Алгоритм разработки и проведения дидактических игр
Разрабатывая дидактическую игру, учитель должен подробно и внимательно проработать следующие ее этапы:
1) определение дидактической цели;
2) разработка содержания;
3) определение занимательных свойств;
4) определение формы и названия;
5) уточнение оптимального соотношения дидактической цели и занимательности;
6) определение продолжительности;
7) разработка содержания и правил, в том числе объявления о подготовке к игре, числе играющих, хода (сценария или модели);
8) создание атрибутов и вспомогательных средств;
9) разработка системы подведения итогов.
Приведу ряд методических рекомендаций по разработке и использованию дидактических игр.
1. Дидактические игры следует использовать не ради игры, а с целью получения определенного результата в процессе обучения и воспитания. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, психолого-педагогические аспекты, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволяет заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться к ней.
2. В названии, правилах и сюжете игры должны преобладать элементы забавы, занимательности и соревновательности, но в то же время игра не должна быть слишком азартной.
3. Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области химии и смежных дисциплин, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных.
4. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Их изготавливают так, чтобы была возможность многократного использования.
5. Правила игры должны быть простыми и однозначно сформулированными, чтобы ребенок смог хорошо осмыслить ход и содержание игры, ее правила и цель.
6. Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Подведение результатов игры должно быть ясным, открытым, эмоциональным, справедливым и фиксироваться определенным образом для всеобщего обозрения. При необходимости для подсчета результатов выбирают или назначают специальное жюри или помощников-консультантов из школьников.
7. Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.
Во многих играх в качестве атрибутов могут понадобиться секундомер и гонг. Вместо гонга можно использовать колокольчик или свисток.
8. Учителю следует быть активным участником игры, не допуская при этом снижения интереса у детей к игре, субъективности и нечестности. Необходимо умело регулировать ход игры так, чтобы не было проигрыша одной команды с «сухим» счетом. Во время игры обеспечивается нормальный психолого-педагогический климат, активизируется работа пассивных учеников. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы.
9. Результаты игры подводятся двояко: с одной стороны, кто победил, с другой — кто проиграл по очкам или баллам. Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение. Однако важнее то, как реализован дидактический замысел игры, т. е. как ученики усвоили соответствующие знания и умения, как они справились с дидактической задачей. Результаты игры, в том числе и дидактические, должны быть объявлены непосредственно после игры.
10. Для большой игры должны быть определены призы: красочные, эффектные, вызывающие у детей положительные эмоции. В качестве призов могут быть книги, торт, конфеты, медали, открытки, значки «Лучший химик класса», право провести занимательный химический опыт и т. д. Призы изготавливают или заранее покупают и вручают победителям в виде приятных сюрпризов. Если призы значительны по своему содержанию, то имеет смысл выставить призовой фонд до начала игры. В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры в виде отметок в классном журнале.
11. Лучшее признание успеха игры — желание учеников ее повторить. Однако чрезмерного увлечения играми на уроке допускать нельзя, чтобы не превратить весь учебный процесс в развлечение.
12.Дидактический эффект усиливается, если ученики принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры. Если дидактические игры используются для изучения химии систематически, то ученики с большим удовольствием начинают разрабатывать свои собственные игры. Игровая форма проведения уроков позволит сделать интересными и привлекательными для ребят даже трудные темы урока.
С учетом перечисленных ранее этапов игры и методических рекомендаций алгоритм составления дидактической игры можно показать в виде схемы 2.
Отметим, что применение дидактических игр в обучении химии имеет определенные ограничения.
1. В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие соревновательный характер, дающие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям изучаемого материала. В таких классах не следует проводить игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, знаков химических элементов и
др., так как у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения.
2. Дидактические игры следует широко использовать при изучении тем, формирующих общие химические понятия (первоначальные понятия, основные классы неорганических веществ, периодическая система химических элементов и т. д.), способствующих усвоению, закреплению, лучшему запоминанию и систематизации изученного. При изучении учебных тем более конкретного содержания (химия элементов, скорость химической реакции, основы химических производств и т. д.), где происходит углубление ранее полученных знаний, проводить дидактическую игру не имеет смысла. Ее использование в этом случае будет более продуктивным при проведении обобщающего урока по изученной теме. Таким образом, в 7 классе уроки с использованием игровой ситуации проводятся чаще, так как ученикам нравится этот прием, они с удовольствием в него включаются и усваивают изучаемый материал. В старших классах необходимость в дидактических играх-минутках ослабевает, так как изучение химии происходит у учащихся более осознанно.
3. Применение сюжетно-ролевых игр должно иметь место в основном в старших классах (10—11 классы), так как:
• они содержат профориентационную информацию;
• при их подготовке необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся, особенности характера каждого участника игры;
• для проведения этих игр требуется более тщательная и трудоемкая подготовка, как со стороны учителя, так и со стороны учеников.
return false">ссылка скрытаУчитывая эти особенности сюжетно-ролевых игр, учитель не сможет использовать их систематически, они проводятся, как правило не чаще 1—2 раз в год.
4. При объяснении нового материала учителю не следует увлекаться большим количеством дидактических игр, так как образовательная значимость темы, ее научность не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Ученик должен осознанно воспринимать изучаемые научные факты. Если же в процессе изучения новой темы при использовании игрового средства будет преобладать занимательность, то именно она, как более яркий фактор, останется в сознании и памяти ученика, а научность темы будет потеряна. Целесообразно при объяснении нового материала применять игры с использованием историко-логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период и следовали бы логике того или иного открытия.
5. Не следует часто проводить дидактические игры, длительные по времени, они утомляют учеников, так как требуют большой отдачи, а следовательно, и более трудоемкой подготовки. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучения химии помогают добиться игры, непродолжительные по времени проведения (5—10 минут).
6. Потенциал дидактической игры может быть широко использован в процессе проведения пропедевтических курсов по химии. В ходе таких курсов с помощью игры можно развивать интерес к химической науке и помочь детям осваивать ее первоначальные понятия, чтобы изучаемый материал был для них более доступен.
7. Дидактическая игра помогает также и учителю. Она позволяет сократить время на проверку знаний большого количества учащихся, за 5—10 минут учителю в ходе игры предоставляется возможность проконтролировать степень усвоения материала. Однако слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения химии как игру в целом. Поэтому учитель не должен допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью. Дидактическая игра как средство более эффективна в сочетании с другими методами, средствами и приемами обучения.