Раздел 4. Сознание.
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм.
2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:
а) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;
б) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;
в) высшую функцию мозга, связанную с речью;
г) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.
3. Человеческому сознанию присуще;
а) пассивное отражение действительности;
б) активная, творческая деятельность;
в) непосредственное воздействие на действительность;
г) порождение объективной реальности.
4. Самосознание человека— это:
а) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;
б) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;
в) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;
г) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.
5. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это —
а) рассудок;
б) разум;
в) мышление;
г) ум.
6. Что появилось у человека раньше — мышление или язык:
а) мышление;
б) язык;
в) одновременно;
г) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.
7. «Бессознательное» в современной философии - это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) все, что не осознается человеком;
г) нечто, присущее только отдельному человеку.
8. Вера как особое состояние сознания…
а) связана с ценностным отношением к предмету веры
б) опирается на рациональные доказательства;
в) предполагает эмпирическое обоснование;
г) противоречит житейскому опыту
9. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
а) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;
б) ориентация в обыденной жизни;
в) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;
г) разложения целостных объектов на составные части.
10. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:
а) непосредственная деятельность сознания;
б) адекватное выражение мысли;
в) система естественных и искусственных знаков;
г) вторая сигнальная система.
11. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:
а) позволяет передавать и распространять информацию;
б) способствует совершенствованию профессиональных знаний;
в) является средством общения всех людей между собой;
г) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.
12.Проблему коллективного бессознательного впервые в философии рассматривал:
а) З.Фрейд;
б) К.Юнг;
в) Спиноза;
г) Р.Декарт.
13. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть:
а) предсознание;
б) абстрактное мышление;
в ценностно-волевой уровень сознания;
г) чувственно-аффективный уровень сознания.
14. Представление, согласно которому разум является абсолютной действительностью, а мир есть лишь осуществление разума – это
а) идеализм;
б) панлогизм;
в) рационализм;
г) эволюционализм.
15. Какое понятие определяет общечеловеческий первообраз, «атом» коллективного бессознательного:
а) мысль;
б) умозаключение;
в) архетип;
г) миф.
Тема 5.. Человек
1. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение:
а) человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел;
б) весь земной мир и человек в нем — это момент неуклонного движения к Богу;
в) человек есть совокупность всех общественных отношений;
г) человек есть мыслящая вещь.
2. В структуру человека как живой системы сегодня не включается:
а) психическое;
б) социальное;
в) техническое;
г) идеальное.
3. По мысли ЖЛ. Сартра, человек— это:
а) сверхчеловек;
б) богочеловек;
в) человекобог;
г) будущее человека.
4. С точки зрения Й. Хейзинги, человек— это существо:
а) изготавливающее орудия;
б) рациональное;
в) играющее;
г) символическое.
5. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает:
а) Аниму/Анимуса;
б) архетипы;
в) маску;
г) тень.
6. Согласно учению социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутствует:
а) защита определенного местообитания;
б) семейственность;
в) социализация;
г) миролюбие.
7. Социал-дарвинизм признает, что:
а) человек есть и природное, и социальное существо;
б) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор;
в) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей;
г) социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода.
8. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это:
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) личность;
г) субъект.
9. С биологической точки зрения, человек— это многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду:
а) гоминидов;
б) приматов;
в) питеков;
г) парапитеков.
10. В материалистической философии душу человека ассоциируют с:
а) психикой;
б) сознанием;
в) идеальным центром «я»;
г) бессознательным.
11. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:
а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;
б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека;
в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;
г) жить — значит из всего извлекать пользу.
12. По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в:
а) саморефлексии;
б) самоутверждении;
в) сопереживании жизни других существ;
г) соучастии в бытии других существ.
13. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:
а) необходимость;
б) знание;
в) волю;
г) произвол.
14. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как:
а) произвол;
б) фатум (рок);
в) предопределение;
г) отчуждение.
15. Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии:
а) выбора;
б) вины;
в) непреодолимой силы;
г) необходимости.