Билет Критерии общ прогресса

Общественный прогресс, его критерии и границы

Прогресс – направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Прогрессу противоположен регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Французские просветители (Тюрго): критерий прогресса – в развитии человеческого разума. Марксизм: прогресс – в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Вико: история – циклический круговорот, Данилевский, Шпенглер, Тойнби говорили о независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ. «Антипрогрессизм» К.Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отельного человека, но не для истории. Последняя может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

Критерии общественного прогресса. Согласия среди ученых в этом вопросе нет. Французские просветители: критерий прогресса – развитие разума, Сен-Симон – состояние общественной нравственности. Гегель – степень сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие производительных сил. Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Цель, а не средство любого общественного прогресса – создание условий для всестороннего развития человека. Отсюда критерий прогресса – мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей.

Критерии Алексеева и Панина:

1) темпы роста производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе;

2) степень свободы работников от эксплуатации;

3) уровень демократизации общественной жизни;

4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов;

5) увеличение человеческого счастья и добра.

Для более прогрессивной общественной системы характерна ориентация на обеспечение человеческого счастья в обществе. Такая ориентация может дать гармонично развивающуюся систему. Поскольку в общем комплексе критериев общественного прогресса ведущее место занимает гуманитарный критерий, постольку этот комплекс в целом может быть назван гуманитарным критерием.

Границы прогресса. Научная философия не ставит пределов прогрессу духа, за исключением одного: дух всегда будет находиться во взаимозависимости с природой; материя неисчерпаема, бесконечно и ее познание, которое в своем поступательном развитии может приближаться к абсолютному раскрытию ее разнообразия, а при постоянном росте объема истинной информации всегда останется область непостижимого.