Обязательства и этические принципы специалиста по коммуникациям

В ходе академических дебатов на тему этичности коммуникационной практики возник вопрос – долг перед кем нужно выполнить специалисту по коммуникациям в первую очередь? Иерархию из четырех видов обязательств сегодня каждый профессионал выстраивает по-своему, выделяя приоритетный долг. Тем не менее, в успешной и плодотворной профессиональной деятельности нужно помнить обо всех четырех векторах:

1. Долг перед собой: личная система ценностей специалиста не должна пострадать, это чревато психическими заболеваниями, которые могут привести к распаду личности.

2. Долг перед клиентом: организация оплачивает услуги специалиста по коммуникациям (как постоянного работника, фрилансера или представителя нанятого агентства), это профессиональный долг, как у адвоката или врача (отсюда и параллельные наименования профессии – адвокаты большого бизнеса, спин-доктора). Однако в отличие от адвокатской деятельности, это лишь услуга, а не реализация права на защиту – поэтому можно отказаться «защищать» клиента, если выявились его неэтичные действия или намерения.

3. Долг перед обществом: сформулировать его довольно сложно, ибо оно состоит из многочисленных групп, страт. Иногда очень трудно соблюсти интересы всех заинтересованных публик. В таком случае рекомендуется придерживаться симметричной модели коммуникации и поддерживать диалог для принятия оптимального решения.

4. Долг перед профессией: задача каждого практикующего специалиста по связям с общественностью – поддерживать реноме профессии, не ронять престижа. Для этого в рамках различных профессиональных органов составляются кодексы профессионального поведения в области связей с общественностью. Каждый член такой организации обязан придерживаться этих принципов.

Принципы – это основные исходные научно обоснованные положения, определяющие деятельность коммуникационного менеджера. Они закреплены в ряде документов международных и российских организаций: Кодексе профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью 1965 г., Европейском кодексе профессионального поведения в области связей с общественностью (Лиссабонский кодекс), Кодексе Института по связям с общественностью (Великобритания), Кодексе Союза профессиональных журналистов (США), Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью Российской ассоциации по связям с общественностью 1994 г. и некоторых других.

Эти документы основаны на сходных принципах. К ним можно отнести необходимость выражать интересы общества и уважать достоинство человека; необходимость прислушиваться к потребностям и интересам населения, держать высшее руководство и других служащих в курсе того, какова реакция общественности на продукцию, политику и действия компании; необходимость вести себя при любых условиях так, чтобы заслужить и сохранить доверие публик; неприемлемость нанесения ущерба репутации профессии и репутации средств информации.

В.Е. Рева считает, что в российских коммуникационных практиках можно проследить немало негативных моментов. Не всегда службы и организации, участвующие в управлении коммуникационным процессом, принимают во внимание интересы публик компании. При этом каналы коммуникаций заполнены «хаосом псевдособытий», которые не служат ни интересам заказчиков, ни интересам публики, а лишь скрывают реальную действительность.