Задачи оптимизации ресурсов в логистической системе.

Различают материальные, финансовые, трудовые, энергетические ресурсы, ресурсы времени, информационные, интеллектуальные и другие виды ресурсов. При построении и анализе ЛС в основном оперируют материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, но это не значит, что другие виды ресурсов для решения конкретной задачи игнорируются. Для облегчения проектирования, планирования, анализа и контроля ЛС часто стремятся свести все измерители ресурсов к одному — например, денежному. Однако это не всегда удается сделать из-за отсутствия методов оценки некоторых видов ресурсов в денежном выражении. Поэтому при оценке эффективности использования ресурсов в ЛС применяются несколько показателей, в совокупности отражающих уровень потребления ресурсов.

Как следует из определения логистики, ее основной задачей является оптимизация ресурсов при управлении основными и сопутствующими потоками в ЛС.

Под оптимизацией понимается процесс нахождения экстремумов (глобального максимума или минимума), которые могут быть оценены как лучшие значения (показатели) определенной целевой функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.

У любой фирмы ресурсы для ведения бизнеса, достижения стратегических, тактических или оперативных целей ограниченны. Поэтому задача оптимизации ресурсов в ЛС может быть сформулирована двояко:

1.При ограниченных ресурсах добиться глобального максимума векторной целевой функции (системы плановых показателей) ЛС.

2. При запланированных значениях показателей ЛС добиться совокупного минимума используемых ресурсов.

Оптимизация ресурсов фирмы в логистическом процессе и выборе вариантов решений заключается в выборе показателей, отражающих эффективность ЛС, системы измерителей потребляемых ресурсов и способов оптимизации (вариантов решений при управлении потоками в ЛС).

Стремясь оптимизировать ресурсы в ЛС, компании сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными со следующими факторами:

- взаимозаменяемостью ресурсов;

- многокритериальным характером большинства задач оптимизации ЛС;

- нелинейным характером зависимости использования одного ресурса от других;

- сложностью формализованного описания использования ресурсов, параметров оптимизации, целевых функций;

- неоднозначным выбором системы измерителей для оценки использования ресурсов;

- стохастическим и динамическим характером большинства параметров оптимизации и целевой функции;

- сложностью, большой размерностью и слабой формализуемостью объектов и процессов в ЛС;

- сложностью моделирования объектов и процессов в ЛС;

- влиянием большого числа стохастических факторов окружающей среды на функционирование ЛС;

- высоким уровнем неопределенности и рисков в ЛС и т.п.

Поэтому практические задачи оптимизации ресурсов в логистических системах должны решаться с помощью информационно-компьютерной поддержки в рамках корпоративной информационно-управляющей системы фирмы при наличии достаточно мощных средств моделирования и решений по оптимизации (например, в рамках систем MRP II/ERP) в условиях большой размерности и высокого уровня неопределенности.

Оптимизация ресурсов может осуществляться на разных уровнях иерархии ЛС (логистической системы), например в рамках функциональной области, подсистемы, ЗЛС (звена логистической системы), отдельной логистической функции и т.д. Одновременно должен быть выполнен принцип глобальной оптимизации, т.е. локальные критерии оптимизации и принимаемые на их основе решения не должны противоречить глобальному оптимуму ЛС в целом.

Указанные факторы предопределяют необходимость использовать один из основополагающих методологических принципов для анализа и синтеза ЛС, а именно: системный подход. Методы системного подхода (анализа) являются наиболее действенными и эффективными при решении сложных проблем оптимизации ресурсов, структуры и методов принятия решений в ЛС.

Итак, оптимальные (рациональные) решения могут приниматься логистическими менеджерами фирмы на разных уровнях ЛС и управления, например на уровне функциональной области, подсистемы, звена логистической сети, логистического канала, функции и даже отдельной логистической операции. Иногда получить оптимальное решение бывает трудно и даже невозможно в силу причин, указанных выше, поэтому персонал логистического менеджмента компании зачастую вынужден принимать субоптимальные (оптимизационные) решения.

