Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях.

 

Миф — сказание, предание. Некоторые отождествляют миф с легендой, волшебной сказкой.

Для древнего человека то, о чем повествует миф, не было вымыслом, хотя речь в нем могла идти о фантастических событиях, в которых современный человек не увидит никакой логики.
Люди древности всегда рассматривали человека как часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа не противостояли друг другу.

 

Древнеиндийская философия.

Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература — обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.
Упанишады - в этих текстах впервые была выражена идея реинкарнации — переселения душ живых существ после их смерти. Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы. Карма стала ключевым понятием в индийской философии. Согласно закону кармы, тот, кто совершал благие действия, родится в будущей жизни как представитель одной из высших каст общества. Тот же, чьи действия не были правильными, может в новой жизни стать представителем касты неприкасаемых или даже животным, а то и придорожным камнем.

Еще одним способом освобождения души является йога. Для овладения комплексом практических упражнений в системе йоги требуется выдержка, упорство, дисциплина, жесткий самоконтроль. Цель основных этапов тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних воздействий, концентрация мысли, медитация. Смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности, а в том, чтобы достичь состояния, помогающего освобождению души.
Примерно в V в. до н. э. в Индии возникла новая философия — буддизм. Буддой назвали основателя нового учения, после того как он обрел знания по фундаментальным вопросам человеческой жизни. Это учение также было направлено на поиски путей духовного освобождения человека. Само состояние такого освобождения Будда назвал нирваной. Человек, стремящийся достичь нирваны, должен научиться освобождать себя от всего, что связывает его с этим миром.

Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

Древнекитайская философия.

 

По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания). Эти положения развивали сторонники даосизма — одного из направлений древнекитайской философии, крупнейшим представителем которой был мыслитель Лао-Цзы. Центральным понятием для Лао-Цзы было «дао», которое чаще всего переводится как «путь».

Конфуцианство было тесно связано с земными проблемами. Создатель этого учения – Конфуций.
В центр своей философии мыслитель поставил понятие человека. Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Отождествляя общество с государством, философ уделил большое внимание вопросам «правильного» государственного устройства.