым по реабилитации жертв сталинских репрессий. Были реабилитированы Л.Каменев, Г.Зиновьев, А.Рыков, Н.Бухарин, потом и Л.Троцкий, были признаны незаконными репрессии против крестьян в период коллективизации, преступными и незаконными – против народов, которые были насильственно переселены в годы сталинизма. Процесс десталинизации был завершен, что стало важнейшей заслугой перестройки.

Если реформирование политического строя страны шло с трудом, но шло, то в экономике ситуация не улучшалась. Она оставалась самым слабым местом в реформах М.С.Горбачева. В июне 1987г. в этом направлении был сделан еще один шаг: от курса на ускорение было решено перейти к т.н. «радикальной экономической реформе».

Реформой предусматривалось заменить существующую систему планирования и перейти к госзаказу, сначала обязательному, а затем добровольному, который не должен был охватывать 100% мощностей предприятия.

Но и эта радикальная экономическая реформа не привела к ожидаемым изменениям в народном хозяйстве, которое продолжала сползать к кризису. Экономика по-прежнему ориентировалась не на потребителя и его запросы, а на валовые показатели.

В июне 1988г. руководители некоторых союзных республик бывшего СССР с целью, как тогда представлялось, углубления радикальной экономической реформы, ее совершенствования, быстрейшего выхода из кризисного положения предложили перейти на республиканский или региональный хозрасчет. На практике эти радикальные предложения привели к быстрому разрушению единого экономического пространства СССР. Начались конфликты между центральными и местными властями, когда последние запрещали вывозить продукцию местной промышленности, проводили собственную ценовую политику, отказывались выполнять обязательства по хозяйственных договорах. Стали рушиться старые хозяйственные связи, стал очевиден паралич власти.

Положение в экономике стремительно ухудшалось. В третьем квартале 1988г. началось падение производства, вскоре принявшее форму обвала. Начался глубокий и острый экономический кризис, который можно отнести к самым глубоким продолжительным в истории мирового хозяйства.

 

44. Во второй половине 80-х гг. в СССР происходит падение авторитета и влияния центральной власти, КПСС начинает терять монополию на власть, обостряются экономические и национальные проблемы, союзные республики стремятся к самостоятельности.

Начинается период так называемого «парада суверенитетов».

Вопрос о суверенитете Беларуси неоднократно дебатировался представителями различных кругов и общественных объединений. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Высшей целью суверенитета признавалось обеспечение свободного развития граждан республики. Носителем суверенитета объявлялся народ, который являлся и источником государственной власти. Республика объявлялась независимой в международных отношениях.

Суверенитет не означал разрыва многосторонних связей с другими республиками. Напротив, в конце 1990 г. и в 1991 г. были подписаны договора о сотрудничестве с Россией, Украиной, Казахстаном.

Для сохранения Союза М.С. Горбачевым были предприняты ряд мер. В марте 1991 г. проводится референдум. Официально участие в нем приняли девять республик (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдовы). Из 196 млн. жителей СССР в референдуме участвовало 80%, большинство из них высказалось за сохранение Союза (76,4%).

Распад СССР ускорили события, которые произошли в Москве с 18 по 21 августа 1991 г. Группа высших государственных лиц (Г. Янаев, Ю. Павлов, Б. Пуго, В. Крючков) создали ГКЧП, провозгласили о болезни М. Горбачева и о переходе всей полноты власти в их руки. Однако эта политика государственного переворота оказалась неудачной.

В Минске 25 августа 1991 г. была созвана 5-я внеочередная сессия Верховного Совета БССР на которой был принят Закон «О придании статуса конституциионного закона Декларации о государственном суверенитете БССР». Принято Постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР». В собственность республики перешло общесоюзное имущество.

17 – 19 сентября проходила 6-я внеочередная сессия Верховного Совета. На ней рассматривался Закон «О названии БССР». Принято решение о переименовании БССР в Республику Беларусь. Принят Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь», Закон «О Государственном Гербе Республики Беларусь».

Так в истории Беларуси начался новый этап независимой Республики Беларусь.

 

45. Развитие современной Беларуси во многом определяется ее геополитическим положением между Востоком и Западом. Большой отпечаток на ее судьбу наложило нахождение в прошлом в составе таких крупных многонациональных и многоконфессионных образований, как Великое княжество Литовское и Речь Посполитая, затем Российская империя и Советский Союз, также нахождение западной части Беларуси в период 1921-1939 гг., в составе польского государства. Разумеется, в определяющей степени самосознание современных белорусов было сформировано в течение последнего столетия.

