Восстановите соответствие между типом ориентации клиента и ее пояснением

(по В.В. Столину)


-> деловая неадекватная <-> клиент искренне заинтересован в решении проблемы, но преувеличивает возможности консультанта
-> «обаятельный рантье» <-> клиент считает, что его откровенность, обаяние и доверие к консультанту – тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта
-> Игровая ориентация <-> клиент обращается лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом
____________ называются такие вопросы, отвечая на которые собеседник может одним словом подтвердить или отрицать сказанное
-> Закрытыми
_______________ - прием активного слушания, который заключается в подытоживании сказанного собеседником
-> Резюмирование
«Фрейдовская ошибка» - это:
-> ошибки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента
неправомерное преувеличение З. Фрейдом роли сексуальных инстинктов в возникновении психологических проблем у человека
направленная ассоциация клиента на заданное слово
молчание, сухость и невыразительность ответов клиента при стремлении избежать определенной, болезненной темы
Адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно, – это ______________ клиента.
-> жалоба
Беспокойство как легкая эмоциональная "доминанта", не имеющая однозначного событийного истолкования, является одной из главных причин обращения его к психологу, и эта причина может быть названа как:
-> тревога
поиск участия
уныние
порочный круг конфликта
Бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков называется:
-> компенсацией
рационализацией
интроекцией
отрицанием
Бессознательное уподобление себя другой личности, неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности, – это:
-> идентификация
проекция
замещение
сублимация
В деятельности психолога-консультанта в условиях образовательного учреждения доминирующим является консультирование
-> возрастно-психологическое
В зависимости от общепсихологического понимания личности и движущих сил ее развития основными теоретическими источниками практики психологического консультирования являются глубинная психология, бихевиоральное и __________ направления в психологии
-> гуманистическое
В задачи возрастно-психологического консультирования входят:
-> ориентация родителей и педагогов в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка
-> составление рекомендаций по воспитанию детей в семье
профессиональная ориентация школьников
повышение методического мастерства педагогов
В качестве основных показаний для психологической помощи и консультирования выделяются:
-> возникновение кризисной жизненной ситуации
-> грубое или устойчивое расстройство поведения
потребность человека в душевной беседе
наличие у человека недоброжелателей, которыми необходимо научить человека более эффективно манипулировать
В качестве основных показаний для психологической помощи и консультирования выделяются:
-> возникновение кризисной жизненной ситуации
-> грубое или устойчивое расстройство поведения
ускоренное развитие психических функций
временное снижение работоспособности
В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения:
-> сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости
-> двигательная расторможенность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения
-> повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям
повышенный интерес к сексуальным проблемам
стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни
В отношениях психолога с клиентами желательно:
-> не переходить на дружеские отношения
перейти на более близкие, дружеские отношения
установить неформальное общение вне рабочего времени
постоянно поддерживать тесные контакты и предложение своей помощи после разрешения проблемы
В первой фазе второй стадии консультирования (стадии «исповеди» клиента) психолог должен:
-> больше слушать клиента, не задавая вопросов
тут же задавать уточняющие вопросы, как только становится неясным изложенное содержание или неискренность клиента
дать как можно больше научной информации о причинах подобного рода проблем
выражать свое отношение к излагаемому клиентом содержанию
В.В. Столиным выделены следующие основные ориентации клиента, влияющие на характер взаимодействия с ним консультанта:
-> деловая
-> рентная
-> игровая
понимающая
эгоистическая
Восстановите соответствие между классом ситуаций и соответствующим ему уровнем психического здоровья
-> класс ситуаций на духовный и жизненный смысл деятельности <-> личностно-смысловой уровень психического здоровья
-> класс ситуаций на опредмечивание и реализацию отношений <-> индивидуально-исполнительный уровень психического здоровья
-> класс ситуаций на качество психофизического взаимодействия с окружающим <-> психофизиологический уровень психического здоровья
Восстановите соответствие между мотивом обращения клиента к консультанту и его пояснением
-> сомнение, неуверенность <-> случаи обращений, которые вызваны трудностями в принятии важного жизненного решения или же, наоборот, сомнениями в правильности уже совершенного поступка
-> уныние <-> главной особенностью случаев этой группы является преимущественно эмоциональное реагирование на происходящие травмирующие жизненные события
-> потрясение <-> состояния, связанные с тягостным ощущением исключительности произошедшей с клиентом беды или совершенного им самим проступка
-> поиск участия <-> недостаток душевной близости в жизненных контактах с людьми, побуждающий человека искать компенсации "на стороне" по поводу тех или иных личных психологических проблем
Восстановите соответствие между названием защитного механизма и его определением
-> рационализация <-> бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны
-> идентификация <-> бессознательное уподобление себя другой личности
-> бегство <-> стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности
-> сублимация <-> преобразование энергии сексуального влечения, агрессивного характера на цель более отдаленную или социально более ценную и приемлемую
-> оглушение <-> стремление снять переживания за счет употребления алкоголя, наркотиков и т.п.)
