Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации.
В социологии выделяют 3 вида (метода) анкетирования:
· Раздаточное анкетирование – самый эффективный из всех видов анкетирования, так как происходит стопроцентный возврат анкет
· Почтовое анкетирование. Здесь анкеты распространяются по почте и, при наличии конверта с обратным адресом, к социологу возвращается от 40% до 60% анкет (без конверта от 7% до 11%).
· Прессовое анкетирование. Здесь анкета печатается в газете либо журнале. Самый неэффективный метод (вид) анкетирования, так как возвращается от 1% до 3% анкет.
Анкета – инструментарий исследования, в котором находится совокупность вопросов по проблеме исследования (соответствуют целям и задачам исследования). Анкета состоит из 4 частей:
1) Вводная часть (обращение к респонденту). Называется тема (проблема) исследования, называется организация, которая проводит анкетирование, указывается принцип анонимности. Даётся инструкция по заполнению анкеты. Выражается благодарность за участие респондентов в анкетировании.
2) Основная часть. Находится от 20 до 40 вопросов по проблеме исследования (при аналитическом исследовании в основной части анкеты может быть до 80 вопросов). Все вопросы основной части располагаются в соответствии с целями и задачами исследования.
3) Заключительная часть (паспортичка, блок социально-демографических вопросов). Содержит вопросы о личности респондента. Сюда обязательно входят следующие вопросы:
- ваш пол (мужской, женский)
- ваш возраст (разбивается на промежутки 3-5 лет)
- ваш социальный статус (учащийся/студент, предприниматель/бизнесмен/фермер, работник государственной сферы, наёмный работник негосударственной сферы, военнослужащий, пенсионер, безработный, домохозяин)
- ваше образование (базовое, среднее, средне-специальное, незаконченное высшее/высшее)
- место жительства (городская местность, сельская местность)
4) Путь возврата анкеты. Даётся адрес, по которому анкету возвращают социологу (при почтовом и прессовом анкетировании)
1) Открытые вопросы – в них не даётся вариантов ответа и сам респондент отвечает на вопрос так, как считает нужным.
2) Зарытые вопросы – здесь даются варианты ответа, и респондент может выбрать один или несколько вариантов ответа. Делятся на два вида:
А) альтернативные вопросы – два варианта ответа (да, нет)
Б) вопросы-меню – содержат от 5 до 20 вариантов ответа
3) Полузакрытые вопросы – здесь даётся несколько вариантов ответа, последним из которых идёт вариант «иное» или «свой вариант ответа»
4) Вопросы-фильтры – они отсеивают тех респондентов, которые не знакомы с проблемой исследования и не могут дать социологу необходимую информацию
5) Контрольные вопросы – они контролируют искренность ответов респондентов (всегда взаимосвязаны с основными вопросами темы)
6) Основные вопросы – они наиболее полно освещают проблему исследования и соответствуют задачам исследования (конкретизируют и уточняют их)
7) Вопросы об отношении к чему-либо – они выясняют, как относится респондент к той или иной проблеме и какие пути решения данной проблемы он видит
8) Вопросы о фактах – выясняют, как относится респондент к тем или иным фактам социального и иного характера, которые характеризуют проблему
9) Вопросы о мотивах – уточняют мотивацию поступков респондентов, их ценности и интересы
10) Вопросы о социальных явлениях – уточняют, какого рода социальные явления влияют (позитивно/негативно) на проблему и выясняют поступки (действия) респондентов в отношении данных социальных явлений.
1) Социологическая анкета обязательно должна содержать 3 части – вводную, основную и заключительную (4 часть анкеты даётся при почтовом и прессовом анкетировании)
2) Структуру частей анкеты нарушать нельзя
3) Вопросы в анкете должны быть обязательно пронумерованы
4) В целом анкета должна содержать 25-40 вопросов по проблеме исследования
5) Нельзя переносить при оформлении анкеты с листа на лист вводную и заключительную части. Основную часть переносить можно
6) Нельзя отделять варианты ответов на вопрос от формулировки самого вопроса (переносить с листа на лист)
7) Вопросы анкеты должны быть краткие по объёму и конкретные по смыслу
8) Вопросы не должны содержать смысловой двойственности (2 вопроса в одном вопросе формулировать нельзя)
9) Вопросы должны быть понятными для всех социальных групп респондентов
10) Вопросы не должны затрагивать индивидуально-скрытые характеристики личности и должны быть корректные
11) Вопросы анкеты не должны содержать специфической терминологии понятной какому-либо определённому кругу респондентов
12) Вопросы в анкете должны располагаться блочно в зависимости от задач исследования (в отношении каждой из задач исследования разрабатывается несколько вопросов анкеты)
13) Варианты ответов на вопрос должны соответствовать смысловой формулировке данного вопроса
Достоинства:
+ за короткий промежуток времени можно охватить большое количество респондентов
+ анонимность анкетирования
+ сравнительно дешёвый метод сбора информации
+ нет психологического барьера между социологом и респондентом
+ можно опросить респондентов, которые находятся на дальнем расстоянии от социолога (почтовый и прессовый опрос)
Недостатки:
- большой объём информации для анализа и обработки
- если респонденту неясен вопрос анкеты, рядом нет социолога, который оказал бы ему помощь