ПРОТЯЖНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Определение жанра.Песня — стихотворное произведение, которое поется в одиночку или хором. Это один из видов синтетического, словесно-музыкального Искусства. Песня может рассматриваться и как поэзия (искусство слова), и как му-зыка.
Как искусство слова народная лирическая песня относится к лирическому роду поэзии, который по принципам художественного освоения действительности существенно отличается от эпическогорода. Конечно, в эпических и в лирических произведениях мы находим как объективные факты, так и определенное к ним отношение. Однако доля того и другого в эпосе и лирике различна. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты объективной действительности, то в лирике основное значение имеет выражение отношения к этим фактам, передачамыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. «Эпическаяпоэзия, — писал Белинский, — употребляет образы и картины длявыражения образов и картин, в природе находящихся- лирическаяпоэзия употребляет образы и картины для выражения безобразногои бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы».«Одни поэты, — отмечал Добролюбов, — преимущественно умеютхорошо рассказать происшествия, случающиеся в жизни. Этоназывается эпической, или повествовательной, поэзией... Другие особенно хорошо могут изображать предметы и передавать точувство, то впечатление, которое эти предметы возбуждают вдуше. Это поэзия лирическая...».
Оказанное о лирике вообще распространяется и на народную' лирику. Таким образом, по своим родовым признакам народная лирика ничем принципиально не отличается от лирики литературной. Главное содержание и основное назначение как лирики литературной, так и лирики народной — выражение отношения к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств и настроений.
Однако, не имея сходства с литературной лирикой по своим общим родовым признакам, народная лирика отличается от нее по видовым качествам, по своему конкретному содержанию.
Первое отличие народной лирики проявляется в том, что передаваемые ею мысли и чувства, по сравнению с лирикой литературной, имеют более обобщенный характер. Народная лирика в выражении мыслей и чувств лишена тех черт индивидуализации, которые мы привыкли видеть в лирике литературной. Второе отличие проявляется в том, что она чрезвычайно насыщена бытовым жизненным материалом. В народных лирических песнях вместе с выражением мыслей и чувств, которые составляют их главное содержание, лаконично, но довольно отчетливо показываются и те жизненные' обстоятельства, которые их вызвали. Поэтому в народных Лирических песнях яркое отражение получили не только мировоззрение народа, но и его жизнь.
Вопрос о происхождении русских необрядовых лирических песен в достаточной мере еще не исследован. Однако бесспорно то, что на формирование их содержания и особенностей художественной формы оказали определенное влияние такие более древние песенные жанры крестьянского фотьклора, как баллада, причитания, свадебная протяжная песня, календарные и свадебные величания.
Отдельные мотивы и образы традиционных лирических песен, а также некоторые приемы их композиции и поэтического стиля несомненно, являются очень древними. Но в целом жанр крестьянской необрядовой лирической песни, зафиксированный в публикациях последних двух столетий, — явление сравнительно позднее. Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовых традиционных лирических песен завершилось примерно в XVI в.
По характеру исполнения традиционные лирические песни делятся а протяжные (беседные) и частые (игровые, хороводные и плясовые). Все эти разновидности народной лирики имеют свои особенности содержания и художественной формы. В этой главе мы остановимся на протяжных песнях.
Собирание и публикация.Собирание русских народных песен началось в XVII в. В XVII и первой половине XVIII в. получили распространение многочисленные рукописные песенники. Впервые народные лирические песни публикуют Г. Н. Теплов («Между делом безделье, или собрание песен с приложенными нотами на три голоса», 1757) и Н. Г. Курганов («Письмовник», 1769).
В 1770—1773 гг, писатель М. Д. Чулков издал в четырех частях «Собрание разных песен». В него вошло большое количество народных песен и книжных романсов. В последней четверти XVIII в. выходят нотные песенники В. Ф. Трутовского «Собрание русских простых песен с нотами» (1776—1795) и Н. Львова и И. Прача «Собрание русских народных песен с их голосами» (1790). Все эти сборники не утратили своего значения и до сих пор. Особенно большую ценность представляет сборник Львова-Прача, в котором народные песни публикуются без всяких исправлений.
Работа по собиранию народных песен значительно активизировалась в 30-е годы XIX в. Их записывают А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов и другие писатели. Интерес к народной песне усилился в связи со стремлением русских писателей к национальной самобытности.
Выдающиеся заслуги в собирании русских народных песен принадлежат П. В. Киреевскому, который этому благородному делу посвятил всю свою жизнь. В 30—50 годы XIX в. П. В. Киреевский с помощью своих многочисленных корреспондентов, в числе которых были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.В.Кольцов, В. И. Даль, П. И. Якушкин и другие писатели, собрал несколько тысяч народных песен. К сожалению, великий соподвижник науки подавляющее большинство песен из своего собрания, в том числе все песни лирические, не увидел опубликованными.
В первой половине XIX в. были изданы сборники народных лирических песен: Кашин Д. Н. Русские народные песни (три книги, 1833—1834); Сахаров И. П. Песни русского народа (пять частей, 1838—1839); Студщкий Ф. Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний (1841); Смирнов А. Песни крестьян Владимирской и Костромской губерний (1847) и др.
В связи с повышенным интересом к крестьянскому вопросу работа по собиранию народных песен еще более расширилась во второй половине XIX в. Немалую роль в этом деле сыграло организованное в 1846 г. Русское Географическое Общество, которое привлекло к. участию в собирании фольклора широкие . круги любителей народной поэзии.
Наиболее крупными песенными изданиями второй половины XIX в. являются следующие: Якушкин П. И. Народные русские песни (1865); Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Сборник русских народных 202лирических песен (1889); Истомин Ф. М., Дютш Г. О. Песни русского народа, собранные в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. (1894); Истомин Ф. М., Ляпунов С. М. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 г. (1899); Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. д. (1898, т. 1,1900, т. 2).
Разнообразная деятельность по публикации народных песен в XVIII—XIX вв. завершается изданием в 1895—1902 гг. А. И. Со болевским огромного свода «Великорусских народных песен». Антология Соболевского состоит из семи больших томов, включа-
return false">ссылка скрытает в себя около 5000 текстов и имеет первостепенное значение для исследователей фольклора.
Из публикаций начала XX в. высокими научными качествами отличаются песенные собрания Е. Э. Линевой «Великорусские песни в народной гармонизации» (1904, 1909) и братьев Б. М. и Ю. М. Соколовых «Сказки и песни Белозерского края» (1915).
Качественно новый этап представляет собой собирание народных песен в советское время. Во-первых, эта работа получает невиданный ранее размах: в ней принимают участие Институты Академии наук СССР, высшие и средние специальные учебные заведения, редакции газет и журналов, историки, писатели, самые широкие круги интеллигенции. Во-вторых, повысился научный уровень, усовершенствовалась методика записи народных песен, как и других жанров фольклора. В комплексных экспедициях по записи песен нередко принимают участие этнографы, фольклористы и музыковеды, широко используются всевозможные технические средства (магнитофоны, киноаппараты и пр.). В итоге за годы Советской власти был собран огромный песенный мате-
риал, который хранится во многих академических, вузовских, музейных, государственных и областных архивах и широко используется в научной и культурно-массовой деятельности.
