Майкл Бир и Нитин Нориа: теории О и Е
3.1 Теория О
· Целью изменения должно быть развитие орг способностей, в первую очередь способностей сотрудников выявлять и решать проблемы, связанные с работой.
· Цель теории О – создание такой рабочей системы, в которой работники становятся эмоционально привержены улучшению деятельности фирмы.
· Компании, использующие стратегию теории О, как правило, имеют долгосрочных психологический контракт со своими сотрудниками.
3.2 Проблемы теории О
· Организациям необходимо создавать экономическую стоимость фирмы, равную акционерному капиталу.
· Небольших инкрементальных изменений на нижних уровнях иерархии недостаточно
· У лидеров нет времени на достижение консенсуса при принятии решений.
3.3 Теория Е
Требование прагматичного подхода управление изменениями сверху вниз
Цели основаны на ожиданиях финансовых рынков жесткие графики изменений
Менеджеры концентрируются на изменении стратегий, структуры, систем быстрая финансовая отдача.
3.4 Как работает теория Е
Падение цен на акции
старые правила уже не работают
давление акционеров
менеджеры должны продемонстрировать свои способности
PR: компания осознает необходимость в изменении
3.5 Трансформационные изменения в теории Е
· Рутина = инрция, самоуспокоенность, т.е. негативная сила
· положительные стороны рутины не признаются
· трансформационные изменения ничего не предлагают взамен старой рутины, только системный контроль:
ü потери ключевых сотрудников;
ü низкий показатель успешности трансформационных изменений.
3.6 Сравнение теорий О и Е
Цели и средства | Теория О | Теория Е |
Цель | Максимизация экономической стоимости | Развитие организационных способностей |
Лидерство | Сверху-вниз | Участвующее |
Фокус внимания | Структуры и системы | Культура |
Планирование | Программируемое | Спонтанное |
Мотивация | Ориентировано на финансовые стимулы | Финансовые стимулы как следствие |
Консультанты | Большие фирмы, ориентация на проекты | Маленькие фирмы, ориентация на процессы |
3.7 Возможности для сочетания теорий О и Е
1) Чередование теории Е и теории О: сначала спланированные изменения сверху-вниз, затем стабильность и построение новых компетенций;
2) Интеграция теорий Е и О: убедить акционеров в необходимости более долгого периода достижения хороших финансовых результатов в результате постепенного организационного развития