Подведомственность дел арбитражному суду и ее основные критерии
Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду гласят что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус ИП, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Виды подведомственности дел арбитражным судам:
в зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.
К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры:
о несостоятельности (банкротстве);
- по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
- по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
- о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных законом.
Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может подразделяться на договорную, императивную и альтернативную.
Договорная подведомственность - определяемая взаимным соглашением сторон.
Императивная подведомственность - дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.
Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:
- дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
- когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке.
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав.
Основные критерии подведомственности дел арбитражным судам:
1) характер спорного правоотношения, которое должно носить гражданский, административный либо иной характер, связанный с предпринимательской деятельностью;
2) экономический характер спора - отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.
Дополнительными критериями определения подведомственности дела арбитражному суду могут выступать спорность либо бесспорность права, наличие соглашения сторон, а также характер оспариваемого правового акта (имеет ли он нормативный либо ненормативный характер):
1) спорность либо бесспорность права - разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами, органами государственной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов;
2) наличие договора между сторонами спора - разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи, при наличии трех условий:
return false">ссылка скрыта- спор должен вытекать из гражданских правоотношений;
- спор должен быть одновременно подведомствен арбитражному суду;
- соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда должно быть достигнуто до принятия решения арбитражным судом, т. е. до окончания разбирательства дела по существу;
3) в зависимости от того, носит правовой акт нормативный или ненормативный характер при определении подведомственности дел об оспаривании актов государственных органов и органов местного самоуправления и т.д., происходит разграничение подведомственности между Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции с одной стороны и арбитражными судами с другой стороны.