Значительное количество песен, записанных в советское ^время, было опубликовано. Песни занимают видное место почти во всех общих сборниках, посвященных фольклору той или иной области. Выходят сборники, специально посвященные песням. Например: «Русские песни» (1940), «Песни гребенских казаков» (1946), «Русские народные песни Южного Урала» (1957), «Воронежские народные песни» (1962), «Народные песни Пермского края» (т.*1, 1966; т. II, 1968); «Русские народные песни Вологодской области» (1973) и др. Особенно большую ценность представляют сборники, подготовленные сотрудниками Академии наук СССР. Назовем лишь некоторые из них: «Песни Пинежья» (1937); «Русские народные песни Поволжья» (1959); «Песни Печоры» (1963); «Песенный фольклор Мезени» (1967); «Русские народные песни Карельского Поморья» (1971).
В заключении можно сказать, что в распоряжении современного исследователя русских народных лирических песен имеется огромный опубликованный и архивный материал. Однако песни в их живом бытовании претерпевают непрерывные изменения и для изучения закономерностей этих изменений необходимы дальнейшие записи народных песен.
Изучение протяжно-лирических песен.Параллельно с собиранием русских народных песен шло и их изучение. Причем это изучение постепенно все более и более углублялось. Так, если в XVIII в. мы находим лишь отдельные, самые общие замечания по народным песням, то впоследствии предпринимаются специальные исследования многих вопросов, связанных с изучением особенностей жанра лирической песни. Следует подчеркнуть, что своими знаниями по народной песне мы обязаны не только специалистам-фольклористам. Большая заслуга в этом деле принадлежит замечательным русским писателям и выдающимся литературным критикам. Прежде всего отметим, что в статьях Белинского, Чернышевского и Добролюбова дано глубокое определение специфики жанра лирической песни, особенностей ее содержания и художественной формы.
По справедливому утверждению передовых русских писателей, в лирических песнях правдиво отражается мировоззрение простого народа. Радищев в них видел «образование души нашего народа» (Избр. соч. М., 1952, с. 63). Пушкин — «разгулье удалое» и «сердечную тоску», Герцен в них находил «все поэтические начала^ бродившие в духе русского народа» (Собр. соч. в 30-ти т. М., 1956, т. 7, с. 185). Именно поэтому лирические песни так тесно связаны с жизнью народа. Гоголь, Герцен и Добролюбов отмечали, что народные песни всюду (в труде, и отдыхе) сопровождают жизнь простого человека от его рождения и до его смерти.
Лирические песни в основном посвящены народному быту. Но их значение, как мы отмечали, этим далеко не ограничивается. На историческое значение народных лирических песен указывали Гоголь и Чернышевский. Историк Н. И. Костомаров этому вопросу посвятил специальную работу «Об историческом значении русской народной поэзии» (1843).
В русской дореволюционной фольклористике был поставлен вопрос о классификации народных лирических песен. В практике издания песенных сборников утверждаются три основных принципа их классификации: музыкальный (Н. А. Львов), этнографический (П. В. Шейн) и тематический (А. И. Соболевский).
Обстоятельно исследуется художественная форма русских народных лирических песен. Раньше всего привлекает к себе вни мание их стих. А. X. Востоков в 1812 г. опубликовал труд «Опыт о русском стихосложении», в котором разрабатывается тоническая теория стихосложения, доказывается, что стих русских народных песен не силлабический, а тониче ский.
Начиная с 20-х годов XIX в. и на протяжении целого столетия ученые исследуют специфику художественного языка народных лирических песен. Особенно большое внимание уделяется символике. Этого вопроса касаются в своих работах Н. И. Костомаров, Н. Ф. Сумцов, А. Н. Веселовский и др. Наибольшую научную ценность представляют многочисленные работы А. А. Потебни (1835—1891), и прежде всего его труд «О некоторых символах в славянской народной поэзии» (1914).
В последней трети XIX в. в ряде работ рассматривается композиция народных лирических песен. Этому вопросу посвящает А. Н. Веселовский ставшую потом знаменитой работу «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (1898). Писателями первой трети XIX в. был поставлен вопрос о большом значении народных песен для развития русской литературы. Глубокое теоретическое обоснование этого положения мы находим у Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова. Их идеи затем на новом историческом этапе продолжил и развил А. М. Горький.
Используя лучшие достижения прошлого, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, советская фольклористика добивается значительных успехов в изучении русской народной лирической песни. Выдвигается много новых важных проблем и вопросов.
Прежде всего следует отметить, что советскими учеными была проделана большая работа по выработке основных принципов классификации народных лирических песен (Колпакова И. П. Русская народная бытовая песня, 1962; Пропп В. Я. Жанровый состав русского фольклора.—Русская литература, 1964, № 4; Гусев В.Е. Эстетика фольклора, 1967).
Значительно расширился сам объект исследования. Если дореволюционная фольклористика изучала преимущественно бытовые лирические песни, то советские ученые большое вниманиеуделяют всестороннему рассмотрению народной лирики, ее социального содержания (Соколов Ю.М. Русский фольклор, 1941; Акимова Т.М. О жанровой природе русских «удалых» песен.— Русский фольклор, 1960, вып. 5).
Детальному исследованию в советской фольклористике подвергалась художественная форма традиционных лирических песен как явление поэзии (Соколов Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора. — Художественный фольклор, 1926, № 1; Лазутин С. Г. Композиция русской народной лирической песни. —Русский фольклор, 1960, вып. 5; Акимова Т. М. О поэтической природе народной лирической песни, 1966; Кравцов Н. И. Поэтика
русских народных лирических песен, 1974). Песни не только словесное, но и музыкальное искусство. Продолжая традиции прошлого, советские ученые, изучают народные песни и с музыкальной стороны (Кулаковский Л. О. О русском народном многоголосии, 1948; Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество, 1962, т. 1; Немцовский И. Русская протяжная песня, 1967).
В советском литературоведении и фольклористике сложилась прочная традиция в изучении проблемы взаимовлияния фольклора и литературы. Во многих работах рассматривается использование писателями русских народных лирических песен (Еланская Е. О народно-песенных истоках творчества Некрасова. — Октябрь, 1927, № 12; Соболев П. М. А. В. Кольцов и устная лирика, 1934; Чичеров В. И. Лермонтов и песня. — Литература в школе, 1941, № 4; Лазутин С. Г. «Тарас» Никитина и русские народные песни. — В кн.: Никитин И. С. Статьи и материалы, 1962).
В последние годы в советской фольклористике поставлены вопросы о происхождении необрядовой лирической песни, ее историческом развитии, всевозможных изменениях, которые она претерпевает в процессе бытования (Лазутин С. Г. Очерки по истории русской народной песни, 1964; Аникин В. П. Генезис необрядовой лирики. — Русский фольклор, вып. 12, 1971; Акимова Т. М. Очерки истории русской народной песни, 1977).
И наконец, следует отметить, что история изучения и публикаций русских народных лирических песен становится предметом специальных историографических исследований, библиографических разысканий и учебно-методических разработок (Акимова Т. М. Семинарий по народному поэтическому творчеству, 1959; Лазутин С. Г. Русские народные песни, 1965; Сидельни.
Изучение русской традиционной лирической песни в советской фольклористике. — В кн.: Вопросы русской литературы 1976
. вып. 3 (6).
Содержание протяжных лирических песен.В жанре протяжных лирических песен можно выделить несколько тематических циклов. Основные из них следующие: любовные песни, бытовые крестьянские песни, песни антикрепостнического содержания
I бтрлацкие, ямщицкие и солдатские.
Любовные песни.Традиционные необрядовые ирические песий—это в большинстве песни крестьян. Они отразили жизнь и психологию крестьянства, особенности его мировоззрения.