При проектировании ЛС и формировании отношений между уровнями ее иерархии и управления следует обеспечить возможность мониторинга воздействия принимаемого оптимизационного решения на любом уровне на показатели логистической стратегии фирмы (ключевые показатели логистики). Это возможно с помощью рационального выбора интегрированной КИС (корпоративной информационной системы). Немалое значение приобретает правильное выстраивание системы ограничений на используемые ресурсы и ключевые факторы на каждом уровне иерархии ЛС: от высшего уровня управления компанией до элемента ЛС. Например, при локальной оптимизации в структурном подразделении компании или ЗЛС необходимо постоянно контролировать заданные высшим (по уровню управления) персоналом ограничения на бюджет логистики, продолжительность логистических циклов, производительность, параметры качества логистического сервиса и т.п.

Число задач оптимизации в ЛС чрезвычайно велико, их состав многообразен. Однако все задачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов и повышение конкурентоспособности компании за счет правильно выстроенной логистики. В табл.1.1.сформулированы некоторые основные задачи оптимизации, которые часто приходится решать логистическим менеджерам компаний в отдельных функциональных сферах логистики или при выполнении отдельных функций.

Таблица 1.1

Основные задачи логистической оптимизации

Функциональная область логистики фирмы, логистическая функция Задачи оптимизации
Управление заказами компонент цикла исполнения заказа (приема и передачи, обработки, комплектации, доставки); выбор технических средств и технологии приема, обработки и комплектации заказа; документооборота при прохождении заказа; внедрение электронного документооборота; параметров качества сервиса, связанного с получением, комплектацией и доставкой заказа; трансакционных логистических издержек; параметров послепродажного сервиса, связанных с исполнением заказа
Снабжение. Управление закупками решения «делать или купать»; выбора формы снабжения предприятия; выбора поставщика; потребности нормирования расхода МР в производственных подразделениях фирмы; операционных логистических издержек; потерь продукции при доставке от поставщиков; структур логистических каналов доставки; исключение, по возможности, промежуточного складирования продукции при доставке ее от поставщиков; доставки продукции от поставщиков как можно большими отправками с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами; запасов закупаемой продукции на всех уровнях складской системы; выбора стратегии закупок
Поддержка производства уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри производственно-технологического цикла и складской системы промышленного предприятия; показателей работы внутрипроизводственного транспортно-складского комплекса; времени производственно-технологического цикла; операционных логистических издержек в производстве ГП; выбора внутрипроизводственной информационно-управляющей системы оптимизации ресурсов (н-р, типа MRP II/EPR систем, KANBAN, ОРТ и т.п.); отходов производства и эффективное использование вторичных МР; потерь от брака (политика «ноль дефектов») в производстве
Дистрибьюция построения организационной структуры логистических каналов и дистрибутивной сети в целом; дислокации дистрибутивных центров (без складов) и других ЗЛС в дистрибутивной сети; выбора типов и числа логистических посредников в дистрибьюции; решений по организации складирования, хранения и грузопереработки ГП в звеньях дистрибутивной сети; планирования, контроля и регулирования уровня запасов ГП в дистрибутивной сети; рационализация процессов консолидации и рассредоточения товарных потоков; координации и интеграции взаимодействия фирмы с логистическими посредниками в дистрибьюции; типоразмерных рядов тары, упаковки и грузовместимости транспортных средств в логистических каналах; логистических рисков при выполнении функций транспортировки, складирования и грузопереработки; логистических издержек; выбора системы мониторинга и информационно-компьютерной поддержки логистических решений в дистрибьюции; интегрированных с производителем ГП дистрибутивных каналов и сетей, позволяющих минимизировать логистические издержки при обеспечении требуемого качества логистического сервиса в дистрибьюции; параметров физического распределения товарных потоков в дистрибутивных каналах
Транспортировка выбора рационального способа транспортировки (технологии перевозок, системы доставки) грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной, смешанной, комбинированной и т.п.; выбора вида (видов) транспорта; выбора транспортных средств (по параметрам грузоподъемности, грузовместимости и т.п.) выбора перевозчика (перевозчиков) и логистических партнеров (экспедиторов, агентов, брокеров, терминалов и т.