Восстановите соответствие между названием защитного механизма и его определением
-> фиксация <-> задержка на одной стадии развития
-> регрессия <-> возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития
-> интеллектуализация <-> преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств
-> компенсация <-> бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков
-> отрицание <-> отвержение мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне
Восстановите соответствие между названием кризиса и его пояснением
-> кризис нереализованности <-> человек не видит или недооценивает свои достижения или успехи, в своем прошлом не видит достаточно существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего
-> кризис опустошенности <-> в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее у человека возникает ощущение неопределенности, непредсказуемости будущего
-> кризис бесперспективности <-> в сознании слабо представлены проекты, планы, мечты о будущем человек затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ролях
Восстановите соответствие между названием направления в психологическом консультировании и его представителями
-> глубинная психология <-> 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн
-> бихевиоральное направление <-> Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура
-> гумани стическая психология <-> К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл
Восстановите соответствие между названием направления в психологическом консультировании и применяемыми в его русле методическими приемами
-> глубинная психология <-> анализ символов повседневности, фрейдовская ошибка, анализ сновидений, анализ сопротивления клиента, анализ содержания переноса клиента и контрпереноса
-> бихевиоральное направление <-> тренировка настойчивости, моделирование социально-желательного поведения, тренировка релаксации, поощрение за желаемое поведение, составление программ профилактики рецидивов поведения
-> гуманистическая психология <-> открытые и закрытые вопросы, отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога, восприятие «здесь» и «теперь», «пустое кресло», беседа с частью «Я», диалог верхней и нижней собаки, фиксированное ощущение, парадоксальные намерения, перемена отношения, убеждение и призыв
Восстановите соответствие между понятием и его определением
-> практическая психология <-> отрасль психологии, предмет которой - психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности
-> психологическая помощь <-> система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии
-> консультативная психология <-> отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии
Восстановите соответствие между понятием и его определением
-> сопротивление <-> психоаналитический термин, обозначающий закрытость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами
-> трансфер <-> психоаналитический термин, обозначающий особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и. клиентом, характеризующееся перенесением в процесс психоаналитического взаимодействия эмоционального опыта пациента, в частности, проекцию на консультанта черт личности другого (значимого) человека
-> контртрансфер <-> психоаналитический термин, обозначающий перенос на пациента собственного эмоционального опыта психотерапевта
Восстановите соответствие между понятием и его определением
-> психологическая проблема клиента <-> совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться
-> задача консультативная <-> психологическая проблема, которая заключается в выявлении консультантом причин психологических трудностей клиента, их интерпретации и поиске способов их преодоления
-> психологический запрос <-> мотивированное определенным образом обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи.
Восстановите соответствие между понятием и его определением
-> проблемная психологическая ситуация <-> совокупность обстоятельств жизни человека (или группы), его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем.
-> проблема <-> указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.
-> запрос <-> конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации
Восстановите соответствие между понятием и его определением
-> психологические ключи <-> индикаторы действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента
-> анамнез консультативный <-> совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается
-> диагноз психологический <-> вывод о наличии и мере выраженности, тех или иных психологических особенностей клиента
Восстановите соответствие между различными состояниями психики человека и наиболее подходящими видами психологической помощи
-> болезнь <-> психиатрия. Медицинская психотерапия.
