Зачин и концовка в тексте

Композиционная завершённость текста обнаруживается в наличии комплекса зачин - разработка темы – концовка. Зачин организует восприятие новой информации, его цель – удержать внимание адресата, уже привлеченное заголовком. Концовка закрывает информативную и эмоциональную систему текста.

Виды зачинов: 1)повествовательный, 2)зачин с временными словами раз, как-то, однажды, иногда, 3)зачин о обобщением в первом предложении, 4)зачин с вопросительным предложением, 5)зачин со словом ЭТО, 6)зачин со словом ЕСТЬ, 7)зачин с выделительным оборотом, 8)динамический зачин.

При повествовательном зачине рассказ развивается постепенно, с перечислением того, кто, когда, где, что сделал. Примеры повествовательных зачинов: Несколько лет назад мне пришлось плыть зимой на теплоходе из Батуми на север; В 1957 году нашими учёными впервые в мире был запущен искусственный спутник Земли; В гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселение которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов И.А. Гончаров «Обломов»); В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-ком переулке, на улицу… (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).

Если рассказчик сразу переходит к основным событиям, то это зачин ускоренно-повествовательный (2- 7): 2) Раз со мной на охоте произошёл такой случай… Однаждывесною, в час небывало жаркого заката в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…(М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»); 3) Язык - духовное богатство нашего народа; Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё (Н.В. Гоголь «Невский проспект); 4) Может ли ребёнок научиться говорить без помощи людей?; Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С. Пушкин «Станционный смотритель»), 5) Этобыл тяжёлый рейд; Это было шесть – семь лет тому назад, когда я жил в одном из уездов Т-ой губернии, в имении помещика Белокурова (А.П. Чехов «Дом с мезонином»; 6)Естьпрелесть в самой поздней осени…; Есть женщины в русских селеньях… 7)Русский язык – один изсамых развитых и богатых языков мира; В одной изотдалённых наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова…(А.С. Пушкин «Барышня- крестьянка»).

Особенность динамических зачинов заключается в том, что автор помещает читателя как бы в середину повествования. События, о которых идёт речь, уже находятся в развитии, в динамике, и начальную информацию читатель должен искать в ближайшем изложении: Вышел я на поляну и ахнул…; Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог…(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»); - Что, Пётр, не видать ещё? – спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора барин лет сорока… (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

Виды концовок: 1)обобщающая концовка, 2)оценочная концовка, 3)концовка с изменением временного плана, 4)привЫвная концовка, 5)концовка в виде последнего действия, 6)концовка с открытой перспективой повествования, 7)проблемная концовка.

Обобщающая концовка подводит итог частным наблюдениям или событиям, представленным в середине текста: Книга есть и будет основой духовной жизни народа.

Оценочная концовка содержит оценку событий, фактов, перечисленных в тексте, или описанных в нём предметов: Вот это уха! Потрясающая уха!; Скучно на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Концовка с изменением временного плана переключает повествование из плана настоящего в план будущего или из прошлого в настоящее: Вплоть до сегодняшнего дня живёт древнее искусство русского народа.

Призывнаяконцовка завершает рассказ о чём-либо побуждением к определённому действию: Присоединяйся к походу в защиту зелёного друга!, Дадим мир планете Земля!

Концовка в виде последнего действия или последнего сообщения завершает все предыдущие события, о которых рассказал текст: Бурмин побледнел… и бросился к её ногам (А.С. Пушкин «Метель»).

Концовка с открытой перспективой повествования организует впечатление недосказанности, рассказ как будто можно продолжить, но продолжение переносится в воображение читателя: Но тут начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его. Это могло бы составить тему нового рассказа, - но теперешний рассказ наш окончен (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).

Проблемная концовка, завершая текст, оставляет за читателем право подумать над поставленным вопросом или обдумать своё участие в предлагаемом действии: Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»). Обычно такая концовка оформляется как вопросительное предложение: Может, стоит над этим задуматься?