Традиционная крестьянская лирическая песня —это преимущественно песня бытовая. Она, по определению Белинского, «вся посвящена семейному быту, вся выходит из него» (Поли, собр. соч. в 13-ти т., т. 5, с. 441). Самые большие циклы крестьянской песенной лирики —это циклы бытовых песен на темы любви и семейных отношений.
Главными героями любовных песен являются молодые люди, юноши и девушки. Их отношения между собой, их мысли, чувства и переживания составляют основное содержание песен на тему любви.
Есть немало песен, в которых говорится о сердечных и нежных отношениях молодца к девушке. Для выражения ласки и нежности в этих песнях широко употребляются различные эмоциональные эпитеты и слова с уменьшительными суффиксами. Так, в одной песне, называя любимую девушку «сердцем-лапушкой», «сударушкой», своей «радостью», молодец признается ей;
Всякий час, радость, глядел бы на тебя,
На твою бы на девичью красоту! [10, т. 4, № 279]
В, другой песне молодец свою возлюбленную называет «верной», «любочкой», «красотой неоценимой» 1[5, 61].
Однако следует признать, что в песнях значительно полнее изображены любовные переживания девушки. И это не удивитель-нО, так как сочинителями и исполнителями протяжных лирических песен были по преимуществу женщины. Песни показывают, что любовь простой крестьянской девушки очень нежная, застенчивая и глубокая. Любимого она называет «милым», «радостью», «отрадой», «сизым голубем», «ясным соколом» и т. д.{
Но эта искренняя и нежная любовь девушки-крестьянки в условиях патриархального уклада нередко была несчастной. Во многих песнях рассказывается о том, что родители запрещали своей дочери любить милого, они не разрешали ей встречаться с ним [10, т. 2, № 61].
Большой печалью проникнуты песни, в которых говорится о разлуке девушки с милым [5, 99]. Так, в одной песне рассказывается о том, что, проводив милого, девушка не спала всю ночь, ее подушка «потонула в слезах», а когда она «по утру ранешенько вставала», «то умывалась во слезах». Характеризуя народные лирические песни, останавливаясь на образе крестьянки, Герцен справедливо писал, что ее любовь — «это глубокая любовь, страстная, несчастливая, но земная и реальная» (Собр. соч. в 30-ти т., т. 7, с. 186).
В народных песнях получили выражение не только нравственно-этические, но и эстетические взгляды народа. В частности, в любовных крестьянских песнях выражены его представления о прекрасном, красоте. Главные признаки красоты девушки, по народным понятиям, это «чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку». «Работая много, поэтому будучи крепка сложением —писал Чернышевский, — сельская девушка при сытной пище будет довольно плотна, — это также необходимое условие красавицы сельской...» (Поли. собр. соч. в 15-ти т., т. 2, с. 10). Сказанное можно проиллюстрировать песнями. В одной из них мы находим такой портрет «красавицы сельской»:
Как девица хороша, Как истонка-высока, Как из бела-бела, Без румянец румяна, Без платья толста, Без башмаков высока. [7, 614]
Семейно-бытовые песни.Семейно-бытовые крестьянские песни являются логическим продолжением песен на тему любви. Они непосредственно-примыкают к девичьим песням о замужестве. Однако в отличие от девичьих любовных песен, в которых наряду с мотивами грусти встречаются и светлые чувства, женские песни о семейной жизни от начала до конца проникнуты глубокой печалью и безутешным горем,,
Одним из самых распространенных мотивов этих песен является противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней. Содержание многих семейно-бытовых песен можно выразить словами одной из них: «красным девушкам есть волюшка, молодушкам нету волюшки»! [10, т. 2, № 130].
/В' большой патриархальной семье мужа женщина была почти на положении рабыни. На нее взваливалась вся работа по ведению хозяйства, приготовлению пищи, уходу за детьми и т. д. Ее уход из дома на самое короткое время оказывался очень ощутимым. Эту мысль хорошо иллюстрирует песня такого содержания. Молодая женщина, затопив печку и укачав ребенка, взяла ведра и пошла за водой. Зачерпнув воды, она возвращалась домой. По дороге ее встречает соседка-подруга («кума») и говорит:
Поди, кумушка, домой, поди, голубушка, домой,
У тебя ведь, кума, истопилася изба,
Истопилася изба, переуглились дрова;
Один кашничек в печи надселся, кипучи,
В колыбели дитя надселося, крича, .
На привязочке теля надорвалося, ревя,
Под поветью кочеток надселся, крича...
[13, № 1395]
•Выйдя замуж, молодая крестьянка нередко сталкивалась со страшной бедностью в семье мужа. В одной песне пожилая женщина с чувством большой озабоченности за судьбу своей дочери говорит о «зятюшке», у которого нет «ни сохи, ни боронушки», «в огороде нет бороздушки», «на гумне нету кладушечки», «на столе нету краюшечки», а «в мошне нету полушечки» [13, № 1397]. И поэтому нет ничего удивительного в том, что в семье мужа
едную молодку посылают за водой «и разутую и раздетую, и холодную и голодную» [13, № 2089].
Однако следует заметить, что на бедность и тяжелую физическую работу вышедшая замуж крестьянка жаловалась очень редко. Все это она видела в родной семье. Но к чему она никак не могла привыкнуть, что переносила тяжелее всего — это враждебное отношение к ней всех новых членов семьи. Особенно тяжело складывались отношения со свекровью, которая в песнях называется «свекровь лютая» — «змея подколодная». Мало в чем уступает свекрови в жестокости обращения с невесткой и свекор. Есть песни, в которых говорится о том, что сын не слушается родителей, отказывается бить свою жену [10, т. 2, № 551]. Однако 209 чаще всего он покорно повинуется. Во многих .песнях рассказывается о варварском обращении мужа с женой |10, т, 2, № 504]. Поистине страшную картину жизни с нелюбимым мужем рисует одна из песен рукописного сборника XVIII в. В. А. Казакова:
А как выдали младу не за милую ладу,
Тесова кроватка порожня простояла,
Пухова перина студена пролежала,
Высоко зголовье во слезах помочила,
Еще малые подушки во слезах потонули,
Теплое одеяло в ногах Пролежало.
Еще русые косы во всю ночь проскрипели,
А шелковая плетка во всю ночь просвистала.
Да со вечера тело, а как снег было бело,
Ко белу свету тело, что кожей посинело.
Итак, главный источник всех бед женщины-крестьянки в изображении народных песен —чужая патриархальная семья. Эта чужая семья в самое недолгое" время уносила ТйжГ ее силу, красоту и здоровье. Этой чужой, ненавистной семье в песнях противопоставляется родная семья, которую женщина никогда не переставала любить и о которой постоянно думала. К роддой семье она обращается в тяжелые минуты жизни, ей она доверяет самые сокровенные мысли и чувства. Примером может служить широко бытовавшая в народе песная «Из-за лесу, лесу темного» [1, 186].
Положение мужа в большой патриархальной семье отца зачастую также было нелегким. Он должен был подчиняться отцу, матери, старшим братьям. Женили его часто на девушке, которую он не любил. Поэтому в лирических песнях можно встретить ропот крестьянина на «долю молодецкую», жалобы на то, что ~ его молодость безрадостно «прошла-миновалася» с нелюбимой женой. Одна из таких песен начинается строками:
Ах ты молодость моя молодецкая!
Не видал я тебя, когда ты прошла,
Когда ты прошла^ миновалася.