-> начальные отклонения в психике от нормы <-> немедицинская психотерапия и психокоррекция.
-> психическая норма <-> консультирование. Активное социально-психологическое обучение.
Восстановите соответствие между стадией консультирования, отражающей ее последовательность в общей динамике консультирования, и задачей данной стадии
-> первая стадия консультирования <-> установление контакта с клиентом
-> вторая стадия консультирования <-> уяснение проблемы клиента
-> третья стадия консультирования <-> осознание желаемого состояния
-> четвертая стадия консультирования <-> выдвижение альтернатив и формулирование терапевтической задачи
-> пятая стадия консультирования <-> обобщение результатов взаимодействия
Выделяют следующие основные критические периоды, которые переживает ребенок в процессе развития:
-> кризис трех лет (« Я сам!»)
-> кризис подросткового возраста (период полового созревания)
-> кризис 6-7 лет (адаптация к школе)
кризис 10-11 лет (переход в «среднюю» школу)
кризис 16-17 лет (скоро в армию)
Выделяют следующие основные критические периоды, которые переживает ребенок в процессе развития:
-> кризис трех лет (« Я сам!»)
-> кризис 6-7 лет (адаптация к школе)
-> кризис подросткового «переходного возраста»
кризис 1 года («Мир больше меня!»)
кризис 10 лет (окончание начальной школы)
Выделяют три уровня анализа категории «психическая норма»:
-> нейропсихологический
-> общепсихологический
-> возрастно-психологический
гендерный
социальный
Выделяются три основных признака аутентичного существования:
-> полное осознание настоящего момента
-> выбор способа жизни в данный момент
-> принятие ответственности за свой выбор
активное отстаивание собственной точки зрения
неподверженность чужому влиянию
Деловая ориентация клиента, при которой клиент преувеличивает возможности консультанта, называется (по В.В. Столину):
-> неадекватной
«требовательный рантье»
рентной
компенсаторной
Демонстрирует основные способности человека, ищущего работу, выполнять различные задачи и обязанности, показывая его достижения в конкретной области, резюме
-> функциональное
хронологическое
упорядоченное
свободное
Диагноз психологический - вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического ……….
-> обследования
Диалог «верхней собаки», восприятие «здесь и теперь», метод «пустого кресла» – все это техники психотерапии:
-> гештальттерапии
аналитической
поведенческой
рациональной
Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, являются следующие особенности поведения:
-> повышенный интерес к сексуальным проблемам
-> склонность к агрессии
-> стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни
стремление к лидерству, желание быть в центре внимания
увлечение компьютерными играми
Желательным во время консультирования является то, чтобы психолог:
-> не давал советы клиенту, предоставляя ему информацию в «нейтральной» форме
давал заинтересованные советы клиенту
однозначно оценивал правильность или неправильность того или иного варианта решения проблемы, выбранного клиентом
предлагал клиенту единственно правильный вариант решения его проблемы
Завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека, – это:
-> отреагирование
облегчение
инсайт
аффективный выход
Задачей консультанта в случае обращения к нему клиента, ищущего работу, является:
-> формирование у клиента психологической готовности к преодолению сложных моментов в ситуации взаимодействия с работодателями
показ сочувствия тяжелому положению клиента
определение причин потери предыдущей работы
направление его в известные психологу агентства по трудоустройству
Закрытость пациента процессу терапии, которая вызвана нежеланием заново переживать неприятные чувства, связанные с вытесненными конфликтами, называется:
-> сопротивлением
экранированием
контртрансфером
вытеснением
Закрытыми являются вопросы консультанта,
-> на которые возможны однозначные, короткие ответы
которые затрагивают интимные стороны жизни клиента
