Концепции происхождения человека

 

 

При рассмотрении этой проблемы следует выделить три принципиальных подхода.

1).Концепция творения человека Богом или иной над человеческой личностью. В религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

2).Гипотеза о внеземном, космическом происхождении человеческого рода как «эксперименте» высокоразвитых цивилизаций на планете Земля.

3).Теория естественного эволюционного происхождения человека.

 

Проблемой происхождения человека занимается антропология как раздел биологии. Все люди по зоологической систематике относятся к классу млекопитающих, отряду приматов*, семейству Гоминидов (прямо ходящих приматов), роду Homo, виду Homo sapiens. Три последних ниши (семейство, род, вид) человек занимает в гордом одиночестве.

 

Создатель эволюционной теории - Чарльз Дарвин (1809 — 1882) — обращал особое внимание на сходство в строении тела человека и приматов, на общность факторов, определяющих эволюцию животных и предков человека. Современные биологи гораздо большую роль отводят социокультурным факторам развития. «С философской точки зрения человек — существо качественно иное по сравнению с животными, так как труд является основным условием его жизнедеятельности и осуществляется он в условиях общества» (из работы Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» - 1876 г.). При этом роль биологических факторов, наследственных особенностей никто не отменял (например, с шимпанзе у нас более 90% общих генов).

Взаимодействие природных и социокультурных факторов — одна из самых дискуссионных тем философской антропологии.

 

 

________________________________________________________________________________

*Приматы — лат. - первенствующие — высший отряд млекопитающих, включающий полуобезьян, обезьян и человека.