С угрюмой женой живучи [9, № 870]
Подневольный брак самым пагубным образом сказывался на взаимоотношении супругов. Красноречиво об этом рассказывают песни.
Белинскому принадлежит глубокое и очень полное определение основного содержания традиционных лирических песен: «Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за немилого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбину, на варварское . обращение мужа и свекрови. Если герой песни мужчина, тогда — воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия — насильственный мгновенный выход из рвущей душу тяжелой тоски. Таково, по большей части, содержание всех русских народных песен» (Поли. собр. соч. в 13-ти т., т. 5, с. 329).
Социальные мотивы в крестьянских песнях.Как уже отмечалось, основная масса традиционных лирических песен была посвящена бытовой тематике, центральное место в них занимала тема семейных отношений. Но это отнюдь не означает,, что традиционная крестьянская песня никак не затрагивала явлений социальной жизни. В ней нашли определенное отражение антикрепостнические настроения народа.
Антикрепостническая тема в крестьянских песнях получила довольно специфическую форму выражения. Можно указать лишь немногие песни, полностью посвященные этой теме. В большинстве же случаев эта тема выступает вместе с традиционной семейно-бытовой тематикой. Ярким примером может служить песня «Слобода моя, ты слободушка». Песня начинается строками, в которых говорится о тех притеснениях, которым подвергались крестьяне со стороны старост и приказчиков:
Слобода моя, ты слободушка!
Слобода моя, Подмосковная;
Подмосковная, разореная!
Разорил тебя злой приказчичек;
Разорил-то он вместе со старостой. [4, кн. 2, № 5]
А далее в песне идет хорошо знакомый по традиционным семейно-бытовым песням мотив — жалоба молодки на старого, постылого мужа. И надо сказать, что слияние в рассматриваемой песне этих двух мотивов (социального и семейного) представляется вполне органичным, жизненно и художественно мотивированным: невыносимые условия жизни русской женщины-крестьянки как раз тем и определялись, что она одновременно испытывала на себе гнет социальный и семейный. Такое объединение бытовых и социальных мотивов можно обнаружить и во многих других крестьянских песнях.
Помещик был полновластным хозяином крепостных крестьян: он мог по своему усмотрению сдавать их в солдаты, отправлять на фабрики, заводы или на другие работы. Так, крепостные девушки одной нищей «слободы» жаловались:
Разорил нашу сторонку Злодей боярин-господин, Как повыбрал он, злодей, Молодых наших ребят (2 раза) Во солдатушки, А нас, красных девушек, | Во служаночки, Молодых-молодушек (2 раза) Во кормилочки, А матушек с батюшками На работушку. [26, 491] |
Аналогичными по своему содержанию являются также песни «Злодей ты, наша барыня» [26, 490] и «Калинушку с малинушкой водой залило» [9, № 852].
Особенно тяжелым был барщинный труд. Крепостных крестьян на заре выгоняли на работу, и под присмотром помещика или его представителей они должны были работать до самого позднего вечера. Крестьяне жаловались:
Что пропали наши головы
За боярами, за ворами!
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранешенько,
А с работушки позднешенько [9, № 853]
На работу гонят рано,
С собой хлеба дают мало. [13, № 2372]
Меткую характеристику социального звучания крестьянских лирических песен дал А.И.Герцен: «... это —песня женщины, угнетаемой мужем, и мужа, угнетаемого своим отцом, деревенским старостой, наконец — всех, угнетаемых помещиком или 1рем...» (Собр. соч. в 30-ти т., т. 7, с. 185-186).
Песни о бурлаках и бурлацкие песни.Основным занятием крестьян было хлебопашество. Часть дней в неделю они работали на себя, а часть — на помещика. Так называемые «государственные крестьяне» должны были платить оброк. И поэтому кроме хлебопашества они вынуждены были заниматься различными промыслами: работали ямщиками, извозчиками, ходили бурлачить, на разработку торфа, рубку леса и т. д. Обо всем этом было сложено немало песен.
Одним из самых древних промыслов на Руси было бурлачество. Бурлаки выполняли самую тяжелую работу на больших реках: они артельно тянули на канатах вверх по реке тяжело груженные суда. Как правило, в бурлаки крестьяне уходили на весну и лето, осенью же обычно возвращались домой. Но случалось и так, что крестьянин оставался на бурлацкой работе на целый год, а то и более.
В условиях малоподвижной жизни патриархальной деревни уход в бурлаки представлял собой большое социальное и психологическое событие как для самого бурлака, так и для семьи, которую он оставлял на довольно продолжительное время. В крестьянской среде сложилась и широко бытовала песня «По утру то было раным-рано», в которой рисовалась картина проводов бурлаков. Широкое поэтическое вступление песни, название бурлаков «людьми вольными» выражают черты крестьянской идеализации бурлачества [1, с. 204—205]. Но эта идеализация была условной. Идеализировать бурлацкую жизнь не было никаких оснований. Тяжелее бурлацкого труда, пожалуй, и не было. Песни, сложенные самими бурлаками и исполняемые ими во время работы, напоминали собой скорбный стон замученных людей.
Чаще всего во время работы бурлаки исполняли «Дубинушку», ритм которой отвечал ритму выполняемой работы. Назначение «Дубинушки» было в том, чтобы согласовать действия всех, тянущих баржу, объединять их физические усилия в определенные, моменты. Бурлацкая «Дубинушка» состояла из ряда двустиший, исполняемых запевалой, и припева, который пели все тянущие баржу. Припевы «Дубинушки» довольно однообразны по своему содержанию. Вот наиболее распространенный:
Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Еще разик, еще раз! [15, №36]
Что же касается двустиший, которые исполнял запевала, то они без конца варьировались, наполнялись все новым и новым содержанием. Одни из них были непосредственно связаны с выполняемой работой и играли роль своеобразных команд:
Ой, ребята, собирайся!
За веревочку хватайся!
Другие рассказывали о тяжелой жизни бурлаков:
Мы иде-о-м, босы, голодны,
Каменье-о-ом ноги порваны.
В некоторых двустишьях выражается гнев бурлаков на эксплуататоров:
Чтобы барка шла ходчее,
Надо лоцмана по шее!
С уходом крестьян в бурлаки связывалась надежда заработать определенную сумму денег, чтобы хоть в какой-то мере поправить свое материальное положение и заплатить оброк. Но этим иллюзиям чаще всего не суждено было сбыться. Бурлаки, как правило, возвращались домой нищими, оборванными. В песне «Вольная пташечка, перепелочка» вышедшая замуж за бурлака женщина с печалью говорит:
Сказали у бурлака денег много —
У него один алтын во котомке,
Да вязовая дубинка за плечами.[1,458]
Бурлацкие песни в живом бытовании до нас не дошли.
Ямщицкие и чумацкие песни.Строительство железных дорог в России началось с середины XIX в. До этого, в эпоху феодализма, к которой относятся рассматриваемые традиционные лирические песни, функционировал лишь водный и гужевой транс порт. Извозчики, которых на юге страны называли чумаками, перевозили всевозможные товары, а ямщики — почту и пассажиров.
Чумаки и ямщики часто и надолго покидали родное село. Ямщицкий и чумацкий промыслы были связаны с большими трудностями, чреваты опасностями. Нередко извозчики и ямщики тяжело заболевали в пути, иногда умирали. Все это нашло свое отражение в песнях, как правило, очень грустных. Самой распространенной ямщицкой песней была «Степь Моздокская», в которой рассказывалось о смерти молодого ямщика далеко от дома, в чужой стороне. Умирая, он просит своих товарищей отвести его коней на родную сторонку и передать последнее «прощай» родным: «батюшке да низкий поклон», «родной матушке да чело-битьице», «малым детушкам благословеньице», а «молодой жене полну волюшку, всю свободушку» [10, т. 1, № 345].