ответы на которые со стороны клиента по разным причинам могут быть необязательными
ответы клиента на которые не подлежат разглашению другим лицам
Защитный психологический процесс, при котором вытесненное влечение заменяется какой-либо тенденцией или символом, называется:
-> замещением
сублимацией
проекцией
вытеснением
Защитный психологический процесс, при котором импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира, называется:
-> проекцией
сублимацией
идентификацией
вытеснением
Защитный психологический процесс, при котором наблюдается стремление снять переживания за счет употребления алкоголя, наркотиков, называется:
-> оглушением
сублимацией
замещением
бегством
Защитный психологический процесс, при котором происходит изменение неприемлемой для сознания тенденции на какой-либо способ поведения, называется:
-> образованием реакций
сублимацией
проекцией
вытеснением
Из перечисленных ролевых функций (или позиций) психолога: 1) специалист по рефлексии (поднимает вопросы для размышления) 2) выявляющий альтернативы (находит альтернативы самопонимания, ресурсов и способов деятельности клиента 3) помощник в решении проблем (предлагает альтернативы и участвует в решениях) 4) пропагандист (настоятельно предлагает пути решения, направляет процесс решения проблем) 5) ищущий факты (собирает данные и стимулирует мышление - по мере усиления директивности в его поведении по отношению к клиенту все их можно расположить в следующей последовательности:
-> 1 5 2 3 4
5 1 2 3 4
2 3 4 1 5
3 1 2 4 5
Информация, полученная от клиента психологом во время консультирования, не может быть передана другим лицам без разрешения клиента:
-> если она не является угрозой здоровью других людей
ни при каких условиях
кроме его близких родственников
если в ней содержатся компрометирующие его сведения
Ключевыми словами клиента при кинестетическом режиме восприятия действительности являются слова:
-> чувствую, гладко, схватываю
вижу, выглядит, посмотрите
покажите, яркий, картина
тон, беседа, говорить
Консультирование в большей степени, чем психотерапия, ориентировано на решение проблем:
-> когда они еще не обострились
когда психологические проблемы настолько осложнились, что человек нуждается в долговременной с ним работе
за счет ведущей роли консультанта в выборе определенного варианта действий по ее решению
за счет «подключения» социального окружения как ведущего фактора потенциальных изменений в поведении человека
Консультирование охватывает более __________ круг психологических проблем, чем психотерапия
-> широкий
Консультирование помогает клиенту осознать свою роль в возникновении ____________
-> проблемы
Кульминационная точка консультационного процесса, в которой происходит преодоление болезненной замкнутости личности в отношении существенных для нее сторон бытия (по А.Ф. Копьеву), – это:
-> диалогический прорыв
инсайт
отреагирование
катарсис
Лучше, когда на столе у консультанта во время консультирования:
-> не находятся личные вещи
находятся личные вещи, создающие «домашнюю» обстановку
находятся предметы, ясно отражающие убеждения консультанта
лежат только рабочие документы (ручка, тетрадь для записей, диктофон)
Многоуровневое качество жизнедеятельности личности, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности, - это:
-> психическое здоровье
возрастная норма развития
гомеостазис
психологическая адаптация
Множество проблем, с которыми встречаются люди в своей жизни и деятельности, можно разделить на две основных категории:
-> психологические и предметные
бытовые и деловые
финансовые и личные
стандартные и нестандартные
врожденные и приобретенные
Модель консультирования, в основе которой лежит идея гомеостаза, называется:
-> энергетической
симптоматической
семантической
контактным
Модель консультирования, при которой затруднения и конфликты человека рассматриваются как производные от его определенных личностных черт, называется:
-> симптоматической
семантической
энергетической
типологической
Мотивированное определенным образом обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи – это:
