класс (35 ч)

 

Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Законы жизни — законы музыки (6 ч) Отражение в произведениях искусства диалектической сущности жизни. Общность законов жизни и законов музыки. Философский смысл художественной идеи и его воплощение в контрастных музыкальных образах: жизнь и смерть, любовь и ненависть, страдание и борьба и т. д. Закон единства содержания и формы и «поправка» к нему: содержание определяет форму. Художественный замысел, его «конструирующая» роль в разработке драматургического развития и выборе средств интонационно-образного воплощения. Исторически сложившаяся формула драматургии, отражение в ней диалектической процессуальности жизни Рассуждать о различии и общности законов жизни и музыки. Исследовать развитие музыкальных образов в сочинениях больших и малых форм, стараясь выявить и объяснить все драматургические моменты законами жизни. Понимать музыкальную драматургию как способ воплощения диалектической сущности законов жизни. Выявлять в музыкально-драматургическом процессе конфликтность и интонационные взаимосвязи, противоречивость и переход образов друг в друга. Приводить конкретные примеры того, как содержание определяет форму музыки
Оперная драматургия как синтетическое действие (17 ч) Опера как синтетический жанр искусства, особая форма отражения проблем человеческого бытия, наиболее важных исторических событий. Опера как способ продления жизни выдающихся произведений мировой художественной культуры. Единство законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы и театрального спектакля. Либретто — общая понятийная канва. Взаимодействие персонажей в театральном и оперном спектакле — общее и различное, особенное и специфическое. Система лейтмотивов в опере как спектакль символических персонажей. Преимущество музыкальной драматургии «в чистом виде», её прямое воздействие на духовный мир человека через систему лейтмотивов. Факторы прямого воздействия: философский смысл символики музыкально-художественных образов-лейтмотивов и наличие в музыке механизмов «заражения» и «внушения». Лейтмотивы инструментальных и симфонических произведений как «действующие лица» оперного спектакля Понимать оперный жанр как вершину развития художественной культуры, его возможности экспрессивно и «заразительно» выражать реальную жизнь во всём многообразии. Уметь объяснять закономерность происхождения оперного жанра драматургическим потенциалом художественного мышления (заложенной в нём системой воспроизведения диалектики жизни). Воспринимать фрагменты опер сообразно законам эмоционально-драматургического развития. Участвовать в инсценировке оперных сцен, оперных номеров, выражая собственное творческое отношение к действующим лицам. Понимать роль литературного сюжета и либретто в драматургическом развитии оперного и драматического спектакля. Уметь объяснять взаимодействие персонажей в театральном и оперном спектакле в категориях общего и различного, особенного и специфического. Исследовать приёмы драматургического развития внепрограммных симфонических и инструментальных произведений (фрагментов симфоний, концертов, сюит и т. д.)
Композитор и время (12 ч) Наиболее значимые (знаковые) произведения музыкального искусства разных эпох, художественных направлений, стилей, школ. Классическая музыка, её непреходящее значение для мировой культуры. Духовная (церковная) музыка как искусство, проявляющее нравственные устои человечества. Отличительные черты и специфические особенности жанров духовной музыки (мессы, страстей, магнификата, псалма, хорала и пр.). Особенности музыкального языка ХХ столетия в творчестве выдающихся композиторов-новаторов (И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева и др.). Джаз — искусство, воспроизводящее исторически сложившуюся природу музыки. Влияние джаза на современное композиторское и исполнительское творчество. Наиболее распространённые жанры массовой музыкальной культуры. Противостояние в ней положительного и отрицательного (возвышенных переживаний и примитивных эмоций). Электронно-компьютерные технологии в музыке, их влияние на современную музыкальную культуру Понимать музыку в целом как «звуковую печать» эпохи. Воспринимать знаковые произведения музыкального искусства в логике чередования в культуре эпох, художественных направлений, стилей, школ. Понимать непреходящее значение музыкальной классики как музыки, закономерно преодолевшей границы своего времени. Узнавать по характерным и специфическим чертам наиболее распространённые жанры духовной (церковной) музыки. Давать характеристику творческой манере композитора и тем самым выявлять его принадлежность к определённой музыкальной эпохе. Знать основные формы и жанры джазовой музыки, особенности её ритмики и интонирования, широкие возможности для импровизаций. Понимать современное состояние массовой музыкальной культуры как противостояние возвышенного и низменного