Борьба с бедностью в странах Африки

 

Бедность в Африке в основном сельская. Более 70 процентов бедного населения континента проживает в сельских районах и зависит от сельского хозяйства для производства продуктов питания и средств к существованию, но помощь в развитии сельского хозяйства, снижается. В странах Африки южнее Сахары, более 218 миллионов человек живут в крайней нищете. Среди них сельских бедных людей в Восточной и Южной Африки, области, один из самых высоких концентраций в мире бедных людей. Уровень бедности в странах Африки южнее Сахары растет быстрее, чем население. В целом, темпы сокращения масштабов нищеты в большинстве африканских стран снизились с 1970 года.

Бедность в сельской местности во многих районах Африки, имеет свои корни в колониальной системы и политических и институциональных ограничений, которые она налагает на бедные слои населения. В последние десятилетия экономической политики и институциональных структур, которые были изменены, чтобы закрыть разрыв в доходах. Структурная перестройка была демонтирована существующих систем в сельских районах, но не всегда построены новые. Во многих странах с переходной экономикой, ситуация характеризуется продолжающейся стагнации, бедных производства, низкий уровень доходов и рост уязвимости бедных слоев населения. Отсутствие доступа к рынкам является проблемой для многих малых предприятий в Африке. Сельское население плохо организованы и часто изолированы, вне досягаемости социальной защиты и борьбы с нищетой. [12, с. 22]

Для поддержания сельского хозяйства в Африке был создан Африканский банк развития (АБР) основан в 1964 году, как межгосударственный региональный банковский институт, предоставляющий кредиты африканским странам для выполнения проектов национального и регионального развития по субсидируемым процентным ставкам. Объективные причины создания этого регионального финансового института аналогичны тем, что действуют для всех региональных банков развития и, прежде всего, это распад колониальной системы на африканском континенте. Именно в 60-х годах страны Африки получили независимость и, соответственно, появилась острая нехватка ресурсов для финансирования новых независимых и очень бедных государств. К тому же может быть в меньшей степени, но и на черном континенте страны стали стремиться к активизации экономической интеграции. Бывшие страны-метрополии, прежде всего Франция и Германия, стремились сохранить свое присутствие и влияние в Африке, и АБР стал одним из механизмов, с помощью которого развитым странам можно было вмешиваться в дела африканских стран и проводить нужную им политику.

Цели банка:

· содействие экономическому и социальному развитию региональных стран-членов;

· финансирование инвестиционных программ и проектов;

· содействие государственным и частным инвестициям;

· организация финансирования, осуществляемого Банком совместно с двусторонними и многосторонними институтами развития;

· оказание технической помощи странам – региональным членам в подготовке проектов развития.

Впрочем, АБР пока не смог стать эффективным инструментом подъема африканской экономики. Непродуманная кредитная политика, некомпетентное управление, многочисленные факты коррупции не позволили банку выполнить возложенные на него функции основного межафриканского института борьбы с бедностью и неразвитостью. В то же время необходимость в подобном финансовом инструменте очевидна. По данным АБР, около половины 760-милионного населения Африки живет сегодня на один доллар в день. Не смотря на некоторые локальные экономические успехи, средний темп роста ВВП сократился на континенте с 5% в 2006 году до 3,7% в 2007 году. Африканцы по-прежнему чувствуют себя незащищенными перед лицом угрозы роста цен на импортируемые товары, а также влияющих на урожай климатических условий. В соответствии со статистикой Всемирного банка, доля Африки в прямых иностранных инвестициях в 2006 году составила всего 1,5%. Наиболее крупным получателем была Нигерия, аккумулировавшая 32% инвестиций.

Тот факт, что АФР контролируется западными странами, не устраивает многих африканских участников. Министр финансов Либерии Эли Салиби выразил сожаление в связи с тем, что АБР, по сути, отвернулся от своих беднейших членов, предоставив право их финансового обслуживания другим кредитным институтам. Его поддержали представители Египта, Нигерии, Южной Африки, заявившие, что АБР на протяжении последних лет отдавал приоритет коммерческим интересам перед нуждами развития. Руководство АБР обвинили в том, что оно воспроизводит модель Всемирного Банка, но с меньшими ресурсами и меньшей эффективностью, забывая об экономических реалиях африканских членов.