Тема 3. Античная философия

Периодизация античной философии: период становления философии (VI-V вв. до н.э.); период античного просвещения (V в. до н.э.); классический период (IV в. до н.э.); эллинистически-римский период античной философии (III в. до н.э. – V в. н.э.).

Период становления философии – натурфилософия: ионийская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит); италийская школа (пифагореизм; Парменид); Эмпедокл; атомизм; афинская философия (Анаксагор). Постановка и решение проблемы первоосновы мира.

Период античного просвещения, классический период. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Софисты: недоверие к знанию, сенсуализм, релятивизм, практицизм, конвенционализм. Сократ: добродетель как абсолютное благо, добродетель связана с пользой и счастьем, добродетель есть знание, майевтика. Платон: учение об идеях, познание как припоминание, философия как наука об истинном бытии, теория государства. Аристотель: логика, метафизика, форма и материя, первопричина, этика.

Эллинистически-римский период античной философии: скептицизм; стоицизм; эпикуреизм; кинизм; неоплатонизм.

Влияние кинизма, стоицизма, неоплатонизма на христианскую философию. Кинизм: идея аскетизма, презрение к миру, мирским наслаждениям, богатству и славе. Стоицизм: учение о Логосе, который в христианстве отождествляется с Христом, учение о судьбе и божественном предопределении, космополитизм. Эпикуреизм: счастье как наивысшее благо, гедонизм, культ жизни. Скептицизм: сомнения по поводу познания действительности, воздержание от суждений. Неоплатонизм: религиозные основания философии, учение о Едином, тождественном Благу, которое в христианстве отождествляется с Богом, учение о мире как Божественной эманации, учение о стадиях эманации.