Технико-экономическое обоснование размещения внутрихозяйственных магистральных дорог и инженерных сооружений
Целью размещения магистральных внутрихозяйственных дорог является размещение инженерных объектов и сооружений, производственной и социальной инфраструктуры для обеспечения производственных технологических процессов, транспортировки и переработки продукции.
К объектам инженерной инфраструктуры относят:
1) внутрихозяйственные магистральные дороги и дорожные сооружения;
2) объекты мелиоративного строительства, трассы магистральных каналов, водозаборы и коллекторы;
3) объекты водоснабжения и обводнения, линии электропередач, связи, газопроводы и другие линейные инженерные сооружении;
4) лесомелиоративные и гидротехнические противоэрозионные объекты общехозяйственного значения.
При размещении магистральных дорог и инженерных сооружений должны учитываться требования:
а) обеспечение полного, рационального и эффективного использования земель, их охраны, создание условий для правильной организации территории;
б) обеспечение минимальных капитальных вложений на строительство объектов инженерного оборудования при обязательном соблюдении технических требований строительства;
в) создание условий для внедрения новых и совершенствования существующих технологий производства, хранения и переработки с/х продукции, содержания животных;
г) снижение затрат труда и материально-денежных средств на производство продукции.
В зависимости от характера размещения объекты инженерного сооружения выделяют следующие: территориальные или площадные; линейные (магистральные дороги, осушительные и оросительные каналы, водоводы, ЛЭП); гидротехнические инженерные и противоэрозионные (плотины, запруды, водозаборы, террасы).
В качестве технико-экономического обоснования приводят:
1) эксплуатационно-технические обоснования. Общая площадь инженерных сооружений, протяженность, плотность; число дорожных сооружений; протяженность новых сооружений.
2) экономические. Стоимость строительства дорог и инженерных сооружений; вне-транспортные потери производства; годовая экономия от улучшения сети и срок окупаемости.
Данные по технико-экономическим показателям размещения магистральных дорог и инженерных сооружений в таблице 2.
Таблица 2 Технико-экономическое обоснование размещения внутрихозяйственных магистральных дорог и инженерных сооружений.
Показатели | 1вариант |
Технические показатели | |
Протяженность дорог | |
Плотность дорог (км/га) | 0,6 |
Дорожные сооружения: мосты трубы | |
Протяженность новых дорог (км) | |
Экономические показатели | |
Стоимость строительства (тыс. руб.): новых дорог мосты трубы | |
Внетранспортные потери сельхоз производства в зависимости от плотности дорог (тыс. руб.) | |
Годовая экономия от улучшения сети магистральных дорог (тыс. руб.) | 720,72 |
Срок окупаемости капитальных вложений (лет) |
Технические показатели
Протяженность дорог = № варианта*10=40.
Плотность дорог = (40/площадь с/х угодий)*100=(40/7245)*100=0,6.
Экономические показатели
Стоимость строительства новых дорог = 450*4=1800; мостов = 250*2=500; труб = 50*1=50.
Внетранспортные потери = (1 - плотность дорог) * 125000 =(1-0,6)*12000=50.
Годовая экономия от улучшения сети магистральных дорог = (себестоимость продукции*снижение себестоимости транспортной продукции вследствие улучшения дорог)/1000.
Снижение себестоимости = № варианта в процентах = 4%
Себестоимость продукции = площадь пашни (по1 варианту 1 таблицы)* себестоимость 1 центнера продукции*урожайность.
Себестоимость 1 центнера продукции = 500 руб.
Урожайность = 10+№ варианта/10=10+4/10=10,4.
Себестоимость продукции = 3465*500*10,4=18018000.
Годовая экономия от улучшения сети магистральных дорог = (18018000*0,04)/1000=720,72.
Срок окупаемости = размер капиталовложений / годовую экономию от улучшения магистральных работ.
Размер капиталовложений = стоимость строительства новых дорог + мостов + труб = 1800+500+50=2350.
Срок окупаемости = 2350/720,72=3,3, округляем до целых – 4 года.