Раздел 8. Экономика.

Тема 8.1. Экономика: хозяйство и наука. Экономическое благо, факторы производства. Выбор. Издержки. Типы хозяйственных систем.

Семинар по теме 8.1.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «экономика как хозяйство», «экономика как наука», «экономическое благо», «факторы производства», «выбор», «экономическая рациональность», «издержки», «общественные блага», «экономическая система»?

2. Как Вы понимаете проблему экономического выбора?

3. Какие факторы производства и факторные доходы Вы знаете?

4. Назовите виды издержек и кратко охарактеризуйте их. В чем отличие экономических издержек от бухгалтерских?

5. Какова роль государства в экономике? Почему необходимо вмешательство государства в экономику при рыночной системе?

6. В чем преимущества и недостатки рыночной экономики?

7. Проиллюстрируйте примерами чистые общественные блага и чистые частные блага.

8. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующие темы: «Факторы производства», «Роль государства в рыночной экономике».

9. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

 

Тема 8.2. Экономическое содержание собственности. Формы собственности. Виды объектов собственности. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Акции, облигации. Экономический рост и развитие.

Семинар по теме 8.2.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «право собственности», «общественная собственность», «частная собственность», «приватизация», «национализация», «предпринимательство»?

2. Какие элементы входят в право собственности?

3. Какие формы собственности существуют в современном мире?

4. Назовите цели приватизации.

5. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Вы знаете? Охарактеризуйте их.

6. Назовите преимущества и недостатки различных форм предпринимательской деятельности.

7. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующие темы: «Формы собственности», «Формы организации бизнеса».

8. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

 

Тема 8.3.Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Рыночный механизм. Многообразие рынков.

Семинар по теме 8.3.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «деньги», «монометаллизм», «ликвидность», «ценная бумага», «акция», «облигация», «инфляция», «дефляция», «рынок», «товар», «спрос», «предложение», «дефицит», «избыток», «равновесная цена», конъюнктура рынка», «конкуренция», «рынок труда», «безработица»?

2. Какую роль выполняют деньги в рыночной системе?

3. Назовите функции денег.

4. Какие эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги Вы знаете?

5. Каковы социально-экономические последствия инфляции?

6. Как формируется равновесная цена?

7. Какое самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики?

8. Какие виды конкуренции Вы знаете?

9. Назовите виды безработицы.

10. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующие темы: «Спрос и факторы его формирования», «Инфляция», «Как рынок согласует спрос и предложение», «Человек на рынке труда».

11. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

 

Тема 8.4.Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономическая культура. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Семинар по теме 8.4.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «прожиточный минимум», «потребительская корзина», «экономическая культура», «рынок труда», «заработная плата», «безработица»?

2. Какова цель экономики потребителя?

3. Назовите виды безработицы.

4. Каковы экономические и социальные последствия экономики?

5. Чем отличается социальный прожиточный минимум от физиологического минимума?

6. Какие элементы экономической культуры Вы можете назвать? Кратко охарактеризуйте их.

7. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующие темы: «Человек на рынке труда», «Безработица».

8. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

 

Тема 8.5. Макроэкономика и ее составляющие. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП ВНП. Банковская система. Государственный бюджет. Налоги и их виды.

Семинар по теме 8.5.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «макроэкономика», « валовой национальны продукт», «валовой внутренний продукт», «экономический рост», «банковская система», «налоги» «государственный бюджет»?

2. Какова цель макроэкономики?

3. Какие составляющие экономического цикла Вы можете назвать? Кратко охарактеризуйте их.

4. Чем различаются номинальный ВНП от реального?

5. Какие элементы включает в себя банковская система РФ?

6. Назовите функции Центрального банка.

7. Каковы задачи налоговой системы?

8. Назовите виды налогов.

9. Какие функции налогов Вы можете назвать?

10. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Макроэкономика и ее составляющие».

11. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.

 

Тема 8.6. Мировая экономика. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена.

Семинар по теме 8.6.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия «мировое хозяйство», « международные экономические отношения», «мировой рынок», «международная торговля», «экспорт», «импорт», «специализация», «международное разделение труда», «кооперация»?

2. Назовите факторы влияющие на МРТ.

3. Выскажите своё мнение об участии в системе международного разделения труда. Приведите аргументы в поддержку и в опровержение.

4. Проиллюстрируйте конкретными примерами «закон абсолютного примущества».

5. Проиллюстрируйте конкретными примерами «закон сравнительного преимущества».

6. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать следующую тему: «Международное разделение труда».

7. Решение тестов по форме ЕГЭ.

Основная литература:

1. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2009 г.

2. Обществознание. Учебник для учащихся 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Обществознание. 11 класс. Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: Русское слово, 2010 г.

4. Учебник по обществознанию 10-11 классы. Никитин А.Ф. М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительная литература:

1. Обществознание. Настольная книга ученика. Издательство «МГИМО-Университет» 2013. Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман-Голутвина, О.А. Удашова

2. Кишенкова О.В. , Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.