Чумацкие песни бытовали главным образом в южных районах России и на Украине. По своей тематике они очень близки к песням ямщицким. Например, в одной из них, как л в рассмотренной ямщицкой песне «Степь Моздокская», рассказывается о смерти чумака, который возвращался домой из Крыма [14, 94].
В связи с постройкой железных дорог и исчезновением ямщицкого и чумацкого промыслов забылись и многие песни чумаков и ямщиков. В свое же время их, очевидно, было немало. Наряду с песнями грустными и печальными, надо полагать, были песни 215 и веселые. В них могло говориться о благополучном возвращении чумаков- и ямщиков домой, об их радостных встречах с родными, близкими и т. д. А. С. Пушкин, не раз слышавший и хорошо знавший песни ямщиков, в стихотворении «Зимняя дорога» писал:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска!
Песни о рекрутчине и солдатчине.Большое место в народной лирике занимают песни на тему солдатчины. Первые солдатские песни относятся к XVIII в. Их возникновение вызвано конкретными историческими условиями. В 1699 г. Петром I был издан указ, которым устанавливалась бессрочная солдатская служба. Этот указ был в силе почти сто лет. В 1793 г. был определен двадцатипятилетний срок службы, а в 1834 г.— двадцатилетний.
Бессрочная солдатская служба навсегда отрывала человека от семьи, от родных мест. Мало что изменила двадцати- и двадцатипятилетняя служба: крестьянин уходил в солдаты здоровым молодым человеком, а возвращался стариком, калекой или совсем не возвращался. Именно поэтому родные провожали рекрута в солдаты с плачем и причитаниями, которые по своему конкретному содержанию и общему эмоциональному тону напоминали похоронные причитания.
Преддверием к солдатчине была рекрутчина, о которой в народе созданы изумительные по своему лиризму и драматическому напряжению песни. Широкое распространение получила песня «У отца было, у матери три сына любимые», в которой рассказывается о горе крестьянской семьи, которая должна отдать в солдаты одного из сыновей. После долгих и нерадостных размышлений родители решают отдать в солдаты младшего сына, так как у старшего «детей много», а у среднего «жена хороша». Обиженный младший сын обращается к своим родителям с такими словами;
Государь ты мой родной батюшка,
Государыня моя матушка!
Или я вам не тот же сын?
Или я вам не кормилец был?
Тронутые этими словами родители соглашаются решить вопрос жребием. В разных вариантах песни жребий выпадает, на старшего, среднего или младшего сына.
В народе бытовало немало песен, в которых описывалась сама* процедура приема в солдаты. В них подробно рассказывалось о том, как новобранцев заводили в приемную, осматривали, оформляли, выдавали обмундирование и т. д.
Особое внимание в песнях акцентируется на такой детали, как стрижка новобранцев, лишение молодцев их «главной красоты»— 216 кудрей. В одной из песен остриженный («забритый») молодец обращается к своим младшим братьям, которые его провожали, с такими словами:
Соберите, братцы милые, мои кудри русые,
Завяжите их в миткалевый платок,
Отнесите к матушке в терем высок. [10, т. 6, № 50]
Некоторые песни о рекрутчине имели и определенное социальное звучание. Так, в одной из них с горькой иронией говорится о том, что «расхорошая барыня разорила село Теплое Пилю-тино», «раздала крестьян в солдатушки», «во молоденьки рек-рутики».
За циклом рекрутских следует цикл собственных солдатских песен. Солдатские песни могут быть эпическими и лирическими. В эпических песнях рассказывается о важнейших военно-исторических событиях XVIII—XIX вв. (Семилетняя война 1756—1762 гг., война с Турцией 1769—1774 гг., походы Суворова 1799 г., Отечественная война 1812 года, Крымская война 1853—1856 гг., Русско-турецкая война 1877—1878 гг. и др.).
Мы рассмотрим лишь лирические солдатские песни, в которых довольно полно отразилась бытовая жизнь солдат, правдиво выражены их думы и настроения. Из песен мы узнаем, что солдаты жили в холодных казармах, спали почти на голых топчанах, очень плохо питались. Называя «грозную службу государеву» «кручинушкой великой», солдаты упрекают «православного царя» в том, что он «псморил» их «голодною смертью» [13, № 2975].
Служба в армии была изнурительно монотонной. Солдаты в песнях жалуются на то, что покоя им нет ни днем, ни ночью:
Что ни день, ни ночь
Нам, солдатушкам, угомону нет:
Темна ноченька приходит —
Нам, солдатушкам, в карауле быть,
Бел денечек наступает —
Нам, солдатушкам, в строю стоять. [6, вып. 9, № 165]
Очень трудными были солдатские походы. Подробно об этом рассказывается в казачьей песне «От Корякова до Актова семи-сотные версты», которая заканчивается словами: «Распроклятое житье —все козачья доля!» (Этнографическое обозрение, 1864,вып. 6, с. 114).
Еще более тяжелыми и изнурительными были ежедневные солдатские учения, при упоминании о которых «у солдата сердце мрет» [13, № 2279]. Они, как правило, выливались в беспощадную муштру, сопровождаемую палочной дисциплиной; за малейшие оплошности солдат жестоко избивали, а за провинности прогоняли сквозь строй розг.
Загнанные на чужбину, на многие годы оторванные от своих семей, солдаты не переставали думать о родной стороне. Этой теме посвящено большое количество солдатских песен композиционной формы монолога-раздумья [13, № 2402].
Весь жизненный путь, личный житейский опыт наложил яркий отпечаток на психологию солдата, определил особенности его мышления. Свою солдатскую жизнь он постоянно измерял привычными для него мерками крестьянской жизни, рисовал ее с позиций крестьянского сознания. Все это нашло отражение как в содержании, так и в художественной форме солдатских песен. Метафоричность была характерна и для крестьянских песен, однако особенно широкое развитие она получила в песнях солдатских. Поле боя в них называется «пашней». Но при этом уточняется, что вспахана эта пашня «не сохами», а «лощадиными копытами» и «засеяна» не зернами, «казацкими головами» [10, т. 6, № 3]. Умирающий на поле брани воин посылает своего коня домой и просит передать жене, что женился он на чужой стороне «на другой жене»; сосватал его «бел горюч камень», обвенчала «сабля вострая», а его «молодая жена» —«пуля быстрая» [14, № 25].
Особенно показательной в рассматриваемом плане является одна из самых популярных солдатских песен «В чистом поле стояло тут древо», в которой есть такой диалог птицы с солдатами:
—Солдатушки, ребятушки, а где ваши домы?
—Наши домы — круты горы, широки раздолья,
То наши подворья.
—Солдатушки, ребятушки, а где ваши жены?
—Наши жены — ружья заряжены, штыки присажены.
—Солдатушки, ребятушки, а где ваши дети?
Наши дети — ложки полужены, в сумы положены,
В поход припасены.
—Солдатушки, ребятушки, а где ваши тетки?
—Наши тетки — шапки теплы на буйной головке.
—Солдатушки, ребятушки, а где ваши кони?
—Наши кони резвы ноги, завсегда в походе,
В казенной работе.
[16,452]
Солдатские песни значительно обогатили народную лирику новыми темами, мотивами и образами. Они привлекли внимание многих поэтов: Некрасова, Демьяна Бедного и др.