д.) по транспортировке; параметров транспортного процесса; структуры парка транспортных средств; маршрутизации перевозок; распределение подвижного состава по маршрутам и ездкам; выбора и методов оценки параметров транспортного сервиса; диспетчерского управления транспортировкой; планирования себестоимости перевозок и расчет тарифов; распределения прибыли, рисков и ответственности между участниками транспортного процесса; планирования потребности в МР для обеспечения эксплуатации, ремонта и обслуживания подвижного состава транспорта и транспортной инфраструктуры; планирования производственной программы по обслуживанию и ремонту подвижного состава; оперативного планирования и диспетчерского управления техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава; планирования инвестиций в производственно-техническую базу транспорта; рисков в транспортировке; определение транспортных усовий базисов поставок; выбора рациональной системы физического сопровождения и контроля местоположения транспортного средства груза; выбора трансакционных единиц в транспортировке, в частности, объемных модулей упаковки, тары и грузовместимости транспортных средств; документооборота при организации транспортировки, внедрение технологий электронного документооборота; выбора системы информационно-компьютерной поддержки транспортировки  
Управление запасами выбора интегрированной структуры управления запасами в функциональных областях логистики и ЛС в целом; выбора критериев и стратегии управления запасами; выбора методов прогнозирования спроса на продукцию, расходования ресурсов; систем учета, контроля и мониторинга логистических издержек управления запасами; выбор методов прогнозирования спроса на продукцию, расходования ресурсов; систем учета, контроля и мониторинга логистических издержек управления запасами; выбор методов оценки составляющих издержек; выбора систем контроля и управления запасами (с фиксированной периодичностью, с фиксированным размером заказа, систем двух уровней, систем с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня и т.д.); параметров управления запасами: размера заказа, точки заказа, периода времени между смежными заказами и поставками, количества заказов за плановый период и т.п.; нормирования и определения уровней текущего, страхового, сезонного, подготовительного запаса; параметров оптимального размера заказа – EOQ-модели; методов контроля и управления многономенклатурными
Управление качеством логистического сервиса спецификации показателей (параметров) качества логистического сервиса; корпоративной системы управления качеством логистического сервиса; выбора логистических технологий, технических средств, систем и процедур, обеспечивающих высокий уровень качества; выбора методов и моделей оценки параметров качества логистического сервиса; выбора логистических посредников, обеспечивающих требуемый уровень показателей качества; национальной и международной сертификации системы управления качеством компании (в соответствии с процедурами ISO 9000); комплексных моделей оценки качества сервиса в ЛС
Складирование выбора системы складирования; выбора типа, количества и мощности складов; дислокации складов на определенной территории; номенклатуры (ассортимента) хранимой и обрабатываемой на складах продукции; организации логистического процесса на складе; объемно-планировочных и проектных решений склада; выбор логистических посредников в складировании и формы собственного склада; выбора состава логистических услуг в складировании и методов оценки их качества; выбора подъемно-транспортного и технологического складского оборудования; процесса складской грузопереработки; параметров транспортно-складского процесса по приемке и отправке грузов; логистических издержек складирования; выбора складских информационно-компьютерных систем
Грузопереработка совместного планирования грузопереработки и складирования для обеспечения максимальной операционной эффективности; решений по грузопереработке при интеграции с другими логистическими функциями; параметров материальных потоков и качества логистического сервиса в грузопереработке; операционных логистических издержек; процесса грузопереработки путем уменьшения, устранения или комбинирования нерациональных операций и/или оборудования; пространства складирования и перемещения грузов; количества, размера или веса обрабатываемой партии груза и/или отношения этих характеристик; механизации и автоматизации операций грузопереработки; унификации технологий грузопереработки и применение стандартизированного оборудования; отношения грузоподъемности мобильного оборудования к весу перерабатываемой партии груза; использования оборудования совместно с рабочим персоналом; планирования профилактического ремонта и обеспечения запасными частями грузоперерабатывающего оборудования; планирования инвестиций для замены морально и физически устаревшего оборудования; операций по грузопереработке для улучшения контроля при управлении процедурами заказов, произведенными процедурами и запасами продукции;
Защитная упаковка и затаривание типоразмерных рядов (объемных модулей) тары и упаковки с технологическими параметрами складского и грузоперерабатывающего оборудования, грузовместимостью и грузоподъемностью транспортных средств в различных функциональных областях логистики; дизайна тары и упаковки в соответствии с логистическими требованиями транспортировки, складирования и грузопереработки; выбора тары и упаковочных материалов для различных классов грузов; выбора тары, внешних товароносителей для обеспечения логистических технологий транспортировки и грузопереработки; маркировки и штрих-кодирования тары и упаковки для идентификации (автоматического сканирования) SKU и грузовых единиц; себестоимости изготовления тары и упаковки за счет рационального нормирования расходных материалов

