Элеаты о бытии. Проблема единого и многого философии Парменида и Зенона.

Элейская школа — древнегреческая философская школа раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V вв. до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии).

Элейцы разрабатывали теоретическое учение о бытии и впервые предложили данный термин. Они заложили фундамент классической греческой онтологии (учение о сущем, о бытии как таковом). Представителями данной школы являются: Ксенофан (считается основателем данной школы, так как был учителем Парменида), Парменид, Зенон и Мелисс. Элеаты впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Парменид (6-5 век до н.э.) был уроженцем города Элеи (Юг Италии). Он говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума.

Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум. Те вещи, которые воспринимались с помощью чувств, Парменид считал иллюзией. Единственное, что ,по его мнению, могло приобрести статус истинного знания – это единое, бесконечное и неделимое бытие. Бытие не может быть единством противоположностей, как у Гераклита, ибо противоположностей у бытия просто нет. Единство бытия подобно шару.

Доверять можно только разуму, чувства нас обманывают, создают иллюзорную картину. Один и тот же предмет кажется огромным ребенку и нормальным взрослому человеку. Одна и та же пища может быть вкусна, когда ты здоров и отвратит, когда болеешь. Чувствам нельзя доверять, в них не может быть согласия. Разум – другое дело: 2х2=4 - всегда и здесь не может быть разногласий. Любит доказывать от противного. Парменид рассуждал следующим образом: бытие – это все, что есть, существует. Противоположность ему – небытие, т.е. все то, чего нет. Но раз в небытии ничего нет, значит, и небытия нет, а значит, есть только бытие. При этом бытие статично, т.е. в нем нет движения, изменения. Все те перемены, которые мы видим и ощущаем вокруг себя, происходят не в бытии, а в мире наших представлений, мнений. Бытие же – это то, что мы можем помыслить, но не увидеть, т.е. это синоним мышления.

Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок:

1)Есть только бытие, небытия нет;

2)Существует не только бытие, но и небытие;

3)Бытие и небытие тождественны.

Истинной Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, только оно истинно сущее.

С защитой учения Парменида от возражений выступил его ученик Зенон. Зенон- древнегреческий философ, ученик Парменида и конечно же, представитель элейской школы. Родился в Элее. Зенон знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества.(апории- внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве). Данными апориями Зенон также пытался доказать неподвижность бытия (логическими парадоксами).

Таким образом,все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие).