По характеру используемых транспортных средств

Автомобильная (индивидуальная), автобусная, авиационная (рейсовая и чартерная), железнодо-рожная, теплоходная: морская, речная, круизная увеличивается на 15% в год. 75% туристов США предпочитают проводить время на воде или у воды.

Отдых у воды или на воде включает разные рекреационные занятия:

купание, солнечные ванны, прогулки по берегу, водные лыжи, серфинг.

Прогулочный и промыслово-прогулочный отдыхвключает прогулки на открытом воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских кораллов и т.д.

Маршрутный туризмможет быть спортивным (квалификационным), а может носить любительский, т.е. оздоровительный характер. По характеру преодолеваемых препятствий он делится на равнинный и горный. Маршрутный туризм тесно связан с познавательным краеведческим туризмом. По характеру используемых способов он может быть пешеходным, моторизированным. Различен и радиус его действий: местный, региональный, мировой.

Большое развитие получил водный туризм, как прогулочный, так и спортивный. Эти виды включают водно-моторный спорт, воднолыжный спорт, греблю, парусный спорт. Эти виды туризма сочетаются с купально-пляжным туризмомв рекреационных базах, расположенных на берегах морей, озер и рек.

Популярным становится спортивный подводный туризмс целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Подводные виды спортивного туризма включают не только элементы спорта, но и элементы познавательного интереса. Познавательный интерес имеет археологический подводный туризм,развиваемый в средиземноморских странах, где туристов привлекают развалины античных городов-портов под водой. Большие перспективы подводного туризма имеются в тропических странах на коралловых рифах.

Рыболовный и охотничий туризмсвязаны с путешествиями и преследуют как главную цель отдых на природе, а не материальное обогащение. Этот вид туризма строго регламентируется в связи с проблемами охраны животного мира.

Горнолыжный туризмстремительно развивается. Создаются специализированные горнолыжные курорты с развитой системой обслуживания.

Альпинизмтакже становится более массовым. Более сложными становятся спортивные нормативы, определяющие тип и количество подлежащих преодолению препятствий, характеристику альпинистских трасс и т.д.

Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным «потреблением» культурных ценностей, и ознакомление с новыми районами, странами, их этнографией, фольклором, природными явлениями. Познавательные мотивы рекреации находятся в прямой связи с культурным уровнем населения. В последнее время познавательные функции туризма стали тесно смыкаться с функциями развлечений, приносящими прибыль.

Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занимают конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фестивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают значительные туристские потоки.

Конгрессный туризмсвязан с международными научно-техническими контактами между специалистами и учеными. Расходы участников конгресса дают 5-6% всей суммы поступлений от международного туризма. Валютные поступленияот каждого участника конгресса в 2-3 раза больше, чем от обычного туриста, поэтому многие страны заинтересованы в развитии активного конгрессного туризма.

Свободное время в зависимости от характера его использования подразделяется на ежедневное, еженедельное и ежегодное. На свободное ежедневное время (с учетом суточного бюджета времени и режима рабочего дня) приходится около 30%, на еженедельное при пятидневной рабочей недели - около 60%, на ежегодное (годовой отпуск трудящихся) - около 15%. Все они составляют структуру годового бюджета времени. Дифференцирование свободного времени позволяет рассматривать рекреационную деятельность по периодичности и территориальному признаку. Использование свободного ежедневного времени и повседневная рекреация непосредственно связаны с жилищем и городской средой и их пространственной организацией. Еженедельная рекреация зависит о размещения пригородных рекреационных объектов. Использование свободного ежегодного времени связано с размещением рекреационных объектов курортного типа. Исходя из этого, выделяют ежедневную рекреацию внутри населенного пункта; еженедельную в выходные дни (уик-энд) - пригородную (местную); ежегодную в период отпусков и каникул - внутрирайонную, общегосударственную и международную.

По характеру организациирекреация делится на регламентированную (или спланированную) и самодеятельную.

Регламентированнаяили плановая рекреация представляет собой путешествие и пребывание по точному, заранее объявленному регламенту. Рекреанты обеспечиваются комплексом услуг по заранее приобретенной путевке на определенный срок (отдыхающие в санаториях, домах отдыха, турбазах). Под самостоятельной неорганизованной рекреациейпонимается самостоятельное путешествие рекреанта, не связанного никакими взаимными обязательствами с рекреационными предприятиями. Именно этот вид рекреации представляет самую острую проблему, поскольку в отпускной сезон на Черноморском побережье Кавказа и Крыма доля неорганизованных рекреантов составляет 50-75% общей численности туристов, а это создает проблемы в сфере обслуживания,транспорте и т.д.

По числу участниковразличают индивидуальный и групповой туризм. Под индивидуальным понимается путешествие не только одного человека, но и семьи.