Рассмотрим некоторые примеры логистической оптимизации. Оптимизируемым ресурсом является бюджет компании, выделяемый на логистику (критерий оптимизации — удельные логистические издержки).

return false">ссылка скрыта

Плотность товара в основном влияет на транспортные затраты и издержки на хранение продукции в складской сети. Товары, имеющие высокую плотность, требуют, как правило, меньших затрат на транспортировку и хранение, так как лучше используется параметр «грузоподъемность» (грузовместимость) транспортных средств и площадей складов. Тарифы на услуги транспортировки и грузопереработки обратно пропорциональны плотности, поэтому многие фирмы повышают компактность (плотность) продукции на период транспортировки и хранения (например, мебельные фабрики доставляют мебель в магазины в разобранном виде).

Еще одной характеристикой, влияющей на логистические издержки, является отношение «цена/вес» («цена/масса»). Продукция с низким отношением «цена/вес», например сырьевые полуфабрикаты, будет сопровождаться сравнительно небольшими затратами на хранение, но высокой долей транспортных расходов в цене продаж. Это объясняется тем, что главным фактором, влияющим на издержки хранения, является цена товара. В то же время транспортные издержки зависят в основном от веса груза и будут тем больше, чем меньше отношение цены к весу. Поэтому для фирм, выпускающих продукцию с высоким значением этого отношения (дорогая видео – и аудиотехника, ювелирные изделия, музыкальные инструменты и т.п.), задача логистического менеджмента — минимизировать товарные запасы в дистрибутивной сети, а для фирм, продукция которых имеет низкое соотношение «цена/вес», — получить льготные транспортные тарифы.

Большое значение для логистического менеджмента имеет взаимозаменяемость продуктов. Фирмы тратят огромные средства на рекламу товаров-заменителей, имеющих даже незначительные изменения, чтобы сформировать у потенциальных покупателей ощущение неповторимости своего товара. В большинстве случаев логистический менеджмент не может повлиять на свойство взаимозаменяемости. Однако он может обеспечить такой сервис и уровень доступности товара в дистрибьюции, что покупатель не станет думать о выборе товара-заменителя.

Влияние заменяемости можно представить в виде возможной потери объема продаж фирмой-производителем или дистрибьютором. Логистические решения зависят от улучшения транспортного сервиса или среднего уровня поддерживаемых запасов.

Улучшение транспортного сервиса позволит снизить потери продаж товара-заменителя. Для данного уровня запасов фирма может сократить время или повысить надежность доставки, что делает продукт более доступным потребителям. Конечно, в этом случае необходимо сопоставить достигаемую выгоду от уменьшения потерь в продажах с ростом транспортных издержек.

Еще один параметр, влияющий на логистические издержки, связан с рисками в процессе физического распределения. Эти риски возникают вследствие таких свойств продукта, как способность портиться (продовольственные товары), получать повреждения в процессах транспортировки, грузопереработки, взрыво- и пожароопасность и т.п. Риски требуют дополнительных затрат для обеспечения сохранности груза при прохождении всех процессов транспортировки, грузопереработки и хранения. Например, скоропортящиеся грузы следует перевозить и хранить в специальных рефрижераторах. С возрастанием рисков увеличиваются и логистические издержки на транспортировку, хранение и поддержание запасов.

Удельные логистические издержки имеют глобальный минимум, что позволяет логистическому менеджеру получить единственное решение, минимизирующее финансовые ресурсы по выбранным параметрам материального потока.