Удалые («разбойничьи») песни. Представление о традиционной -^ лирической песне было бы неполным, если бы мы, хотя бы кратко, не остановились еще на одном песенном цикле, а именно на удалых (термин Белинского) или, как их называли буржуазные историки, «разбойничьих» песнях.
| Разбойничество в феодально-крепостнической России было порождением определенных социально-исторических условий. Не вынося кабальных условий жизни, крепостные убегали от помещиков, солдаты — из царской армии, бурлаки — с тяжелых речных работ и т. д. Некоторые из этих беглых людей объединялись в шайки и занимались разбоем. На больших дорогах и реках они нападали на царских воевод, губернаторов, помещиков, богатых купцов и других представителей имущих классов. В явлении разбойничества, в уродливой в нравственном отношении форме, проявлялся протест против стеснительных норм общественной жизни, выражалась потребность в свободе и независимости, проявлялось своеобразное удальство и молодечество.}
Характеризуя удальство былинного Василия Буслаева Белинский писал: «Сильная натура непременно требует для себя широкого, размашистого круга деятельности. И поэтому, лишенная нравственной сферы, она бешено и дико бросается в безумное упоение удалой жизни, разрывает, подобно паутине, слабую ткань общественной морали» (Поли. собр. соч. в 13-ти т., т. 5, с. 439). Эти слова Белинского полностью применимы и к героям удалых («разбойничьих») песен [30, 198].
Главными героями удалых песен являются чфазбойнички» — «люди вольные». По своему социальному составу (или, лучше сказать, происхождению) это — «сироты бедные, солдаты беглые» З, № 2480], «бурлаки-молодчики заволжские» [6, вып. 7, 149]. х «деяния» в песнях подаются не как бандитские поступки, а как одна из форм социальной мести. |Герои этих песен говорят:
Называют нас ворами, разбойниками,
А мы, братцы ведь не воры, не разбойники,
Мы люди добрые, ребята все поволжские.
[1, 438]
Социальная подоплека «деяний» удальцов-разбойников особенно ярко выражена в песне «Что пЬниже было города Саратова». Содержание песни такое. На реке Камышинке, которая «устьицем впадала в Волгу-матушку», «все бурлаки, все молодчики заволжские» подкараулили нагруженную ценными товарами лодку астраханского губернатора. В испуге губернатор предлагает им «золо тую казну», «цветно платье», «диковинки заморские» и «вещицы астраханские». Но они говорят, что ничего этого им не нужно. Их претензии к губернатору иные:
Ты добре ведь, губернатор, к нам строгонек был,
Ты ведь бил нас, ты губил нас, в ссылку ссылывал,
На воротах жен, детей наших расстреливал!
[6, вып. 7, с. 150]
И они предают губернатора смерти.
В этой песне — не обычное ограбление с разбоем, а социальная месть. Хотя в песне и говорится об убийстве, но на этом внимание не акцентируется. Удалые песенные «разбойнички» — это не злодеи-бандиты. Называя их «витязями» своего рода, Белинский писал: «Подвиги этих витязей такого рода никогда не были запечатлены ни зверством, ни жестокостью: они были удальцы и молодцы, а не злодеи» (Поли. собр. соч. в 13-ти т., т. 5 с. 439).
Как это ни удивительно, общий эмоциональный колорит удалых песен на тему разбойничества очень светлый. И это можно понять. Из кабальных условий люди вырывались на волю, о,ни с жадностью всматривались в природу, с умилением любовались ее красотами. Природа в удалых лирических песнях ри-. суется широкими размашистыми красками, показана сильной, могучей, берется подчас в ее наивысшем драматическом напряже- 219 нии. Так, например, одна их удалых песен начинается такими строками:
Вниз по матушке, по Волге,
По широкому раздолью (2)
Поднималась бурь-погода. [8, № 47]
В штормовую погоду ничего не видно. Только и видно, что в волнах «красна лодочка краснеется, на гребцах шляпы чернеются». И для нас без слов ясно, что сидящие в лодках гребцы — люди смелые и решительные (раз они не побоялись в такую непогоду выплыть на легкой лодочке в море).
В другой удалой песне воля атамана поэтически сравнивается с Могучим шумом дубравушки: «Не леса шумят, не дубравушка — разыгралась воля атаманская»| [10, т. 6, № 392]. Применительно ко многим удалым песням можно сказать, что в них впервые свободно вздохнула грудь, размахнулась душа, разыгралась волюшка угнетенного человека.
Основное эмоциональное содержание удалых песен —это любование и упоение обретенной волей, какое-то глубокое душевное удовлетворение, настроение праздничности. Эта праздничность подчеркивается нередко в удалых песнях пейзажными штрихами и портретными зарисовками. Так, в упомянутой выше песне «Что пониже было города Саратова» удальцы плывут по реке Камышинке, а по сторонам ее «круты, красны берега, луга зеленые». Праздничность настроения подчеркивается в песне и особым нарядом удальцов:
Хорошо все удальцы были наряжены:
На них шапочки собольи, верхи бархатны,
На камке у них кафтаны однорядочны;
Канаватные бешметы в нитку строчены,
Галуном рубашки шелковы обложены,
Сапоги на всех на молодцах сафьяновы [6, вып. 7, с. 149]
Идеальному наряду молодцев вполне соответствует и их настроение: «Они веслами гребли да пели песенки». Весь строй --••• этой песни отличает мажорность, мягкая лирическая задушев-ност^>.
'Разумеется, иной эмоциональный тон в песнях, рассказывающих о пойманных удальцах, находящихся в заключении. Но и здесь они показаны людьми сильными, не сломленными. (Гак, например, в широко известной песне «Не шуми, мати зеленая дубравушка» рисуется мужественный образ удальца, который смело разговаривает с царем, идет на казнь, но не выдает своих товарищей. А в песне «Вы леса мои, лесочки, леса темные» [10, т. 6, № 402] рассказывается о смелом побеге удальцов из тюрьмы.
Многие удалые песни пронизывает тонкая ирония. Так, допрашиваемый царем молодец на вопрос, кто были его товарищи, с кем он «разбой держал», обещает сказать царю «всю правду», 220 «всю истину». И говорит, что его товарищами были «темная ночь»,' «добрый конь», «булатный нож» и т. д. [Ю, т. 6, № 424].
Некоторые удалые песни отличают волевые интонации, упругие и четкие ритмы. Примером могут служить песни «Что' пониже было города Саратова» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка».
В заключение можно сказать, что традиционные лирические песни довольно полно отразили не только бытовую, но и социальную жизнь народа. Лирический герой традиционных лирических песен — простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, солдат, удалой «разбойничек». Именно глазами этих героев, их умом и сердцем воспринимается в народной лирической песне жизнь, именно они дают различным явлениям семейной и общественной жизни ту или иную оценку; их мысли'и чувства каждый раз составляют основное идейно-эмоциональное содержание той илииной песни.
Поэтический стиль лирических песен. Для языка традиционных песен характерно то, что в его основе лежит живая разговорная речь народа. Отвечая основному идейно-тематическому и образному содержанию песен лексика носит бытовой характер; слова, выходящие за пределы бытовой тематики, встречаются в сравнительно небольшом числе.
Однако, почти не отличаясь от живой разговорной речи по словарю, традиционная лирическая песня существенно отличается от нее своим поэтическим стилем! В поэтическом стиле традиционной лирической песни необычайно ярко проявляются . ее жанровые особенности. Именно жанровой природой русской народной лирики обусловлены большая или меньшая употреби тельность в ней тех или иных стилистических средств, своеобразие их художественных функций.
