Выходные барьеры
Конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка (консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы. Выходные барьеры также обусловливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низкая рентабельность или отсутствуют доходы на капитал (судостроение, сталелитейная промышленность).
Примерами выходных барьеров могут служить:
§ необходимость списания крупных инвестиций;
§ нежелание утратить свой имидж;
§ честолюбие менеджера;
§ вмешательство правительства;
§ профсоюзная оппозиция;
§ протесты поставщиков и клиентов.
5. Анализ мегасреды, ее содержание.мегасреда (среда, отражающая глобальные мировые тенденции и явления . Мегасреда предприятия:
а) включает мезосреду;
б) не поддается контролю со стороны предприятия;
в) отражает государственно-административные и экономические процессы в стране.
6. Факторы, формирующие экономическую конъюнктуру и ее анализ.Экономическая система - система организации общественного производства путем определенной комбинации распределения ресурсов и продуктов труда в целях производства материальных благ с максимальной эффективностью. Экономические системы различаются по характеру отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, то есть по характеру экономических отношений (полярно отличающимися экономическими системами являются рыночная экономика и экономика централизованного планирования). Конъюнктурообразующие факторы — это факторы, которые оказывают влияние на составляющие экономической конъюнктуры, то есть на элементы воспроизводственного процесса.
7. Оценка сильных, слабых сторон конкурентов.Конкуренты – самые проблемные объекты анализа. Изучить всех конкурентов трудно, но необходимо, к этому надо стремиться. Если их много, то в первую очередь изучаются наиболее крупные и динамично развивающиеся.
При изучении конкурентов оценивается их потенциал (по тем же составляющим, что и самой фирмы), имидж, продукция, финансовое состояние, система управления, персонал, оборудование и технологии, МТ снабжение, система сбыта, научно технический потенциал, затраты на производство и их эффективность, маркетинг.
Конкуренты бывают прямые и косвенные. Прямые – те, которые выпускают идентичную продукцию. Косвенные – те, которые выпускаю продукт-заменитель. Например, йогурт и творожок. Продукция косвенных конкурентов может быть схожей по своим свойствам, качеству, методу продаж.
Конкуренты бывают реальные и потенциальные. Реальные – это действующие на рынке прямые и косвенные конкуренты. Потенциальные – те, которые в перспективе могут предложить аналогичную или замещающую продукцию или услуги.
Оценка сильных и слабых сторон конкурентов. Её рекомендуется проводить по тем же показателям, что и для оценки потенциала фирмы. Поскольку получить всех необходимых данных о конкурентах невозможно, приходится использовать экспертные оценки. При недостатке данных применяют упрощённые схемы оценки по четырём составляющим:
· 1. Цели конкурента на будущее.
· 2. Что думает конкурент о себе, об отрасли, о других конкурентах.
· 3. Стратегии и методы конкурентной борьбы.
· 4. Возможности, сильные и слабые стороны конкурента.
Одновременно с этим анализом выявляются сегменты и доли рынков конкурентов. Выявляются рыночные ниши.
Используются все доступные источники и средства получения данных о конкурентах:
· - через их рекламу, идеи, призывы, аргументы, средства;
· - через их продукцию;
· - оценивают её свойства, полезность, цели, материал, цвет, упаковку;
· - наблюдают за фирмой через рынки оптовиков и посредников (например, транспортных);
· - при непосредственных контактах;
· - путём переманивания специалистов, руководителей;
· - шпионаж.