Алгоритм разработки и проведения дидактических игр

Разрабатывая дидактическую игру, учитель должен подробно и внимательно проработать следующие ее этапы:

1) определение дидактической цели;

2) разработка содержания;

3) определение занимательных свойств;

4) определение формы и названия;

5) уточнение оптимального соотношения дидактической цели и занимательности;

6) определение продолжительности;

7) разработка содержания и правил, в том числе объяв­ления о подготовке к игре, числе играющих, хода (сцена­рия или модели);

8) создание атрибутов и вспомогательных средств;

9) разработка системы подведения итогов.

Приведу ряд методических рекомендаций по разра­ботке и использованию дидактических игр.

1. Дидактические игры следует использовать не ради игры, а с целью получения определенного результата в процессе обучения и воспитания. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, психолого-педагогические аспекты, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволяет заранее на­строить детей на игру и творчески подготовиться к ней.

2. В названии, правилах и сюжете игры должны преоб­ладать элементы забавы, занимательности и соревнова­тельности, но в то же время игра не должна быть слишком азартной.

3. Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области химии и смеж­ных дисциплин, соответствовать возрастным особеннос­тям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий, постепен­но переходя к более сложным. Задания должны содер­жать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и не­стандартных.

4. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Их изготавливают так, чтобы была возможность многократного использования.

5. Правила игры должны быть простыми и однозначно сформулированными, чтобы ребенок смог хорошо осмыс­лить ход и содержание игры, ее правила и цель.

6. Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Подведение результатов игры должно быть ясным, откры­тым, эмоциональным, справедливым и фиксироваться оп­ределенным образом для всеобщего обозрения. При необ­ходимости для подсчета результатов выбирают или назна­чают специальное жюри или помощников-консультантов из школьников.

7. Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участ­вовать в игре. При этом необходим предварительный рас­чет продолжительности каждого этапа игры и обязатель­ное его выполнение в процессе игры.

Во многих играх в качестве атрибутов могут пона­добиться секундомер и гонг. Вместо гонга можно исполь­зовать колокольчик или свисток.

8. Учителю следует быть активным участником игры, не допуская при этом снижения интереса у детей к игре, субъективности и нечестности. Необходимо умело регули­ровать ход игры так, чтобы не было проигрыша одной ко­манды с «сухим» счетом. Во время игры обеспечивается нормальный психолого-педагогический климат, активизи­руется работа пассивных учеников. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы.

9. Результаты игры подводятся двояко: с одной сторо­ны, кто победил, с другой — кто проиграл по очкам или баллам. Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение. Од­нако важнее то, как реализован дидактический замысел игры, т. е. как ученики усвоили соответствующие знания и умения, как они справились с дидактической задачей. Результаты игры, в том числе и дидактические, должны быть объявлены непосредственно после игры.

10. Для большой игры должны быть определены при­зы: красочные, эффектные, вызывающие у детей положи­тельные эмоции. В качестве призов могут быть книги, торт, конфеты, медали, открытки, значки «Лучший хи­мик класса», право провести занимательный химический опыт и т. д. Призы изготавливают или заранее покупают и вручают победителям в виде приятных сюрпризов. Если призы значительны по своему содержанию, то имеет смысл выставить призовой фонд до начала игры. В любом случае необходимо оценить дидактический результат иг­ры в виде отметок в классном журнале.

11. Лучшее признание успеха игры — желание учени­ков ее повторить. Однако чрезмерного увлечения играми на уроке допускать нельзя, чтобы не превратить весь учеб­ный процесс в развлечение.

12.Дидактический эффект усиливается, если ученики принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры. Если дидактические иг­ры используются для изучения химии систематически, то ученики с большим удовольствием начинают разрабаты­вать свои собственные игры. Игровая форма проведения уроков позволит сделать интересными и привлекательны­ми для ребят даже трудные темы урока.

С учетом перечисленных ранее этапов игры и методи­ческих рекомендаций алгоритм составления дидактиче­ской игры можно показать в виде схемы 2.

Отметим, что применение дидактических игр в обуче­нии химии имеет определенные ограничения.

1. В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности боль­ший интерес вызывают игры, имеющие соревновательный характер, дающие возможность продемонстрировать эруди­цию, смекалку, сообразительность и быть первым по знани­ям изучаемого материала. В таких классах не следует про­водить игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, знаков химических элементов и

др., так как у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения.

2. Дидактические игры следует широко использовать при изучении тем, формирующих общие химические по­нятия (первоначальные понятия, основные классы неор­ганических веществ, периодическая система химических элементов и т. д.), способствующих усвоению, закрепле­нию, лучшему запоминанию и систематизации изученно­го. При изучении учебных тем более конкретного содер­жания (химия элементов, скорость химической реакции, основы химических производств и т. д.), где происходит углубление ранее полученных знаний, проводить дидак­тическую игру не имеет смысла. Ее использование в этом случае будет более продуктивным при проведении обоб­щающего урока по изученной теме. Таким образом, в 7 классе уроки с использованием игровой ситуации прово­дятся чаще, так как ученикам нравится этот прием, они с удовольствием в него включаются и усваивают изучаемый материал. В старших классах необходимость в дидактиче­ских играх-минутках ослабевает, так как изучение химии происходит у учащихся более осознанно.

3. Применение сюжетно-ролевых игр должно иметь мес­то в основном в старших классах (10—11 классы), так как:

• они содержат профориентационную информацию;

• при их подготовке необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся, особенности характера каждого участника игры;

• для проведения этих игр требуется более тщательная и трудоемкая подготовка, как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

return false">ссылка скрыта

Учитывая эти особенности сюжетно-ролевых игр, учитель не сможет использовать их систематически, они проводятся, как правило не чаще 1—2 раз в год.

4. При объяснении нового материала учителю не следу­ет увлекаться большим количеством дидактических игр, так как образовательная значимость темы, ее научность не должны быть замаскированы игровыми, заниматель­ными функциями и атрибутами. Ученик должен осознан­но воспринимать изучаемые научные факты. Если же в процессе изучения новой темы при использовании игрово­го средства будет преобладать занимательность, то именно она, как более яркий фактор, останется в сознании и па­мяти ученика, а научность темы будет потеряна. Целесо­образно при объяснении нового материала применять иг­ры с использованием историко-логического подхода, что­бы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период и следовали бы логике того или иного открытия.

5. Не следует часто проводить дидактические игры, дли­тельные по времени, они утомляют учеников, так как тре­буют большой отдачи, а следовательно, и более трудоемкой подготовки. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучения химии помогают добиться игры, непро­должительные по времени проведения (5—10 минут).

6. Потенциал дидактической игры мо­жет быть широко использован в процессе проведения про­педевтических курсов по химии. В ходе таких курсов с по­мощью игры можно развивать интерес к химической нау­ке и помочь детям осваивать ее первоначальные понятия, чтобы изучаемый материал был для них более доступен.

7. Дидактическая игра помогает также и учителю. Она позволяет сократить время на проверку знаний большого количества учащихся, за 5—10 минут учителю в ходе иг­ры предоставляется возможность проконтролировать сте­пень усвоения материала. Однако слишком частое приме­нение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения химии как игру в целом. Поэтому учитель не должен допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельно­стью. Дидактическая игра как средство более эффективна в сочетании с другими методами, средствами и приемами обучения.