В отличие от былин, где часто встречаются гиперболы, в лирических песнях гиперболы почти не употребляются. Зато в лирических песнях очень широко используется символика, различные образы природы и животного мира часто употребляются не в . ггоямом, а в переносном значении.
^ (^Употребление образов природы в переносно-поэтическом смысле, выражение посредством этих образов всевозможных переживаний человека свойственно не только фольклорной лирике. Характеризуя жанровые особенности литературной лирики, Белинский писал: «Предмет здесь не имеет цены сам по себе, но все зависит от того, какое значение дает ему субъект, все зависит от того веяния, того духа, которыми проникается предмет фанта-зиею и ощущением. Что, например, за предмет — засохший цветок, найденный поэтом в книге? —но он -внушил Пушкину одно из лучших, одно из благоуханнейших, .музыкальнейших его лирических произведений» (Поли. собр. соч. в 13-ти т., т. 5, с. 46). «Чисто лирическое произведение, — писал в другом месте Белинский, — представляет собою как бы картину, между тем как в нем главное дело не самая картина, а чувство, которое она возбуждает» (Поли. собр. соЧ в 13-ти т., т. 5, с. 15).
Однако особенно часто различные предметы и явления природы в переносном значении употребляются в народной лирике, в поэтической образности которой еще достаточно сильны следы антропоморфизма. Хотя следует заметить, что эти образы в рассматриваемых песнях имеют уже не антропоморфическое, а условно-поэтическое, символическое значение'
Традиционная лирическая песня оперирует значительным количеством самых разнообразных символов. Так, символом молодца в ней являются соловей, селезень или голубь. В качестве символов девушки в ней выступают белая лебедушка, серая утушка или сизая голубка. Еще шире, чем из мира животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов употребляются предметы и образы из мира растительного. Часто символом девушки в них являются калина, малина или сладкая вишня, а символом молодца — зеленый дуб, хмель или виноград.
Однако чаще всего в традиционных лирических песнях различные растения являются символами не каких-то конкретных образов, а определенного их состояния, того или иного чувства или настроения. Так, например, хмель, виноград, калина и малина являются символами радости и веселья, а полынь, осина, рябина, туман и буйные ветры, наоборот, — символами горя, тоски и печали. Как правило, цветение любого растения в песнях означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его засыхание, увядание — печаль, горе, разлуку и т. д. •
В чем смысл употребления символов в традиционных лирических песнях? Поэтический смысл употребления символов состоит в том, что они, не обогащая сколько-нибудь заметно конкретного содержания песни, помогают выразить это содержание в • форме яркой образности, дают возможность глубже раскрыть те или иные чувства, придают песне большую эмоциональную выразительностью.
В традиционных лирических песнях, как, впрочем, и в былинах, широко употребляются такие поэтические средства, как эпитеты, метафоры и сравнения. Однако если в былинах все эти средства играют главным образом изобразительную роль, то в лирических песнях их функция — преимущественно выразительная.
В лирической песне, например, можно встретить такие изобразительные эпитеты, как «зеленый сад», «чистое поле», «белая береза», «серая утица», «сизый голубь», «ясен сокол», «черные кудри», «русая коса» и т. п. С помощью этих эпитетов создаются красочные портреты, рисуются яркие картины пейзажа. Однако значительно чаще в лирических песнях употребляются эпитеты выразительные («родной батюшка», «родная матушка», «дорогие подруженьки», «миленький дружочек», «голубчик мой», «моя радость», «лапушка-голубушка», «лебедушка-касатушка» и т. п.). Посредством этих эпитетов в лирической песне выражаются самые разнообразные чувства, передаются самые различные оттенки настроений.
Например, девушка обращается к милому:
Сердце лапушка, надсадушка моя!
Полно, радость, сокрушать сердце мое.
[13, № 1257]
Да и относительно приведенных выше изобразительных эпитетов («зеленый сад», «чистое поле», «сизый голубь» и др.) следует заметить, что они в лирических песнях выполняют функции не только изобразительные, но и выразительные: не только создают ту или иную картину, но и при этом всегда очень отчетливо выражают определенное настроение.
/* Специфику поэтического стиля народных лирических песен составляет также широкое употребление в них обращений. Нередко в песнях можно встретить обращения к какому-нибудь конкретному лицу, например: «Ах ты, мать моя, матушка!», «Вы кумушки, голубушки!», «Молодка, молодка молодая!» и т. п. Чаще всего в лирических песнях мы находим не прямые, а так называемые риторические обращения. Песни нередко начинаются с обращения . не к людям, а к различным предметам и явлениям природы: к лесу, рябине, дубравушке, соловью, кукушке, солнцу, месяцу, заре, частым звездам, темной ноченьке и т. п. Например: «Вы леса ль, мои лесочки, леса мои темные»; «Рябина, рябинушка, рябина кудрявая», «Ох ночь моя, ночка, ночка темная!». Посредством этих обращений выражаемые песней чувства получают большую конкретизацию, они адресуются к совершенно конкретному объекту. Обращения значительно, повышают общую эмоциональную выразительность песни.
Большую эмоционально-выразительную роль в лирических песнях выполняют различные суффиксы. В них можно встретить слова с увеличительными суффиксами («старичище», «бородище», «гульбище» и др.). Но необходимо заметить, что в отличие от былин здесь чаще всего употребляются слова с уменьшительными суффиксами, которые более соответствуют их основному грустно-лирическому эмоциональному тону. Основное назначение умень шительных суффиксов в лирической песне — служить средством выражения чувства любви, ласки и нежности. Прежде всего, уменьшительные суффиксы употребляются в словах, относящихся к людям. Например; «батюшка», «матушка», «подруженька», «милушка-голубушка» и т. д. Но нередко их имеют слова, обозначающие явления и предметы, с которыми люди так или иначе связаны. В таком случае достигается удивительное единство стиля, создается определенный эмоциональный тон, способствующий наиболее полному выражению необходимого настроения. Например:
Как на горочке на крутенькой,
На крутенькой на пригорочке
Стояла горенка сосновенька.
Во горенке жила вдовинка,
У вдовинки сынок Иванушка.
[9, № 805]
На основе сказанного можно сделать вывод, что поэтический стиль традиционных лирических песен отличается яркими жанровыми особенностями.
Композиционные формы и приемы.Композиция традиционных лирических песен так же, как и их поэтический стиль, всецело обусловлена жанровой природой этих песен. Основное назначение композиции лирической песни в том, чтобы как можно полнее и глубже выражать ее идейно-эмоциональное содержание, правдивее и ярче передавать мысли и чувства лирического героя. Народная лирическая песня разработала множество композиционных средств, выполняющих эти функции.
При рассмотрении построения традиционных лирических песен необходимо строго различать такие понятия, как композиционная форма и приемы, которыми эта форма создается. Исследование этого вопроса показало, что традиционные лирические песни в основном используют такие композиционные формы, как монолог, диалог и форму схемы «описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог».
Песня-монолог является простейшей и, очевидно, самой древней композиционной формой. Она как нельзя лучше отвечает жанровой природе лирической песни, представляет собой самый естественный способ прямого, непосредственного выражения мыслей и чувств лирического героя.
Вот пример песни-монолога.
Сторона ль моя, сторонушка.
Незнакомая здешняя!