-> психологический запрос
поиск участия
требование помощи
мотивированная жалоба
На основании объекта, на который направлены действия консультанта, и сферы приложения консультативных услуг выделяют виды консультирования:
-> семейное
-> возрастно-психологическое
-> индивидуальное
групповое
дистантное
Наиболее благоприятным является взаимное расположение консультанта и клиента:
-> за одним журнальным столиком в 1,5 метрах друг от друга
на противоположных сторонах офисного стола
на одном диване примерно в метре друг от друга
за большим круглым столом друг против друга
Наиболее типичными задачами психологического консультирования являются:
-> разъяснение человеку его психологических трудностей
-> активизация внутренних ресурсов клиента
коррекция асоциальных паттернов поведения
исправление дефектов воспитания
проведение реабилитационных мероприятий с людьми, перенесшими психотравмирующий стресс
Недостаток душевной близости в жизненных контактах побуждает человека искать компенсации в общении с психологом, и эта причина обращения может быть названа как:
-> поиск участия
психологическая интоксикация
управление-манипуляция
порочный круг конфликта
Неконгруэнтная коммуникация – это общение, при котором:
-> наблюдаются расхождения между вербальным сообщением и невербальным поведением собеседника
один собеседник испытывает дискомфорт от общения с другим
собеседники ведут диалог, находясь в разных социально-ролевых позициях
чувства одного собеседника не находят поддержки у другого
Неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами, – это:
-> скрытое содержание жалобы
локус жалобы
неявный запрос клиента
истинная задача клиента
Образование психических или неорганических нарушений и заболеваний, выступающих символами и следствием аффективных переживаний и стремлений и «отстраняющих» больного от реального мира называется:
-> образованием симптомов
образованием реакций
экранированием
бегством
Обстоятельства, когда человек не обращается к психологу даже при наличии объективных причин для обращения за психологической помощью, связаны с тем, что:
-> у человека недостаточный уровень образования и информированности по вопросам психологии
-> у человека существуют определенные психологические барьеры
против этого выступает его близкое окружение
человек не уважает профессию психолога
Общее название индикаторов действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента, – это:
-> психологические ключи
вербальные показатели
очаги проблемы
неконгруэнтность реакций клиента
Общение, ориентированное на понимание и принятие собеседника, уважение к его личности, безоценочное реагирование на его мысли, чувства, высказывания и эмоциональные состояния, называется _____________
-> рефлексивным
Обычная консультативная беседа, как правило, длится:
-> 50 минут
20 минут
2 часа
3 часа
Описывает все места работы человека, перечисляя их в обратном порядке - от последних к более раним, резюме
-> хронологическое
функциональное
упорядоченное
свободное
Организационно-психологическое (управленческое) консультирование направлено на решение проблем, возникающих в:
-> учреждения, фирмах, компаниях
системах «человек – машина»
межнациональных отношениях
представительных органах власти.
Ориентированность жалобы клиента на кого-то, – это _____ локус жалоб
-> субъектный
Основная цель возрастно-психологического консультирования заключается в осуществлении:
-> контроля за ходом психического развития ребенка
в приобщении ребенка к психологическим знаниям
коррекции дефектов речи
профилактики суицидальных действий
Основной проблематикой консультирования в дошкольном и школьном возрасте являются трудности в развитии, воспитании и обучении детей именно в периодах возрастных
-> кризисов
Основной характеристикой эмпатического поведения практического психолога являются: высказывания, несущие в себе:
-> сочувствие, принятие
объективность, отстраненность
критику поведения клиента
предложение плана действий.
