Предмет и метод бухгалтерского учета.
Для характеристики общего перечня вещей и явлений, которые подлежат бухгалтерскому учету, применяют понятие «объект учёта». Бухгалтерский учёт, отражая обратную связь в системе управления, с одной стороны, предполагает субъект управления, т. е. тот орган, который целенаправленно использует учётную информацию, а с другой стороны, объект, т.е. реально осуществляемый в хозяйственной деятельности процесс, который наблюдается и познаётся субъектом управления при помощи бухгалтерского учёта.
Объектом бухгалтерского учета являются экономические процессы в хозяйственной деятельности во взаимосвязи с ее другими процессами, т.е. это процессы создания, распределения и перераспределения стоимости продуктов труда в денежном измерителе.
Процесс воспроизводства включает четыре взаимосвязанных стадии: производство, распределение, обращение и потребление. Все эти стадии входят в объект бухгалтерского учета.
В производстве создается общественный продукт, для чего используются материалы, оборудование и труд человека. Эти элементы производства, выраженные в денежном измерителе, входят в объект бухгалтерского учета.
Созданный продукт подлежит распределению. Часть его направляется на возобновление потребленных средств производства, часть распределяется между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда в виде заработной платы, а оставшаяся часть идет в накопление.
В процессе обращения продукты передаются от производителя к потребителю. В обращении могут находиться денежные средства и товары. В этом процессе возникают расчеты, связанные с обменом продукта. Обращение товаров и денежных средств, а также расчеты между покупателями и продавцами являются частями объекта бухгалтерского учета.
Потребление – это использование общественного продукта по назначению. Различают производственное потребление (потребление средств производства) и непроизводственное потребление (потребление для удовлетворения личных потребностей человека и общества). Производственное потребление является объектом бухгалтерского учета, а личное потребление совершается за пределами коммерческой организации и не является объектом бухгалтерского учета.
Состав объектов бухгалтерского учета зависит от формы собственности и сферы деятельности субъекта хозяйствования. Перечень объектов бухгалтерского учета устанавливается, типовым планом счетов бухгалтерского учета, содержанием бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно материалистической концепции философии под предметом любой науки понимается какая-то часть или сторона объективной действительности, которая изучается данной наукой.
Предметом бухгалтерского учета являются фактические результаты экономических процессов в хозяйственной деятельности и фактическая величина стоимости хозяйственных средств и их источников в денежном измерителе.
Отдельные хозяйственные действия, совершаемые в ходе работы коммерческой организации представляют собой хозяйственные операции. Каждая операция вызывает движение и изменение как в составе средств предприятия, так и их источников.
Совокупность однородных хозяйственных операций называется хозяйственным процессом.
Различают три хозяйственных процесса:
1) Заготовление производственных запасов (снабжение);
2) Производство продукции;
3) Реализация продукции (сбыт).
Для более детального изучения, а затем и учета всей совокупности средств, их необходимо сгруппировать по определенному признаку.
В бухгалтерском учете выделяют две основные классификации имущества коммерческой организации:
1) По функциональной роли в процессе воспроизводства (по содержанию и размещению).
2) По источникам образования и целевому назначению.
Первая классификация средств показывает роль средств в процессе хозяйственной деятельности, их состав, вид, размещение и использование.
Вторая классификация показывает источники образования средств и целевое назначение этих средств.
По функциональной роли в процессе воспроизводства средства подразделяются на две группы: внеоборотные активы (средства долгосрочного использования) и оборотные активы (средства краткосрочного использования).
Внеоборотные активы включают следующие подгруппы:
1) Основные средства – здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, инструменты, рабочий скот, многолетние насаждения и т.д.
2) Нематериальные активы – права пользования природными ресурсами, патенты, программные продукты, ноу-хау, монопольные права и привилегии, лицензии, торговые марки и товарные знаки, брокерские места на бирже и другие активы, не имеющие вещественной формы.
3) Доходные вложения в материальные ценности – имущество, предназначенное для предоставления за плату во временное владение и пользование по договорам аренды (лизинга), проката, найма с целью получения дохода.
