Правовое регулирование конкуренции, ограничение монополистической деятельности по российскому законодательству.

Среди нормативных актов, регулирующих данные отношения, следует назвать ст. 8 Конституции, закрепляющую свободу конкуренции, ст. 34 Конституции, определяющую право граждан на свободное предпринимательство и запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а также Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", распространяющиеся на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации. Нормы данных Законов определяют в основном правила, которых должны придерживаться хозяйствующие лица (несколько лиц), занимающие доминирующее (исключительное) положение на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее данному лицу (лицам) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В целях недопущения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции антимонопольное законодательство предусматривает различные правовые средства для данного контроля. Рассмотрим некоторые из них.

 

1. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений. Цель данного средства - необходимость предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции. Реализация данного средства осуществляется посредством установления правила о предоставлении в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию или ликвидацию субъектов. Указанное ходатайство должно предъявляться, в частности, при следующих условиях: а) при слиянии коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд руб.; б) при присоединении одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 6 млрд руб.; в) в иных случаях, определенных в Федеральном законе "О защите конкуренции".

2. Государственный контроль за совершением сделок в случаях и на основании, предусмотренных законом. Так, необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, определенных в законе, направленных на приобретение/отчуждение акций (долей), правили имущества, для сторон такой сделок, у которых суммарная стоимость активов по последним балансам превышает 7 млрд руб. или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб. и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц превышает 250 млн руб.