Основным понятием в теории З. Фрейда является понятие:
-> бессознательное
либидо
катарсис
эго
Особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и. клиентом, характеризующееся проекцией на консультанта черт личности другого человека, называется:
-> трансфером
контрпереносом
терапевтическим альянсом
эмпатийным взаимодействием
Открытыми являются вопросы консультанта,
-> на которые невозможны однозначные, короткие ответы
которые не затрагивают интимные стороны жизни клиента
содержание ответов на которые не может быть однозначно оценено и проинтерпретировано психологом
ответы клиента на которые могут обсуждаться с другими лицами
Отличительными особенностями психологического консультирования, по сравнению с психотерапией является то, что:
-> оно охватывает более широкий круг проблем
-> оно отказывается от концепции болезни
признается ведущая роль консультанта в решении проблем
более строго оцениваются отклонения поведенческой активности человека от психической нормы
оно более длительно по времени
Отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии, – это
-> консультативная психология
психиатрия
психокоррекция
понимающая психология
Отрасль психологии, предмет которой – психологическая помощь, – это психология
-> практическая
академическая
консультативная
житейская
Ощущение исключительности произошедшей с человеком беды или совершенного им самим проступка относится к такой группе причин обращения его к психологу, как:
-> потрясение
тревога
порочный круг конфликта
поиск участия
Перевод неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, чувств из сознания в сферу бессознательного – это:
-> вытеснение
сублимация
интроекция
проекция
Передача собеседнику его же сообщения, но словами того, кто слушает, называется:
-> перефразированием
обобщением
пересказом
уточнением
Переживаемые клиентом изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий, называется:
-> инсайтом
катарсисом
сублимацией
принятием ответственности
Перенос на пациента собственного эмоционального опыта психотерапевта называется:
-> контртрансфером
экранированием
переносом
замещением
Переход к другому масштабу видения ситуации или сведение в одну логическую систему разрозненных деталей психологической ситуации, поднимающей его на новый уровень понимания проблем, – это вид интерпретации:
-> обобщения
вывода
комментария
аналогии
Перечисленные стадии консультирования: 1) установление контакта 2) осознание желаемого состояния 3) формулирование терапевтической задачи 4) обобщение результатов взаимодействия 5) уяснение проблемы клиента - в реальном консультировании составляют следующую последовательность:
-> 1 5 2 3 4
5 1 2 4 3
1 3 2 5 4
1 2 5 3 4
Показ клиенту возможных вариантов решения проблемы связан, в первую очередь, с позицией консультанта:
-> эксперта
помощника
советчика
эмпатийного собеседника
Положение о том, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются очень рано и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении, характерно для психологии:
-> глубинной
поведенческой
гуманистической
когнитивной
Постоянная ориентация на индивидуальный рост клиента – характерная черта психологии:
-> гуманистической
когнитивной
экзистенциональной
«индивидуальной»
Предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента, – это:
-> консультативная гипотеза
частное предположение
альтернативный вывод
рабочая схема
Представителями бихевиоризма являются:
-> Д. Уотсон,
-> Б. Скиннер
З. Фрейд, М. Вертгеймер
А. Адлер, К. Роджерс
Л. Фестингер, К. Левин.
Представителями глубинной психологии, как теоретического направления в консультировании являются:
-> Хорни К.
-> Юнг К.
Роджерс К.
Франкл В.
Морено Д.
Представителями гуманистической психологии являются:
-> Ф. Перлз
-> Роджерс К.
К. Хорни
В. Рейх
А. Лоувен
При перефразировании высказываний клиента:
-> нельзя заменять смысл высказывания клиента
необходимо заменять смысл высказываний на более позитивный
допускается заменять смысл высказываний клиента
желательным является достижение более обобщенного смысла высказывания
Прием коррекционного воздействия, заключающийся в подведении клиента к пониманию закономерностей, формулированию выводов путем системы удачно поставленных проблемных вопросов, называется _____________
-> майевтикой
Прием коррекционного воздействия, заключающийся в подведении клиента к пониманию закономерностей, формулированию выводов путем системы удачно поставленных проблемных вопросов, называется:
-> майевтикой
проблемным анализом
директивным интервью
ассоциативным опросом
Принимая во внимание эмоциональный тон консультирования, можно выделить следующие позиции психолога-консультанта:
-> «снизу», «на равных», «сверху»
«рантье», «игрок», «специалист»
советчик, помощник, эксперт
понимающий, критикующий, советующий
Принятие людей такими, какие они есть, в большей степени связано с таким принципом консультирования, как принцип:
-> безоценочного отношения к клиенту
анонимности
разграничения личных и профессиональных отношений
ориентации на установки клиента
Прохождение личной терапии психологом-консультантом до начала консультационной практики:
-> поможет уяснению проблем будущих клиентов
вредно для будущей практики консультанта
свидетельствует о профессиональной незрелости психолога
полезно только тем психологам, которые имеют серьезные психологические проблемы
Процесс выяснения психологом того, каковы действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей, называется:
-> идентификацией проблемы
