Способность «Называть, перечислять» у Морозова Ивана была диагностирована при помощи методики «Назови слова».
Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Диагностирование проводилось в 2008 году, когда Иван обучался в 1 классе.
Результаты диагностики по данной методике:
1. Кошка, собака, мышка, петух, корова, слон, зебра,….
2. Береза, трава, клён, тополь, лук, щавель,…
3. Белый, синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, оранжевый,…
4. Овал, квадрат, прямоугольник, треугольник,…
5. Материал, твердый/мягкий,…
6. Крутить головой, шевелить руками, ногами,…
7. Быстро/медленно, аккуратно/небрежно, внимательно/не внимательно,..
8. хорошо/плохо
Иван назвал в общей сложности 27 слов и набрал 5 баллов, что говорит о том, что у него среднийуровень развитости навыка «Называть, перечислять».
Второе диагностирование проводилось в 2012 году, когда Иван обучался в 4 классе.
Результаты диагностики по данной методике:
1. Кошка, собака, мышка, петух, корова, слон, зебра, тигр, лама, лев, рыба, лошадь, обезьяна, коза, верблюд, жираф,…
2. Береза, трава, клён, тополь, лук, щавель, барбарис, арбуз, тюльпан, апельсин, яблоко, морковь, картошка,…
3. Белый, синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, оранжевый, голубой, салатовый, лиловый, черный, бардовый,…
4. Овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, цилиндр,…
5. Материал, твердый/мягкий, холодный/теплый,…
6. Крутить головой, шевелить руками, ногами, бежать, идти, прыгать, бегать, плавать,…
7. Быстро/медленно, аккуратно/небрежно, внимательно/не внимательно,…
8. хорошо/плохо, красиво/ не красиво,…
Иван назвал в общей сложности 40 слов и набрал 10 баллов, что говорит о том, что у него очень высокий уровень развитости навыка «Называть, перечислять».