Влияние дидактической игры на эффективность обучения

Для лучшего представления влияния дидактических игр на повышение эффективности обучения целесообраз­но выделить три наиболее значимые и обязательно при­сутствующие функции игр — воспитывающую, дидакти­ческую, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность. Просле­дить действие этих функций и занимательности на про­цесс обучения можно с помощью схемы 1.

В начале подготовки или проведения дидактической игры необходимо использовать ее занимательность, ко­торая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомо­гательных средств или оригинального объявления о нача­ле игры и привлекает внимание учеников.

Например, при проведении игры «Двойняшки» уча­щиеся обращают внимание на плакат с красочными сим­волами химических элементов, записанными в отдельные клетки-прямоугольники, а в игре «Бегунок» они видят иг­ровой мяч, и их внимание привлекает не сам предмет, а его присутствие на уроке. Тут же меняется эмоциональ­ный настрой в классе. Учащиеся, сосредоточившись, вни­мательно слушают условия проведения игры, которые по­буждают их к игровой деятельности.

Элементы забавы служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способ­ствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета.

Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает пото­му, что появляется азарт, желание быть первым. В игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимы знание изучаемого материала, а также сообразительность, умение сопостав­лять, анализировать, делать выводы и т. д. Например, для победы в игре «Двойняшки» надо хорошо выучить и усво­ить знаки изучаемых химических элементов. Для того чтобы быть первым в игре «Руки вверх», необходимо иметь верное представление о признаках химической ре­акции и физических явлений, их проявлении в окружаю­щей среде.

Еще одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда ученики, например, совершая путешест­вие в страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происхо­дящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее получен­ных знаний, проявления сообразительности, другие — эрудиции и использования дополнительной информации. Необходимо отметить, что знания в дидактической игре ученики получают не только от учителя, они сами явля­ются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами ее получения.

Элементы занимательности в дидактической игре слу­жат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым ма­териалом. В ходе проведения дидактической игры разви­ваются разносторонние мотивы детей. Одних привлекает игровой мотив — соревнование, они увлекаются азартной обстановкой. Для других глав­ный мотив — познавательный.

Дидактические игры, различные по цели, форме, со­держанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его по­вторение, обобщение, облеченные в занимательную форму. Занимательность при этом является только средством, подчиненным целям обучения, воспитания и развития.

Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основной потому, что содержит дидактическую цель. В игровой си­туации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период ее выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материа­лом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы. Например, при изу­чении темы «Периодический закон и периодическая сис­тема химических элементов Д. И. Менделеева» учащиеся 8 класса должны усвоить понятие о классификации хими­ческих элементов путем историко-логического подхода. В процессе проведения дидактической игры в заниматель­ной форме с помощью карточек и привлечением метода историзма ученики познают последовательность становле­ния и развития периодического закона, периодической системы и их научный смысл. Усвоив в наглядной и до­ступной форме основные принципы построения периоди­ческой системы, ученики используют их при изучении строения вещества, химии элементов и т. д. В этом случае дидактическая игра исполняет роль средства, с помощью которого организуется процесс усвоения, отрабатывают­ся, совершенствуются знания учащихся о металлических и неметаллических свойствах, об основных классах неор­ганических веществ, генетической связи неорганических веществ и основных законов химии.

Воспитывающая функция дидактической игры прояв­ляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дис­куссию, отстаивать свою точку зрения.

В игре получают свое развитие такие качества личнос­ти, как сила воли, целеустремленность, активность, дина­мичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимо­выручка и товарищество. Даже самые пассивные учащие­ся прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ребенок раскрепощается, исче­зают его скованность, неуверенность в своих силах и воз­можностях, а при достижении успеха у него появляется большая радость и желание играть вновь и вновь.

Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памя­ти, напряженных усилий, максимальной интеллектуаль­ной работы. Поэтому для успешного обучения химии не­обходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр «Химическая тайнопись», «Кто лиш­ний?», «Сколько знаков?», «Найди ошибку» и др. ставит­ся цель не только закрепить знания химической символи­ки, облегчить запоминание названий химических элемен­тов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, интуицию, наблюдательность. Таким обра­зом, ребенок познает мир и развивается в специально со­зданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т. е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффектив­ности обучения химии.

Следовательно, дидактическая игра через заниматель­ность, обучающую, воспитывающую и развивающую функ­ции способствует решению дидактических задач процесса обучения — образовательных, воспитывающих и разви­вающих.

Поэтому игровой метод следует шире применять в про­цессе обучения, причем систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное исполь­зование дидактических игр может дать определенные ре­зультаты как в изменении основных качеств личности ре­бенка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.

Я не призываем превращать обучение в игру. Игра — не самоцель, а средство обучения, способствующее акти­визации учебной деятельности школьников, применение, которого в сочетании с другими средствами должно внес­ти свой определенный вклад в решение учебно-воспита­тельных задач общеобразовательной школы.

 

 

С х е м а 1