ГРОЗА НАД ДОЛИНОЙ

Загромыхало сначала далеко и гулко в западном конце неба, и всё замолкло.

По реке сплошной мглой подступало стена дождя, почувствовалось её приближение, влажное дыхание. Мелко и трепетно заметались, забились листья черёмух.

Снова хлынул раскат грома. Скатился стих вдалеке.

На реке порывы ветра отпечатывались тёмными пятнами, и она, покрытая этими пятнами, шла тревожная и бунтующая, страшная, как в ледоход.

На фоне бешеных облаков темно и выжидающе зеленели острые геометрические вершины ели. Они раскачивались под напором ветра и ждали, когда на них упадёт и скользко заструится среди хвои череде первых тяжких капель ливня.

Снова ударил с треском и глухо раскатывался где-то близко и в то же время далеко гром. Это был слом грозы. Она медленно стала скользить по реке, уходить вниз. Редкий гром, доносившиеся издалека, тяжело перекатывались с интервалами усталости, даже, пожалуй, победного довольства. А потом порыв ветра донёс брызги, и с неба свалился ливень. (147 слов)

 

В 1886 году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, В Крым.

В Москве он всю зиму писал декорации для оперного театра, и эта работа не прошла для него бесследно. Он начал смелее обращаться с красками. Мазок стал свободнее. Появились первые признаки ещё одной черты, присущей подлинному мастеру – признаки дерзости в обращении с материалами. Свойство это необходимо всем, кто работает над воплощением своих мыслей и образов. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору – с глиной и мрамором, художнику – с краской и линиями.

Самое ценное, что Левитан узнал на юге, - это чистые краски. Время, проведённое в Крыму, представлялось ему непрерывным утором, когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода в гигантских водоёмах горных долин так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, и за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам.

Необъятные просторы воздуха лежали над южной землей, сообщая краскам резкость и выпуклость.

На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся кажущаяся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушённым, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков. (196 слов)