В годы нахождения в составе Советского Союза коммунистическая и пророссийская идеология внушала белорусам, что их государственность сформировалась исключительно благодаря доброй воле постимперской революционной России, и что белорусы – не нация, а лишь небольшое ответвление единого русского народа. Это способствовало утрате белорусами исторической памяти об опыте собственной государственности. В действительности же наши предки, как и другие европейские народы, имели свои раннефеодальные государства-княжества (начиная с X в. – Полоцкое, Смоленское, Туровское), затем с середины ХIII вплоть до конца ХVIII вв. занимали главенствующее положение в Великом княжестве Литовском – форпосте цивилизованной Европы на Востоке.

После раздела Речи Посполитой (1795 г.) Беларусь стала принадлежать Российской империи, которую в свое время Ленин называл тюрьмой народов. В 1918 г. видные представители белорусской интеллигенции предприняли попытку воссоздать свою государственность и провозгласили 25 марта 1918 года независимую Белорусскую Народную Республику. Республика оказалась нежизнеспособной. Однако во многом благодаря этой попытке в составе коммунистической империи – Советском Союзе – появилась Белорусская Советская Республика.

В конце ХХ в. история предоставила белорусам шанс возродить свою государственность, создать независимое демократическое правовое государство. Началось движение в направлении национального, суверенного государственного строительства, демократизации государства и общества, постепенного перехода от административно-командного управления экономикой к рыночным отношениям.

 

46. С лета 1990 года начался переход экономической системы Беларуси к рынку.

В октябре 1990 года Верховный Совет принял постановление «О переходе БССР к рыночной экономике». Основой белорусской программы рыночных преобразований стала радикальная программа «500 дней» российских экономистов С. Шаталина, Г. Явлинского. Белорусская программа предусматривала следующие направления:- стабилизация экономики, что предполагало уменьшение инфляции государством, сокращение расходов на содержание государственного аппарата; - развитие предпринимательства и конкуренции. Объявлялись равными государственная, коллективная, индивидуальная формы собственности; - мелкие предприятия планировалось продать или сдать в аренду, средние и крупные подлежали акционированию, кооперации;- ставилась задача по созданию государственного регулирования экономикой. При этом предусматривалось отказаться от жестокого планирования, строгого распределения ресурсов и товаров; - ставилась задача создания рыночной инфраструктуры и механизма ее деятельности;- программа предполагала проведение социальной защиты населения. Должна была вводиться минимальная оплата труда, индексация расходов и переквалификация.

Верховный совет принял ряд законов по реализации программы перехода к рынку: «О собственности», « О национальном банке», « Об аренде».

Но реализовать эти планы помешал ряд причин и экономика Беларуси оказалась в состоянии кризиса. Это проявилось в спаде производства, резком сокращении инвестиций в основной капитал, падении жизненного уровня населения, роста инфляции, безработице.

В 1994 году с приходом А. Лукашенко к власти, было принята «Программа неотложных мер по выходу экономики Беларуси из кризиса»

Выполнение этой программы позволило снизить в 1995 году падение основных производственных показателей. Новая ситуация потребовала разработки «Основных направлений развития Республики Беларусь на 1996 –2000 год». Целью этой программы стало построение социально-ориентированной экономики. Основными приоритетами программы стали: экспорт, жилье, продукты питания.

Основными задачи деятельности на современном этапе провозглашены следующие: внешнеторговые связи со странами СНГ, отношения в рамках Европейского экономического сообщества. Развитие экспорта позволит существенно улучшить состояние платежного баланса государства. Стратегия развития страны предусматривает модернизацию экономики и общества на основе современных тенденций мирового экономического развития. Данная стратегия базируется на рациональном сочетании регулирующих функций государства с развитием частной инициативы и эффективным рыночным механизмом хозяйствования.

 

 

47. После провозглашения независимости в 1991 г. начался новый период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная политика страны в 1990-е гг. четко подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима. Первый охватывает 1990—1994 гг., когда в стране существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избрания первым президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.

В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете, актами о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств Верховный Совет и правительство Республики Беларусь заявили о строительстве независимого государства и проведении самостоятельной внутренней и внешней политики. Принятая в 1994 г. Конституция Республики Беларусь закрепила обязательства государства исходить в своей внешней политике из общепризнанных принципов и норм международного права, которые были объявлены приоритетными над национальным законодательством. Конституционную силу приобрели положения о превращении Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство.

Первыми государствами мира, признавшими независимость Беларуси и установившими с ней дипломатические отношения, были Украина и США.

Республика Беларусь значительно расширила свое участие в международных универсальных и региональных организациях. Она вступила в Международный валютный фонд и группу Всемирного банка, Международную организацию гражданской авиации, возобновила активное членство во Всемирной организации здравоохранения, получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации. В сентябре 1992 г. Республика Беларусь первой из стран СНГ, за исключением России, открыла в Минске Представительство ООН/ПРООН. Она является членом 12 специализированных учреждений ООН.