Теория единства Всемирной истории

В своих взглядах на историю, философы разделились на две группы: 1) те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики и направленности движения (как правило, это иррационалисты). 2) те, кто видит в истории закономерное направленное движение (к ним относится большинство философов). Если рассматривать общество как закономерно- направленную развивающуюся систему, то необходимо установить критерии, по которым происходит развитие. В качестве критерия выступает либо духовная сфера (дух свободы, степень нравственности, возможность развития личности и т.д.), либо материальная сфера (производство, техника и т.д.), либо смешанное (духовная и материальная сфера). В зависимости от общей схемы развития в социальной философии выделяется два подхода: 1) концепция локальных культур и цивилизаций 2) теория единства Всемирной истории

Согласно второй теории, общество рассматривается как единая история. Так, Гегель усматривал смысл мировой истории в постепенном восхождении к свободе мирового духа. Философ выделяет 3 этапа: 1) восточную эру, где свободен только один человек – это правитель, 2) античная эра, в которой свободна часть людей – это правители, аристократия, 3)германская эра – эпоха, когда свободны все. Маркс рассматривал общество с экономической позиции. Он выделяет 5 общественно-экономических формаций (ОЭФ) – ступень исторического развития общества. 1) первобытнообщинный строй 2) рабовладельческий 3) феодальный 4) капиталистический 22 5) коммунистический Смена каждой ОЭФ происходит за счет конфликта между производительными силами (техника, орудия труда и люди) и производственными отношениями (способ отношений между техникой (орудия труда) и людьми). Основными элементами ОЭФ являются: 1) базис – это экономика общества, совокупность производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, 2) надстройка – это система идей государства (политика, право, нравственность, философия и т.д.) В результате, изменение материального базиса влечет за собой изменение духовной надстройки: государственные учреждения, институты и т.д. Эти изменения, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на экономический базис, на структуру и содержание производственных отношений.