ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАСТЕРСТВУ АКТЕРА

В процессе работы над драматургическим материалом студенты продолжают осваивать элементы внутренней техники актера. Тренировка живого и непосредственного восприятия актера является главной задачей каждого этапа процесса творческого воспитания. Сохранения в методике обучения на втором курса сценического этюда, как упражнения на чувственное восприятие, делает для студентов естественным переход к авторскому материалу.

Сущность и цель этюда как упражнения для развития и совершенствования актерской техники – «свобода выбора», которая ставит перед студентом безусловное препятствие, преодоление которого заставляет его сейчас и сию минуту решать практически конкретную жизненную проблему, делает его «живым» на сценической площадке.

Первый этап подхода к роли заключается именно в этом моменте наиболее полного «отражения» в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств предметов и явлений материального мира, включающего и себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта. Так определяет понятие «восприятие» Словарь русского языка.

Направление работы по освоению действенного анализа пьесы и роли на данном этапе построено на наиболее полном и интересном раскрытии творческой индивидуальности студента. Его неподдельная и подлинная искренность, проявленная в этюдах по мотивам литературного материала, позволяет педагогу глубже понять человеческую сущность студента, дает возможность для дальнейшей тренировки фантазии и воображения художника. Ведь «вариации» на тему произведения как упражнения для внутренней и внешней техники актера – эта его школа.

Работа педагога со студентами на первом этапе освоения предлагаемых обстоятельств автора должна строиться на основе четкого, методологически последовательного действенного анализа и тщательного отбора предлагаемых обстоятельств. Немаловажную роль в этом процессе играет правильное определение событийного ряда.

Однако на этапе первого знакомства с автором важно помнить, что количество информации (исторической, этнографической и т.д.) может привести к качественному скачку только при условии, если эта информация не закрепощает живые человеческие ощущения в момент восприятия. Надо чтобы действие давало пищу не только воображению, но и конкретно органам чувств студента.

На втором курсе еще рано говорить о создании образа, но понятие «образность» должно присутствовать на всех этапах обучения актерскому мастерству.

Нужно так строить занятия, связанные с освоением импровизационного самочувствия, чтобы студенты постепенно начинали понимать: импровизация не только одно из слагаемых актерского искусства, но и продуктивная форма репетирования, способ работы над ролью.

«Ничего нет заразительнее для живого человеческого организма зрителей, как живое человеческое чувство самого артиста» (К.С. Станиславский).

На экзамен в конце семестра выносятся:

– две – три актерские работы в инсценировках;

– поиски и пробы, рабочие заготовки студентов при разборе драматургического материала.

РАЗДЕЛ V. РАБОТА НАД РОЛЬЮ (I)

Тема 1.Общие этапы работы над ролью

Знакомство с пьесой. Протокол внешней жизни роли. Анализ действием. Внесценическая жизнь роли. Прицел на сверхзадачу. Оценка фактов и событий. Создание логики действий роли. Работа над словом. Углубление предлагаемых обстоятельств. Построение мизансцены. Овладение характерностью. Партитура действия.

Тема 2. Универсальность метода физических действий (МФД)

МФД – техника овладения законами творческой природы человека, умение воздействовать на эту природу, управлять ею, умение раскрывать свои творческие возможности, свою интуицию. МФД – артистическая техника (психотехника). Учебные задачи МФД. Рабочие заповеди: 1) идти от себя; 2) по законам творчества; 3) подчинять себя логике другого человека, человека-роли. Цель МФД – наиболее полное воплощение идейной направленности сценического образа.

Тема 3. Схема физических действий (актер – мастер физических действий)

Непосредственность восприятия сценического события – умение заманить себя на сегодняшнее ощущение. Перевод сцены на язык физических действий (физическая линия). Схема действий – логическая последовательность физических действий. Потребность оправдания действий. Воспитание контроля над чистотой и законченностью любого, даже самого незначительного физического действия. Запрет на заучивание текста. Служебная роль слова. Запрет на установление мизансцен. Запрет на чувство («природа состояния»). Общность схемы: правда физических действий – вера – «я есмь» – действие – творчество. Физические действия – главные средства актерской выразительности. «Дикция» физических действий и «туалет» актера.

Тема 4. Этапы работы над пьесой по МФД

Событийный стержень сквозного действия: что случилось, что произошло? Изложение сюжетной линии во всей ее чистоте. Установление действия и контрдействия пьесы. Наметить контуры будущего рисунка, логики своего поведения, логики борьбы. Точное знание подробностей конечной цели персонажа. Биография персонажа – простые жизненные, реальные заботы и дела героя. Пристройки в действии. Непрерывная линия-схема физических действий. Физическое действие как активное действие, ведущее к достижению какой-либо цели, к сверхзадаче. Сдерживание актерского темперамента в стремлении к результату. Действовать во внешнем бездействии (внутренний ритм). Ритмы поведения. Ритм – основная характеристика физического действия. Этюды, упражнения, игра как способы приближения к пьесе.

Тема 5. Текст пьесы в МФД – работа над словом

Смелость и отважность в актерских приемах («нахалин»). Актерские находки. Два аспекта «фактического действия»: фабула (внешнее действие) и тематическое содержание (внутреннее действие). Три качества драматического действия: событие (действие); кто действует (сценический образ); каков тот человек, который действует (характер).

Два решающих определения работы над ролью: «Что происходит? (в данном конкретном эпизоде) и «Что я делаю?» (в данном конкретном эпизоде).

Действенный характер вопросов: 1) «Кто действует?», 2) «Что делает?», 3) Где действует?», 4) «Зачем делает?», 5) «Куда приходит? (уходит)», «Откуда?» (приходит).

Организация и лепка органической линии физического поведения персонажа. Правильное совершение физических действий, их логика и последовательность. Сценическая потребность произнесения текста. Интонационная ткань роли как следствие подлинных побуждений, хотений, видений, ясных мыслей. Сцепка персонажей пьесы в активной словесной схватке. Жить мыслями, предшествующими той или иной реплике.

Препятствия в лице логики действий другого человека (пристройки). Борьба за инициативу. «Хотения», исходящие из существа сцены и найденные как решение характера. Найти название, определить глаголом логику поведения персонажа (озаглавить).

Тема 6. Элементы общения по МФД

Ориентировка. Искание объекта. Обращение на себя внимания. Ощупывание (внутренним оком). Сущность общения – один воспринимает, другой отдает. Подступы к общению: 1) ориентация, 2) нацеливание на объект, 3) обращение на себя внимания, 4) ощупывание, 5) видения, т.е. заставить кого-то видеть вашими глазами, 6) никогда не думать о произношении слова, думать о видении, т.е. о том, как лучше передать это видение и событие. Физические действия и подробности общения.