Античный скептицизм: причины и следствия

Скептицизм (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма Скептицизма, основанная на утверждении, что в наших знаниях нет ничего соответствующего действительности и достоверное знание в принципе недостижимо, есть агностицизм.

Скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма и постановке ряда проблем диалектики познания, хотя оказался не в состоянии разрешить их. Вскрывая неполноту и несовершенство наших знаний, их связь с историческими условиями процесса познания, Скептицизм абсолютизирует эту относительность и приходит в итоге к сомнению в возможности достоверного объективного знания вообще. В принципе провозглашая отказ от окончательных суждений, Скептицизм в то же время постоянно вынужден принимать определённые суждения фактически. Историческую роль Скептицизм в идейной борьбе и общественной жизни была различной в зависимости от того, что являлось предметом его критики и подвергалось сомнению.
В древнегреческой философии Скептицизм был представлен особой школой, в развитии которой различают три периода:

· ранний Скептицизм, основателем которого был Пиррон;

· Скептицизм, развивавшийся в Академии платоновской при её руководителях Аркесилае и Карнеаде;

· поздний Скептицизм, представленный Энесидемом, Агриппой, Секстом-Эмпириком и др.

важнейшие аргументы («тропы»), которыми античные скептики обосновывают равносильность противоположных утверждений и принцип воздержания от суждения:

· Тщетность попыток найти критерий истинности как чувственного познания, так и мышления,

· подчёркивание различий моральных норм у разных народов,

· разнообразие религиозных верований,

· выяснение того, как различные теории опровергают друг друга,

· мысль о том, что всякая истина доказывается другой, а это ведёт либо к порочному кругу в доказательстве, либо к произвольному выбору аксиом, либо к бесконечному регрессу,

· доводы, свидетельствующие, что существование причинности недоказуемо,

. Но необходимость действовать, принимая определённые решения, заставляет античных скептиков признать, что хотя, возможно, и нет критерия истины, но есть критерий практического поведения. Этот критерий должен основываться на «разумной вероятности» (Аркесилай).

Античный Скептицизм призывает следовать тому, к чему нас влекут ощущения и чувства (есть, когда чувствуем голод, и т. п.), следовать законам и обычаям страны, заниматься определённой деятельностью (в т. ч. и научной) и т. д. Покидая позицию, равно не доверяющую ощущению и мышлению, античный Скептицизм отдаёт предпочтение чувствам, знанию, вплотную подходя к эмпиризму и опытной науке.

Причины и последствия

Исторические причины определяются в значительной мере социально-политическим и культурным упадком Греции, который был характерен для 4 и 3 вв. до н. э.

Интерес к теории, к теоретическому выяснению картины мира, природы действующего в нем человека, к космологии, физике, астрономии повсеместно падает. Философов интересует не столько вопрос о том, что есть и как существует мир, сколько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей.

Философ, который был ученым, исследователем, «созерцателем», становится теперь мудрецом, добытчиком не столько знания, сколько счастья, умельцем жизни. В философии он видит деятельность и строй мысли, освобождающей человека от бедствий, опасностей, от ненадежности, обманчивости, от страха и волнений, которыми так полна и испорчена жизнь. Философ — тот, кто стремится к счастью. Но счастье состоит только в невозмутимости и в отсутствии страданий (apaqeia).

Кто желает достигнуть понятого таким образом счастья, должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи? 2) как должны мы относиться к этим вещам? 3) какой результат, какую выгоду получим мы из этого нашего к ним отношения?

Природа вещей непостижима. Поэтому к ним следует относиться равнодушно. Из такого отношения вытекает атараксия (невозмутимость).

Изостéния (греч., ίσοσθένεια) –равносильность (противоположных суждений). Эпохé (греч., εποχή) – остановка, прекращение, воздержание от суждения. Энесидем - Недостоверность чувственного восприятия:

· Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».

· Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.

· Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.

· Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.

· Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.

· Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.

· Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся.

· Вещи представляются различными в зависимости от их количества.

· Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются.

· Всякая вещь воспринимается не сама по себе, а относительно других вещей, в том числе относительно воспринимающего.