Билет 45

С XIX века в науке господствует вытекающая из теории Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Эта концепция в XX веке получила генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому сходству ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Однако и отличия человека от животных носят фундаментальный характер. Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Третье фундаментальное отличие человека от животных -способность к труду. Отмечалось также, что жизнь на нашей планете появилась в форме примитивной биосферы, развитие которой идет от ступени к ступени, скачкообразно переходя в качественно новые состояния. В истории человечества немало примеров, показывающих, что не только отдельная личность, но и целые сообщества людей обязаны вести непрекращающуюся борьбу за овладение, сохранение и приумножение того, что выделяет людей из животного мира. Поэтому, говоря о сущности человека, решая вопрос, что же такое человек, нельзя принимать во внимание только биологическую составляющую, игнорируя качественную специфику социальной формы движения материи. Неверным было бы также игнорирование биологического начала в человеке и преувеличение социального, растворение биологического в социальном субстрате. Это свидетельствовало бы о забвении момента преемственности между низшей и высшей формами движения материи. Поэтому говорят о биосоциальной природе человека и его социальной сущности. Биологическое и социальное выступают как генетически и функционально связанные уровни целостной организации человека. Биологическое, будучи первичным во времени, детерминирует социальное, становится предпосылкой его воспроизведения. Поэтому биологическое есть необходимое, но недостаточное условие становления и функционирования социального. И действительно, человек не может возникнуть без биологического, ибо наличие биологического - непременное условие и обязательная предпосылка становления человека из животного мира. Человек приобретает свою социальную сущность не по биологическим законам, а по законам общественного развития. Таким образом, социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования. Человек не может игнорировать свои биологические потребности, свою телесность. И проблема сохранения здоровья людей является очень важной как для отдельного человека, так и для всего общества. Проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Человек поддается эмоциям, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым идеалам и целям. Отличительным и сущностным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный, создавая материальные и духовные богатства общества. Человек одинокий, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, хищных зверей и бесчеловечных людей. Настоящим, полным человеком-личностью является только гражданин, то есть член гражданского общества. Общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество. Общество – не простая сумма человеческих единиц, а человечество – не просто сумма наций, народов и государств, а целостность более высокого и качественно иного порядка. При этом без личности не было бы ни общества, ни нации, ни человечества.