Техническое обслуживание подшипников скольжения электрических машин

Подшипники скольжения используют в средних и крупных электрических машинах. Они могут иметь кольцевую, принуди­тельную или комбинированную систему подачи масла.

Подшипники скольжения требуют ежедневного осмотра: ре­гулярного контроля температуры нагрева, уровня масла, вибра­ции зазора между вкладышем и цапфой. Температуру подшипни­ка обычно контролируют по температуре масла, которую замеряют термометром в масляной камере стояка. Температура масла для большинства подшипников не должна превышать 80 °С, быть меньше температуры подшипников на 5 — 10 °С. В машинах с принудительной смазкой температура масла в месте его вытекания из подшипника не должна превышать 65 °С.

Уровень масла контролируют при неподвижном роторе по отметкам максимального и минимального уровней маслоуказателя. Недостаточная подача масла может быть вызвана его низким уровнем или сильным сгущением, а также медленным вращением смазочных колец, которое происходит при намагничивании, ко­лец, плохом качестве масла, шероховатой шейке вала из-за разъ­едания ее токами в подшипнике, неправильной формы колец. Сгущение масла происходит в результате его длительного исполь­зования. Загрязнение масла может произойти вследствие попада­ния в него пыли через уплотнение или плохой очистки литой по­верхности подшипниковой камеры. При избытке масла или выработке уплотнений оно может попасть внутрь машины, на об­мотку и другие части.

Подшипник может перегреваться из-за чрезмерно большого давления на него при сильном натяжении приводного ремня. На­грузки на подшипник могут вырасти из-за его износа. При силь­ном износе появляется недопустимая неравномерность воздушно­го зазора, которая приводит к одностороннему притяжению ротора к статору, что в свою очередь делает износ более интен­сивным. Для нормальной работы машины необходимо, чтобы из­нос не превышал определенной величины.

Примерно 1 раз в месяц в подшипник добавляют масло. За­мену смазки производят согласно графику ППТОР. Масла слива­ют, промывают подшипник керосином, а затем маслом, чтобы удалить остатки керосина. При необходимости поверхность каме­ры очищают стальной проволочной щеткой, промывают и покры­вают маслостойкой эмалью и в чистый подшипник заливают мас­ло. Марка масла и его вязкость указываются в заводской инструкции по эксплуатации и зависят от системы подачи масла, частоты вращения, условий работы и др. Вибрации измеряют так же, как и в машинах с подшипниками качения.