уяснением задачи
консультативным анамнезом
психологической интерпретацией
Процесс диалогического общения, в ходе которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении называется:
-> консультативной беседой
эмпатической беседой
консультативным альянсом
методом проблемного анализом
Процессы изменения содержания сознания человека, обеспечивающие бессознательную компенсацию неспособности контролировать некоторые жизненные ситуации и сигнализирующие о различных психологических проблемах и трудностях человека, – это:
-> защитные механизмы
интроекция
адаптационный синдром
инсайт
Прямые вопросы консультанта – это вопросы:
-> где тема или проблема выражены открыто
требующие однозначного ответа
короткие
выражающие личную оценку психологом обсуждаемой темы
Психолог в процессе работы должен, в первую очередь, ориентироваться на
-> жизненные идеалы и ценности клиента
социально принятые нормы и правила поведения
собственную систему норм и оценок
нормы «среднестатистического» человека, придерживающегося традиционных ценностей общества
Психолог не должен консультировать своих родственников и близких ___________
-> друзей
Психологическая помощь оказывается в целях
-> восстановления нарушенного функционального состояния психики
-> сохранения психического здоровья
-> активизации психических ресурсов
оказания моральной поддержки человеку
формирования позитивных просоциальных ценностей
Психологическая проблема для консультанта, которая заключается в выявлении причин психологических трудностей клиента, их интерпретации и поиске способов их преодоления, называется:
-> консультативной задачей
психологической трудностью
психологическим заказом
фокусом жалобы клиента
Психологическая проблема отличается от непсихологической тем, что ее решение предполагает изменение
-> личности
внешней предметной среды
существенных материальных затрат
круга знакомых
Психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования, называется:
-> психологической консультацией
отделом внутреннего консультирования
службой развития производства
службой по рекламе и сбыту продукции
Психологическое консультирование по проблемам личностного и интеллектуального развития детей разного возраста носит название консультирования:
-> возрастно-психологического
личностно-ориентированного
семейного
детского
Психологическое консультирование представляет собой:
-> помощь в решении относительно неглубоких проблем, которые требуют совета
предоставление клиенту информации на психологические темы
форму учебных занятий на психологических факультетах
совет специалистов в целях постановки диагноза.
Разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и замена ее новой – в психологическом консультировании бихевиорального направления это методы:
-> контробусловливания
подкрепления
оперантные
ассоциативные
Разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и замена ее новой – в психологическом консультировании бихевиорального направления это методы:
-> контробусловливания
подкрепления
оперантные
ассоциативные
Символическая интернализация, т.е. включение в себя человека или образа, называется:
-> интроекцией
замещением
игранием ролей
экранированием
Система мероприятий, направленных на решение психологических проблем, имеющих место у человека или группы людей, средствами практической психологии, – это:
-> психологическая помощь
психологическая служба
программа социальной помощи
система социальной благотворительности.
Ситуация актуального конфликта с кем-либо из своих близких, знакомых, из которого человек не может или не хочет выйти, являющаяся причиной обращения к психологу, называется:
-> порочным кругом конфликта
поиском участия
унынием
тревогой
Скрытое содержание жалобы клиента по своему характеру – это содержание:
-> недоговоренное
вытесненное
сознательно укрываемое
неосознаваемое
Сложный психофизиологический феномен, определяемый как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, носит название синдром _____________
-> сгорания
Совокупность обстоятельств жизни человека, его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем, – это _____________ ситуация.
-> проблемная
Совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться, – это:
-> психологическая проблема
задача консультирования
кризис
психологическая травма
Совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается, – это:
-> консультативный анамнез
психологический катамнез
демографическая информация
психосоциальный анамнез
Состояние, обусловившее обращение клиента к консультанту, при котором он, главным образом, сосредоточен на других людях, а в консультировании ищет возможности психологически "оснаститься" знаниями или приемами общения, которые бы помогли бы ему добиваться желаемых результатов от его партнеров по общению, носит название:
-> управления - манипуляция
поиском участия
порочным кругом конфликта
психологической интоксикации
Состояние, при котором клиент обращается за консультативной помощью как бы "впрок", склонен находить в себе все возможные и невозможные "комплексы", а его готовность к самоанализу столь же безгранична, сколь и его надежды на консультирование, носит название:
-> психологической интоксикацией
поиска участия
порочного круга конфликта
управления - манипуляции
Социальный заказ на деятельность психологов-консультантов является показателем:
-> степени осознания населением потребности в психологической помощи
уровня экономической обеспеченности
меры сложности деятельности
уровня социальной конфликтности.