Плотность социальных контактоввыражается числом рекреантов на единицу площади. Стремление к максимальному уединению может быть названо «центробежностью», а к максимальным контактам - «центростремительностью». Территориальная организация центробежных форм отдыха существенно отличается от территориальной организации центростремительных форм отдыха. В первом случае характерны дисперсность сферы обслуживания, незначительная плотность транспортной сети, экстенсивное использование рекреационных ресурсов. Обслуживание центростремительных видов отдыха близка к урбанизированным формам отдыха. Учитывая противоречивость отдельной личности, зонирование курортов должно сочетать тихие зоны с минимумом контактов и зоны с максимумом контактов.

По признаку подвижноституризм делится на стационарный и кочевой. Это весьма условное деление, поскольку туризм, во-первых, обязательно связан с перемещением, во-вторых, туристы даже в местах отдыха отличаются большой подвижностью. Под стационарнымтуризмом понимается путешествие ради пребывания на определенном курорте. К стационарным формам туризма относятся лечебный туризм и отдельные виды оздоровительно-спортивного туризма. Кочевойтуризм предполагает постоянное передвижение, изменение местопребывания. С ростом технических возможностей транспорта усиливается тенденция к кочевому туризму.

Многие виды рекреации имеют сезонный характеркак по природным, так и социально-экономическим причинам. Сезонность порождает много социальных и экономических проблем. Она снижает рентабельность рекреационной инфраструктуры, создает «пики» и «провалы» в занятости трудовых ресурсов и нагрузке сферы обслуживания и транспорта. Так, занятость в приморских рекреационных районах в зимние месяцы снижается в 3-4 раза по сравнению с июлем-августом. Большая часть людей стремится отдыхать летом, в солнечный период. Солнце, таким образом, выступает самым существеннымфактором сезонности.

return false">ссылка скрыта

Ряд видов рекреации, особенно лечебно-курортного типа, имеют круглогодичный характер, хотя и здесь наблюдается неравномерность рекреационного потока. В целом, смягчение сезонных колебаний должно основываться на изучении связей между показателями напряженности туристского потока (сезонности) и факторами, его обусловливающими.

По характеру используемых транспортных услугтуризм делится на автомобильный (индивидуальный), автобусный, авиационный (рейсовый и чартерный), железнодорожный, теплоходный (морской, речной, озерный).

На долю автотранспорта приходится 3/4 всех мировых пассажирских перевозок. В Западной Европе около 70% туристов путешествует на индивидуальном автомобиле, в США - 90%. В обслуживании туристов на короткие дистанции основное участие принимает автобусный транспорт, а на сверхдальние и отчасти дальние дистанции - авиационный. На атлантических линиях развитие авиационных перевозок привело к катастрофическому падению морских пассажирских перевозок. Теперь они составляют около 10% всего объема трансатлантических пассажироперевозок.

Широкое распространение получили чартерные авиационные перевозки туристов. Чартерный самолет- это самолет, арендованный на разовую перевозку или несколько полетов. При помощи чартерных самолетов организуются групповые туристские путешествия по заранее обусловленному маршруту с предварительно оплаченными транспортными расходами.

Железнодорожные туристские перевозки менее распространены, особенно в небольших по территории странах. Железнодорожный транспорт пытается выдержать конкуренцию со стороны других видов транспорта, и немалую роль в перевозках туристов играют сравнительно низкие тарифы железнодорожных перевозок.

Роль морского транспорта в туризме растет по линии осуществления паромных перевозок, в частности, автомобилей туристов. Но стремительно растет круизный туризм. Круиз - морское путешествие, как правило, по замкнутому кругу на одном и том же судне по определенному маршруту с остановками в местах, представляющих интерес. Круизное плавание стало преобладающей формой эксплуатации современного пассажирского флота. Наиболее развиты круизные путешествия по Средиземноморью, Карибскому морю, морским портам скандинавских стран, различным районам Тихого и Индийского океанов. Среди ведущих стран круизного туризма - Англия, Норвегия, Греция, Италия, Франция, Германия, США. В мире освоено лишь 15% маршрутов, пригодных для морского туризма.

По правовому статусутуризм делится на национальный (внутренний), то есть туризм в пределах собственной страны, и международный или иностранный туризм. Международный туризм подразделяется на активный и пассивный в зависимости от его влияния на платежный баланс страны. Для каждой страны путешествия ее граждан в другие государства называются пассивным туризмом, а приезд иностранцев - активным туризмом.

По продолжительности пребываниямеждународный туризм делится на краткосрочный и длительный. Если продолжительность туристского путешествия составляет не более трех суток, то его относят к краткосрочному туризму, а более трех суток - к длительному. В международном туризме путешествующих ради отдыха менее 24 часов включают в категорию экскурсант.

Под экскурсией (лат. excursio - вылазка) понимается коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки или поездка и прогулка с образовательной, научной, спортивной, увеселительной целью.