Торговая маркировка

Торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные продавцом на товарные или кассовые чеки, упаковку и товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, а также упаковка.

В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей мере связана с указанием данных о продавце, в меньшей – с информацией о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности для нанесения информационных данных; а также ее назначением – довести информацию о торговой фирме.

Благодаря идентифицирующей функции отдельные носители торговой маркировки служат основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» (п. 51 — требования к товарному чеку, выдаваемому при покупке радиотоваров и электробытовых товаров) и Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (п. 5 — реквизиты кассового чека).

Предусматриваются следующие требования к содержанию основных носителей торговой маркировки.

Товарный чек: выдается вместе с кассовым чеком при продаже непродовольственных товаров. При продаже продовольственных товаров может выдаваться вместе с кассовым чеком для детализации купленных товаров в отчетных документах, а при отсутствии контрольно-кассовых машин — в качестве подтверждения совершения купли-продажи. Должен содержать следующие реквизиты: наименование товара; сведения о продавце; дата продажи; количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.

Товарный ценник - документ, который служит для доведения краткой информации о товаре и его цене до потребителя и является основанием для совершения сделки купли-продажи, поэтому в магазинах размещается строго под продаваемым товаром. Должен содержать следующую информацию: наименования товара; его сорта; цены за вес или единицу товара; подписи материально ответственного лица или печати организации; даты оформления ценника.

» Правила продажи отдельных ? видов продовольственных и непродовольственных товаров (от19.01.1998 г. №55 с изменениями и дополнениями).

Не запрещается указывать и другие сведения (например, фирменные знаки, адреса, телефоны продавцов и пр.)

Кассовый чек: документ, подтверждающий совершение договора купли-продажи. Это фискальный документ, имеющий отношение к уплате налогов, должен содержать следующие реквизиты: наименование продавца (магазина или другой торговой организации); номер кассового аппарата; дата продажи; стоимость каждой покупки. «21. Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.»

Кассовые чеки и товарные ценники являются обязательными для всех реализуемых товаров в организациях розничной и мелко­розничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека при некоторых формах мелкорозничной торговли, определенных Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

Обязательные требования к торговой маркировке разных групп непродовольственных товаров неодинаковы. Для сложнотехнических товаров обязательно совместное применение двух носителей торговой маркировки – товарных и кассовых чеков; для тканей, одежды и обуви эти носители являются взаимозаменяемыми.

В общественном питании носителями торговой маркировки служат счета и меню .

Способы маркирования в торговле и общественном питании достаточно просты: рукописное исполнение, которое применяется для ценников, товарных чеков, счетов; печатание кассовых чеков на контрольно-кассовых машинах; художественное оформление ценников, меню, исполнение типографским способом постоянных реквизитов товарных чеков: наименования торговой организации, ее адреса, телефонов, фирменного знака и т.п.; нанесение штампов.

Счета в торговле не являются обязательным документом, они служат основанием подтверждения оплаты покупки покупателем и основанием для предъявления претензий при выявлении дефектов товара.

В счетах указываются наименование продавца, комплектность, дата, стоимость покупки, ставится штамп об оплате.

Менюзаменяют ценники и вывешиваются при входе в предприятие питания, а также около раздаточных и расчетных узлов. В ресторанах и кафе каждому посетителю выдается фирменное меню многоразового пользования.

Требования к информации, представленной в меню, устанавливаются Правилами производства и реализации продукции общественного питания. В меню должна быть отражена следующая информация: наименование предприятия, дата, наименование блюд, их масса, цена и подпись ответственных лиц.