На тебе, моя сторонушка,
Нету милого дружка,
На тебе ль, моя сторонушка,
Нету друга моего,
Нету друга, нет подружки,
Нету матушки родной. [10, т. 5, № 49]
Нередко протяжные лирические песни строятся в форме диалога. Все содержание песни в таком случае выражается в виде разговора девушки со своим милым, жены с мужем, дочери с матерью и т. д. Чаще всего в этом диалоге один спрашивает, а другой отвечает. Вот пример песни-диалога.
«О чем ты, Машенька, плачешь, О чем ты слезы льешь?» — Уж как-то мне не плакать, Горьких слез не ронять? Один был сад да зеленый, И тот стал подсыхать, Один был друг любезный, | И тот стал покидать! Уж я птичкою быть желаю, Везде чтобы летать; Я за тем бы полетела, За тем, кого мне жаль, Я все про все узнаю, Я не буду тосковать." [10, т. 5, № 586] |
Однако следует сказать, что подавляющее большинство лирических песен построены по схеме «описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог». Вначале в песне идет описательно-повествовательная часть:
При долинушке стояла, Калину ломала, В пучочки вязала, | На дорогу клала, Приметы примечала, Дружка ворочала. |
А затем следует монолог героини:
«Воротися, моя радость, Воротись, надежда! Не воротишься, надежда, Хотя ж оглянися; Не оглянешься, надежда,— | Махни черной шляпой, Черной шляпой пуховою, Правою рукою, Лентой голубою!» [10, т. 5, № 45] |
Такая композиционная форма ярко выражает специфику традиционных лирических песен в художественном отражении действительности. Эта специфика проявляется в том, что народные песни вместе с переживаниями героев, как правило, показывают и те обстоятельства, те жизненные факты и явления, которые вызвали эти переживания.
В песнях композиционной схемы «описательно-повествовательная часть плюс монолог илиг диалог», основное содержание выражается в монологах или диалогах, которыми они заканчиваются. Но важную роль в них играют и всевозможные описательно-повествовательные вступления, которые этим мошлогам или диалогам предшествуют. Художественное назначение этих вступлений состоит в том, чтобы придавать выражаемым в песне чувствам и мыслям более конкретный характер, так сказать, привязывать эти переживания к каким-то конкретным жизненным ситуациям и делать их таким образом более убедительными и художественно-мотивированными.
Таковы основные композиционные формы традиционных лирических песен.
Приемы композиционного построения традиционных лирических песен, принципы внутренней организации поэтическогоматериала в них также довольно многообразны. Наиболее часто встречаются такие приемы, как поэтический параллелизм, цепоч-I Т ная связь картин и ступенчатое сужение образов. М ^~ Принцип поэтического параллелизма в композиционной орга-I"низации народных лирических песен был открыт и подробно описан А. Н. Веселовским [27, 1—80]. В основе поэтического параллелизма лежит психологический параллелизм — особый способ мышления, основанный на раннем анимистическом миросозерцании, когда живой и неживой миры в известной степени отождествлялись. Явления человеческой жизни в таком случае познаются в сопоставлении с различными явлениями природы.
В песнях, построенных по принципу поэтического параллелизма, всегда наблюдается определенная закономерность: вначале дается картина природы, а затем следует картина из жизни человека. Вместе взятые, эти две картины представляют собой в идейно-эмоциональном и художественном отношениях нечто целое, но по своему значению они далеко не равноценны. Первая, природная, картина всегда имеет символическое значение и выполняет функции своеобразного эмоционального вступления. Она создает определенное настроение и в общих чертах намекает на реальное содержание песни. Во второй, человеческой, картине раскрывается основное жизненное содержание песни, выражаются чувства и мысли того или иного лирического героя.
Принцип поэтического параллелизма может быть использован во всех рассмотренных нами ранее композиционных формах 225 народной лирической песни: в песнях-монологах, в песнях-диалогах и- в песнях композиционной схемы «описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог».
Приведем песню-диалог, в построении которой использован прием поэтического параллелизма:
«Ах что же ты, голубчик, не весел сидишь,
Не весел сидишь и не радостен?»
Как же мне, голубчику, веселому быть,
Веселому быть и радостному?
Вечор у меня голубка была,
Голубка была, со мной сидела.
Поутру голубка убита лежит,
Убита лежит, застреленная!
Ах что же ты, молодчик, не весел сидишь.
Не весел сидишь и не радостен?
Как же мне, молодчику, веселому быть,
Веселому .быть и радостному?
Вчера у меня девица была,
Девица была, со мной сидела,
Речь говорила и руку дала, .
И руку дала выйти за меня,
А нынче девицу замуж отдают,
Замуж отдают, просватывают». [16, 166]
Принцип поэтического параллелизма был особенно продуктивным на самых ранних стадиях развития народной лирической песни. В дальнейшем поэтический параллелизм разрушается. | Принцип устойчивой символико-реальной ассоциации в народнотйг творчестве постепенно заменяется принципом свободной поэти ческой ассоциации, который, на наш взгляд, нашел свое наглядное выражение в приеме «цепочной связи картин». Сущность его заключается в том, что отдельные картины песен связываются между собой как бы цепочно, посредством образа, который входит в обе рядом стоящие картины. В таком случае с последнего образа первой картины начинается вторая картина, с последнего образа второй картины начинается третья картина и т. д.
Простейшим примером такого ассоциативно-цепочного построения является песня «Соловей мой, залетная пташечка». Песня начинается картиной:
Соловей мой, залетная пташечка,
Не пой, не пой утром рано на заре,
Не буди ты моего милого в тереме,
На последнем месте в этой картине стоит образ милого. Но как только был упомянут милый, то по ассоциации рисуется его образ во второй картине, которая начинается строками:
Я думала, что милый спит, не чует,
А мой милый сидит, плеточку готовит. [10, т. 2, № 499]
и т. д.
Особенно же ярко принцип ассоциативно-цепочного построения проявился в песне «Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет» [10, т. 2, № 262].
Как прием поэтического параллелизма, так и прием цепочного сцепления картин выражает основную закономерность в построении песни — наиболее важную часть ее содержания передавать в самом конце.
I С еще большей наглядностью эта закономерность в построении народных лирических песен проявляется в так называемом приеме «ступенчатого сужения образов^ который был описан Б. М. Соколовым в статье «Экскурсы в область поэтики русского фольклора» [29]. Разъясняя сущность и функцию этого приема, Б. М. Соколов писал: «Под ним мы разумеем такое сочетание (внутреннее сцепление) образов, когда образы ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объемом содержания... Последний, наиболее «суженный» в своем объеме образ, как раз с точки зрения художественного задания песни, является наиболее важным. На нем-то, собственно говоря, и фиксируется внимание» [29, 39—40].
Прием ступенчатого сужения образов применяется не во всех типах песен, а лишь в первой части композиционной схемы «описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог». Примером может служить песня «Долина, долина, да ты зеленая!». Песня начинается с описательно-повествовательного вступления, построенного приемом ступенчатого сужения образов.
Долина, долина, да ты зеленая!
По тебе, долина, — дорожка широкая,
Дорожка широкая, реченька быстрая,
Реченька быстрая, круты бережочки.
На них желтые песочки;
На желтеньких песочках
Стоят три садочка,
Как во первом во садочке
Соловьюшек свищет;
А во втором во садочке
Кукушка кукует;
А во третьем во садочке
Мать с сыном гуляет. [10, т. 3, № 592]
А затем следует диалог матери и сына, в котором и выражается основное содержание песни.