Творческого педагогического метода
1902-07 – замысел создания творческого метода
1907-10 – «лабораторные» поиски метода (частные уроки с О. Гзовской)
1911 – введение актерской психотехники в репетиционный процесс (репетиции «Гамлета»)
1912 – Первая студия МХТ (директор Л.А. Сулержицкий) (1924 – МХТ 2-ой)
1913 – «Студенческая студия» Е.Б. Вахтангова («Мансуровская»), с 1920 – Третья студия МХТ (1926 – «театр Вахтангова»)
1913-16 – «студия на Бородинской» В.Э. Мейерхольда
1916 – Вторая студия МХТ
1918 – Чеховская студия
1918 – первая базовая образовательная программа (Мейерхольд – Вивьен – Соловьев)
1918-22 – студия Оперного Большого театра К.С. Станиславского
1923 – «Моя жизнь в искусстве» (русское издание – 1926 год)
1938 – издание книги «Работа актера над собой»
На основании содержательного материала по формам и методам организации театрально-образовательных систем создать единую интегрированную модель театральной педагогики на уровне «технологического образа».
II. Исходя из фундаментального содержания объекта театральная педагогика, рассмотреть всевозможные соотношения понятий «школа» и «студия».
III. Структурализовать соотношение понятий «игровая природа» – «игровое существование» – «игровой прием» – «игровой способ» – «игровой принцип» – «игровые технологии» – «игровое поле» – «игровая среда».
IV. Изучить механизмы создания (построения) «художественного образа» и выявить принципы работы с ним на основе содержательного материала по средствам и способам художественных «формообразований»: олицетворение (одушевление), персонификация (маска – персона), метафоризация, аллегоризация, символизация, типизация.
V. Рассмотреть динамику взаимодействия драматургического материала («литература») и «театрального традиционализма» сценического воплощения в театрально-образовательных системах по линии традиции «школа – студия» (от риторики и пиитики «школьного театра» до сценария и инсценировки).
VI. Провести сопоставительный и сравнительный анализ творческих методов студийной педагогики Л.А. Сулержицкого, М.А. Чехова, Е.Б. Вахтангова, К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда. Предложить вариант интегрированного подхода к разработке авторских технологий организации студийного театрального процесса.
Педагогические элементы творческого метода организации студийного театрального процесса | Сулержицкий | Чехов | Станиславский | Мейерхольд | Вахтангов |
Концептуальный принцип | |||||
Цели и задачи | |||||
Специфика организации процесса | |||||
Роль руководителя | |||||
Роль студийца | |||||
Содержание процесса | |||||
Формы и методы «театральной дидактики» | |||||
Степень соответствия традиции | |||||
Перспективы развития |