Специфика консультирования заключается в отказе от концепции
-> болезни
Способность к сопереживанию другим людям – это
-> эмпатия
Стремление избежать неприемлемой информации, переживаний, решений путем погружения в болезнь, регрессии в поведении к более ранним стадиям возрастного развития как средству и способу защиты от конфликта и реальности называется:
-> бегством
сублимацией
толкованием бессилием
экранированием
Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление информации о процессе _______________
-> консультирования.
Существует два основных типа резюме:
-> хронологическое и функциональное
мужское и женское
квалифицированное и неквалифицированное
упорядоченное и свободное
Трактовка или подача психологом в новом ракурсе сказанного или продемонстрированного клиентом, а также того, что было выявлено с помощью диагностических методик и процедур до начала и в процессе общения – это вид интерпретации:
-> комментария
обобщения
аналогии
вывода
Трактовка психологом-консультантом информации о характере психологических проблем клиента с целью улучшения его понимания природы и причин собственных затруднений называется:
-> интерпретацией
идентификацией
рационализацией
отражением чувств
Трудности в принятии человеком жизненного важного решения являются, зачастую, причиной его обращения к психологу-консультанту, и эта причина может быть обозначена как:
-> сомнение
уныние
тревога
порочный круг конфликта
Уметь слушать рефлексивно – это значит:
-> расшифровывать смысл сообщений, выявлять их реальное значение
слышать только то, что имеет отношение к предмету разговора
угадывать в сообщениях клиента их скрытый подтекст
проявлять безоценочное отношение к содержанию излагаемого клиентом сообщения
Установление контакта психолога с человеком, обратившемся за помощью, и достижение обоюдного доверия называется:
-> раппортом
трансфером
плацебо-эффектом
эмпатией
Факторами риска в дошкольном возрасте следует считать следующие особенности поведения:
-> внушаемость ребенка к неправильным формам поведения
-> склонность ребенка ко лжи
-> реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью
спокойствие, узкий круг общения
значительная подвижность, непосредственность проявления чувств
Формирование положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как личности является содержанием механизма:
-> поддержки положительной Я-концепции
расширения горизонтов видения мира
организации эффекта отсроченного последействия
реконструкции утраченного смысла
Формированию терапевтического альянса психолога и клиента будет(ут) в больше мере способствовать:
-> проработка и понимание психологом своих чувств к клиенту
установление близких, не исключающих элементов интимности, отношений с клиентом
деловой, официальный тон беседы
искреннее обсуждение психологом своих личных проблем, аналогичных изложенным клиентом
Человек, обратившийся за помощью к психологу-консультанту и получающий от него помощь, – это:
-> клиент
пациент
испытуемый
реципиент
Эмаптия – это качество психолога, характеризующее его способность:
-> к сопереживанию клиенту
к безоценочному отношению к клиенту
тонко различать скрытый смысл высказываний клиента
к эмоциональной стабильности и подавлению мешающего работе волнения
Эмоциональное реагирование человека на происходящие травмирующие жизненные события является главной особенностью причины обращения его к психологу, и эта причина может быть названа как:
-> уныние
потрясение
тревога
психологическая интоксикация
Эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки – это:
-> синдром сгорания
смещенная агрессия
депрессия
феномен «плато»
Эмпатия практического психолога зависит от:
-> точности восприятия, умения настроиться на внутренний мир клиента
способности отдавать себе полный отчет в переживаниях
способности анализировать наблюдаемые проявления психики клиента
готовности стать на позицию клиента.
…….. слова - слова клиента, отражающие содержание его проблемы, анализ которых позволяет консультанту фиксировать тему взаимодействия с клиентом
-> Ключевые
……… - собственное объяснение клиентом психологической консультации природы и причин тех или иных психологических проблем, по поводу которых он обратился в консультацию
-> Самодиагноз