4) Вложения во внеоборотные активы (капитальные вложения) – затраты по незавершенному строительству и приобретению объектов основных средств и нематериальных активов, а также стоимость оборудования, требующего монтажа.
Оборотные активы включают следующие подгруппы:
1) Производственные запасы – запасы сырья, материалов, топлива, тары, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей на складе.
2) Незавершенное производство – полуфабрикаты и детали, части изготавливаемой продукции, не прошедшие всех стадий технологической обработки и находящиеся в цехах.
3) Готовая продукция – законченное производство продукции, прошедшее испытание и приемку, соответствующее стандартам или техническим условиям.
4) Дебиторская задолженность – задолженность различных юридических и физических лиц данной коммерческой организации.
5) Денежные средства – наличные деньги и документы в кассе, денежные средства на расчетном, валютных и прочих счетах, а также денежные переводы в пути.
6) Финансовые вложения – инвестиции организации в государственные ценные бумаги, в ценные бумаги и уставные фонды других организаций, а также предоставленные займы другим организациям.
По источникам образования и назначению средства коммерческой организации подразделяются на две группы: собственные и заемные.
Источники собственных средств включает в себя следующие подгруппы:
1) Уставный фонд – совокупность вкладов участников (собственников имущества) при создании организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
2) Добавочный фонд – прирост источников собственных средств в результате переоценки внеоборотных активов, а также эмиссионный доход акционерных обществ.
3) Резервный фонд – дополнительный финансовый внутренний ресурс коммерческой организации, предназначенный для покрытия убытков и потерь (формируется за счет нераспределенной прибыли).
4) Прибыль – источник финансирования расходов на развитие производства и социальное развитие организации, источник доходов государственного бюджета в виде налогов, представляющий собой разницу между доходами и расходами коммерческой организации.
5) Резервы – средства, зарезервированные организацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство (резерв на ремонт основных средств, резерв на выплату отпускных рабочим и др.)
6) Целевое финансирование – это источник дополнительных средств, полученных из бюджета, целевых бюджетных и отраслевых фондов, от других организаций, физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.
Источники заемных средств включают следующие подгруппы:
1) Кредиты банков.
2) Займы.
3) Кредиторская задолженность – задолженность организации перед другими юридическими и физическими лицами (задолженность поставщикам, подрядчикам, персоналу, бюджету и другие виды задолженности).
Методом науки называется способ познания явлений, составляющих предмет данной науки.
Метод бухгалтерского учета должен обеспечить контроль использования средств. Обеспечение такого контроля достигается с помощью расчленения всех хозяйственных средств на две группы. Одна из них показывает виды средств, их размещение и использование, а другая – источники формирования и их целевое назначение. Они органически взаимосвязаны, так как отражают один и тот же объем средств организации в двух различных по экономическому содержанию разрезах. Из этого следует, что итоговые данные этих групп должны быть всегда равны между собой, т.е. хозяйственные средства организации равны источникам формирования средств. Это равенство называется балансовым обобщением.
Такое равенство итоговых данных двух групп – это характерная особенность метода бухгалтерского учета. Методом бухгалтерского учета является балансовое обобщение оборота средств во взаимосвязи с их назначением и источниками формирования в процессе хозяйственной деятельности.
Чтобы получить постоянное балансовое обобщение оборота средств применяются определенные приемы (способы) учета:
1) Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в местах их совершения. Документация является обязательным основанием для бухгалтерских записей, а также является способом текущего контроля хозяйственных операций.
2) Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.
3) Денежная оценка – это способ выражения имущества организации и его источников в денежном измерителе. Она заключается в переводе натуральных и трудовых показателей в денежный измеритель.
4) Калькулирование – это группировка затрат и исчисление себестоимости приобретенных материальных ценностей или изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
5) Счет бухгалтерского учета – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.
6) Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на двух экономически взаимосвязанных счетах (по дебету одного и кредиту другого) в равных суммах.
7) Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и назначению в денежной оценке на определенную дату.
8) Отчетность – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за определенный период времени.
Все элементы метода бухгалтерского учета взаимосвязаны между собой.